Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду

Обиходные названия

Пятницкая церковь; Параскеевская церковь; Прасковьевская церковь

Тип постройкицерковь
Дата основанияне ранее XV в.
Дата постройки последнего здания1686-1687   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторнет данных
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Статусне сохр.
Адрес на 1917 г.Москва, пл. Охотный ряд, 7
Современный адресМосква, ул. Тверская, [перед д. 2 со стороны ул. Охотный ряд]
Краткое описаниеПоследняя по времени каменная церковь выстроена в 1686-87 гг., декор изменен при перестройке в XVIII в. Большая двухэтажная постройка, увенчанная поставленным пятиглавием, развернутым по странам света. Престолы разновременные: внизу главный преп. Параскевы и придельные Николая Чудотворца и Иоанна Воина. В верхнем этаже главный Воскресения Словущего, а придельные Александра Невского и вмц. Екатерины. Колокольня поздняя - кон. XVIII в. Храм снесен в 1928.
См. также
Изображение
Пятницкая церковь в Охотном ряду, в Москве.
Пятницкая церковь в Охотном ряду, в Москве.

Дата съемки: 1881 год
Фот.


см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.757503°N   37.615597°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки15 октября 2006 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 226-229
Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду
Охотный ряд, затем просп. Маркса, с 1990 г. вновь Охотный ряд, 10, угол Тверской, затем Горького, с 1990 г. вновь Тверской ул., 2 - на месте современного здания и тротуара перед ним
"Первые сведения об этой местности относятся к XV в. Уже тогда она была густо заселена, о чем говорят стоявшие здесь в то время две церкви: церковь Параскевы Пятницы, построенная до 1406 г., и церковь Анастасии, построенная в 1458 г."[3].
"В 1652 г. была взята благословенная грамота на каменную церковь, значущуюся с 1657 г. Нынешний храм построен кн. В. В. Голицыным: внизу церковь Параскевы, а вверху Воскресенья, которую освятил 23 января 1687 г. Патриарх Иоаким"[2].
"В 1737 г. большой пожар уничтожил здесь деревянные лавки. Посреди современной площади еще до пожара, с 1732 г., стояла каменная колокольня церкви Параскевы. Хотя с 1723 г. Петром I было запрещено хоронить покойников в центре города, кладбища при церквах Параскевы и Анастасии еще оставались. По плану регулирования Москвы в 1775 г. требовалось здесь открыть площадь, а церкви Параскевы и Анастасии с колокольнями, кладбищами и церковными постройками подлежали сносу. В 1793 г. были снесены церкви Анастасии, колокольня церкви Параскевы и другие строения. Церковь Параскевы не была снесена, так как по отзыву митрополита Платона "была крепка во всех частях и благообразна" и стояла не посреди площади, а в стороне. Взамен снесенной колокольни к ней была пристроена с запада новая"[3].
"После Наполеона возобновлена стараниями главным образом графини А. Р. Чернышевой. Вверху главный престол Воскресения Словущего и приделы 1815 г. - Екатерины мученицы, Александра Невского"[2]. "Приделы устроены Дворянским собранием в 1815 г. в честь Александра I и его сестры Екатерины Павловны"[4].
"Внизу, кроме главного престола Параскевы, приделы: Николая Чудотворца, устроен кн. А. И. Троекуровым в 1782 г.; Иоанна Воина 1877 г."[2].
"Церковь обновлялась в 1897 г."[4]. "На колокольне сохранился колокол 1690 г."[2].
"В этом храме ежегодно 19 февраля служили молебен в память освобождения крестьян"[2].
Около 1926 г. церковь, наряду с другими старинными храмами центра города, подверглась реставрации (см. снимок в кн. [6]).
"Разрушена в 1928 г."[2]. Указание Сытина на 1930 г.[3] не верно.
О разрушении сохранился любопытный документ - статья в "Рабочей газете" 1928 г.:
"КОНЕЦ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ.
В Охотном ряду, подле пивных, лавок частников, на тротуаре - группы заинтересованных чем-то людей. Тут и официанты трактирных заведений, и ветхозаветные (?! - П. П.) старушки, и комсомольская молодежь, и замешкавшаяся домашняя работница с кувшином молока, и рабочий телефонной станции, увешанный аппаратами, и торговцы вразнос, с лотками на голове, и чистильщик сапог... Все смотрят туда, где, вынесенная из ряда домов, одиноко маячит церковь Параскевы Пятницы. 240 лет тому назад, в 1688 г. князь Голицын выстроил ее для себя и своих близких (?? - П. П.). А сегодня с высокой колокольни вниз к лебедкам протянулись стальные тросы. Подле лебедок опрокинутой чашкой стоит 200-пудовый колокол. Несколько поодаль лежат на земле громадные металлические языки. Из церкви выносят куски позолоченного дерева, остатки иконостаса и всяких украшений. Церковь Параскевы Пятницы сносится. Прислушиваюсь к беседам:
- Разоряют, - бросает слово, как удочку, пожилая женщина.
- Ну, не первая и не последняя.
- А зачем? Кому мешала?
- Ты что, бабка, треплешься, боишься, что твово бога жилплощади лишат? - спрашивает сосед.
- Небось, синагоги не трогают, - бросает антисемитский тип, высокая гражданка в допотопной шляпке.
- Вот и неправда ваша, - отзывается молодайка с ребенком на руках. - Все одно, что церковь, что синагога. В Себеже, пишет тетка, всего одна синагога осталась.
- Молиться, - замечает благообразный старик, - возможно во всяком месте, а церковь, которая мешает движению, нужно снесть.
- Правильно, - басит электротехник. - Ежели ваш бог вездесущий, вроде беспроволочного, так он и без храмины обойдется.
В церкви почти ничего от культа не осталось. Среди рабочих бродят с портфелями два представителя Главнауки. Они недовольны:
- Ведь это первый в Москве памятник украинского стиля, - говорят они.
- Тут ценнейшие изразцы...
Моссовет уже внял этим жалобам. Для изысканий дана небольшая отсрочка.
Через месяц-два Параскева Пятница будет окончательно снесена. Не станет помехи уличному движению, исчезнет ненужный свидетель (!) мрачного прошлого" ([7] - подпись короткая: "П.").
И другой документ, опубликованный совсем недавно:
"27 июня 1928 года - самая трагичная дата в истории церкви Параскевы Пятницы. Перед пришедшими рано утром для обмеров открылся апофеоз разрушения. Впрочем, лучше предоставить слово самим рабочим, тут же составившим описание увиденного: "...три боковые главы были обрушены, причем все керамические облицовки барабанов глав оказались побитыми в мелкие осколки и валялись, перемешанные с щебнем, на крыше здания... Означенные работы Москоммунхоза оказались начатыми тов. Ламмом... с 1 часу ночи (!!!) без всякого предупреждения представителей Главнауки..."
Не требуют комментариев акты реставраторов, составленные чуть позже: "...в ночь на 29 июня по распоряжению прораба МКХ Ламма были разрушены междуэтажные своды между первым и вторым ярусом... Прорабом МКХ Ламмом заявлено представителям Главнауки, что никакие комиссии и представители Наркомпроса допускаться на разбираемое здание не будут".
И как точка в этой хронике вандализма: "В три часа дня 30 июня 1928 года был обрушен рабочими МКХ внутрь здания верхний восьмерик средней главы, украшенный изразцами и угловыми керамическими колоннами, причем ни один изразец не был вынут и сохранен. Работники Главнауки к изъятию ценных частей допущены не были"[12].
Ныне на месте храма стоит построенный в 1935 г. архитектором А. Я. Лангманом дом СТО (Совета Труда и Обороны), в котором размещался Госплан[8]. Часть места, занимавшегося ранее храмом, отошла под тротуар перед ним.
 
[1] Александровский, № 256.
[2] Рукопись Александровского, № 54.
[3] Сытин. С. 148-151, 157.
[4] Синодальный справочник.
[5] Путеводитель Машкова. С. 192.
[6] История русского искусства. М., 1959. Т. 4.
[7] Конец Параскевы Пятницы // Раб. газета. 1928. 29 июня.
[8] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 335-338.
[9] Материалы. С. 460.
[10] Торжество освящения храма Параскевы Пятницы в Охотном ряду. М., 1878.
[11] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. Приложение 1-е. М., 1888. (вид Охотного ряда).
[12] Козлов В., Седельников В. Конец Охотного ряда // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 4. С. 24-28, 32.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Всевидящее око"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Хабоцком"

см. весь список

Из фондов проекта:
памяти Сергия Радонежского
Преп. Сергий Радонежский примиряет благоверных князей Димитрия Донского и Олега Рязанского.
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет