Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке

Обиходные названия

Богородицкая церковь; Успенская церковь

Тип постройкицерковь
Дата основанияне позже 1-й четв. XVII в.
Дата постройки последнего здания1668-1670   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор
1877:Зборжевский Н. А. - перестройка
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Статусне сохр.
Адрес на 1917 г.Москва, ул. Остоженка, 39
Современный адресМосква, ул. Остоженка, [сквер перед д. 41]
Краткое описаниеУпоминается впервые под 1625 как церковь Иоанна Лествичника. Каменный храм был построен в 1668-70, в последующие времена сильно переделан, в нач. ХХ в. представлял собой одноглавый четверик с трапезной и колокольней, отделанный в духе классицизма. Приделы Сретения Господня и Николая Чудотворца. Сломан в 1934, вскоре после закрытия. Место пустует.
См. также
Изображение
Московская церковь Успения на Остоженке.
Московская церковь Успения на Остоженке.

Дата съемки: 1881 год
Фот.


см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.738253°N   37.595806°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки26 октября 2006 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 407-409
Церковь Успения Божией Матери на Остоженке "в сельце Семчинском"
Остоженка, сквер между д. 39 и 47, перед д. 41, стоящим в глубине двора
"По мнению историков Москвы, трасса Остоженки была в древние времена дорогой из Киева и Смоленска во Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Она шла через Москву-реку (там, где сейчас стоит Крымский мост, а тогда был брод) мимо прибрежных сел и лугов к Кремлю и далее на север и северо-восток.
Недалеко от современной улицы находилось великокняжеское село Семчинское, впервые упоминаемое в 1339 г. "Приказываю сынам своим отчину свою Москву", - говорилось в завещании Ивана Калиты. "А се есьм роздел им учинил", - продолжал он, и далее следовал перечень городов, слобод и сел, и в числе последних "село Семциньское". Оно обязательно входило в завещания московских великих князей в продолжение почти 200 лет. Это село часто упоминается и в летописях в связи с многочисленными пожарами в Москве. Так, в царствование Ивана IV в 1547 г. "бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Черторья потере до Семчинского сельца, возле Москву реку..." Это село упоминается в летописи также и в связи с тем, что Иван Грозный взял его в опричнину: "Повеле же и на посаде улицы взяти в опричнину от Москвы реки: Чертольскую улицу и с Семчинским сельцом и до всполья".
Другое село, стоявшее на берегу Москвы-реки, называлось Киевец - по выходцам из Киева. Карамзин приводит сведения о переселении в 1332 г. в Москву на службу к Ивану Калите боярина Родиона Нестеровича с сыном Иваном "и с ним же княжата и Дети Боярские и двора его до тысящи и до семи сот". Они поселились здесь, невдалеке от сухопутной дороги из Киева и построили деревянную церковь Николая, "что в Киевцах"... Эта полулегенда-полубыль неожиданно получила подтверждение в наши дни, и вот каким образом. После разборки в 1935 г. Успенской церкви на Остоженке в Третьяковскую галерею поступила икона, уже в плохом состоянии.
Когда ее расчистили и отреставрировали, оказалось, что это прекрасное произведение русской живописи, изображающее Николу Зарайского, культ которого был широко распространен на Руси, ибо считалось, что он защитник от "насилия поганых", бесчисленных врагов, окружавших Русь. По определению искусствоведов, икона написана как раз на рубеже XIII и XIV вв. мастером именно киевской школы. А в старинном московском роду Квашниных-Самариных, выводящих свое родословие от сына Родиона Нестеровича Ивана, по прозвищу Квашня, сохранилось семейное предание о вывозе этой иконы из Киева. Кстати, Квашнины-Самарины в XVIII в. были старостами в приходе церкви Николы в Киевцах. Деревянная церковь, перестроенная в каменную в 1691 г., стояла до 1772 г. на берегу Москвы-реки. Вода постепенно подмывала берег, и ее пришлось разобрать. Кирпич пошел на ограду Зачатьевского монастыря, а икона была передана в соседнюю Успенскую церковь, откуда и поступила в Третьяковскую галерею.
Села были окружены обширными лугами, где косили сено для княжеского двора. По стогам сена улица и получила название Остоженки, возвращенное ей в 1986 г., после того, как она в продолжение почти 50 лет называлась Метростроевской. В конце улицы, у Крымского брода, находился царский конюшенный "Остоженный двор", застроенный по периметру небольшими деревянными зданиями, любопытный и редкий рисунок которых сохранился в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде[8]. М. М. Сухман уточняет, что в исходном значении "Киевец" не урочище или село, а дорога на Киев.
"На месте сквера и д. 39, появившегося в 1920-е гг., стояла церковь Успенья "что на Остожье". Около нее исстари, до середины прошлого столетия, 15-16 августа по старому стилю устраивались общемосковские народные гулянья"[5].
"Получала ругу - существовала до Романовых. По Патриаршим книгам известна с 1625 г. Первоначально звалась по имя Иоанна Лествичника. Деревянная показана в 1657 г. Каменная построена в 1668-1670 гг. В 1732 г. построен теплый придел, освященный по тезоименитству императрицы Анны Иоанновны во имя Симеона и Анны. В 1823 г. храм обновлен и освящен вновь. Алтарь переложен в начале XIX в., окна переделаны во второй половине XIX в. Трапезная 1732 г. с отгороженным в юго-восточном углу приделом преп. Николая, который еще в 1910-х гг. помещался на хорах над аркой, ведущей в главный храм. Справа к трапезной пристроен ампирный придел 1823 г. во имя Сретения Господня; придела Симеона и Анны с 1823 г. нет. Колокольня 1723 г."[2].
"Сооружена в 1670 г. царем Алексеем Михайловичем. Обновлена в 1896 г."[4]. "В существующей церкви сохранились древние стены и главка. Трапезная и колокольня позднейшие"[3].
"Храм закрыт в 1933 г., сломан в 1934-м"[10] или 1935 г.[2].
 
[1] Александровский, № 101.
[2] Рукопись Александровского, № 267.
[3] Путеводитель Машкова. С. 204.
[4] Синодальный справочник.
[5] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 21.
[6] Материалы. С. 596.
[7] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Гос. Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 78-80: ил.
[8] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 123-124.
[9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 315.
[10] Козлов В. Жертвы Метростроя // Моск. журнал. 1992. № 3. С. 29-30; фото слома на с. 31.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Голгофа"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Долгом"

см. весь список

Из фондов проекта:
Зимние виды
Рождественский собор Рождественского монастыря во Владимире
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет