Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца, что в Кузнецах

Николо-Кузнецкая церковь
 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Николая Чудотворца, что в Кузнецах

Обиходные названия

Николо-Кузнецкая церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь

Тип постройкицерковь
Дата основанияне позже 1-й четв. XVII в.
Дата постройки последнего здания1805   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторнет данных
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Москва, Лужниковский пер., 7
Современный адресМосква, Вишняковский пер., 15
Телефон(495) 951-61-41
Webhttp://nikvkuz.ru/
Краткое описаниеИзвестна с 1625, была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 заменена в 1805 новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722. Северный придел был Василия Амасийского (1766), переосвящен во Введенский в 1847. В советский период храм не закрывался.
См. также
Изображение
Московская церковь Николы в Кузнецах.
Московская церковь Николы в Кузнецах.

Дата съемки: 1882 год
Фот.

всего изображений в галерее: 58

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.736675°N   37.632575°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки27 ноября 2007 года
Дата обновления карточки22 апреля 2017 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 513-518
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, или попросту "в Кузнецах"
Лужниковский, ныне Вишняковский, пер., 15, угол Кузнецкой, ныне Новокузнецкой, ул., 19
"Прежнее название улицы - Кузнецкая - было дано по находившейся здесь слободе кузнецов"[11].
"Урочище "Кузнецы" появилось за Москва-рекой не позднее 1490 г. Документально церковь Николы известна с 1625 г. деревянной. Каменная построена в 1683 г. Придел преп. Сергия известен с 1722 г. В 1766 г. пристроен придел Василия Амасийского. В 1805 г. вместо прежней выстроена нынешняя главная часть. В 1847 г. перестроена трапезная и придел Василия переосвящен в честь Введения Богородицы; в том же году возведен новый этаж колокольни"[2].
"Первое основание храма Николая Чудотворца на Новокузнецкой ул. можно отнести к XV в. В то время была заложена Кузнецкая слобода в Замоскворечье, куда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, где прежде находилась их Кузнецкая слобода. Впервые в окладных книгах Патриаршего казенного приказа церковь упоминается от 1625 г. под именем "Николы в Кузнецах". Можно полагать, что церковь была построена значительно раньше 1613 г., потому что она получала ругу (содержание приходского клира от казны деньгами и съестными припасами), а цари из династии Романовых основанным при них приходским храмам руги уже не давали.
В строительной книге церковных земель за 7165 (1657) г. в разделе "За Москвой-рекой" говорится: "Церковь деревянная Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе..." Там же указано, что храм относился к Замоскворецкому сороку. Согласно реестру 1722 г. каменный храм впервые был построен по благословению Патриарха Иоакима в 1683 г., а согласно клировым ведомостям - в 1681 г. Если вспомнить, что в древности слово "построить" по отношению к храму означало "заложить", то разногласие легко объясняется: в 1681 г. была закладка храма, а в 1683 г. - завершение строительства и освящение. Эта каменная церковь, возможно, была пятиглавая; однако не сохранилось сведений о том, когда была пристроена трапезная с приделом и колокольня. В реестре 1722 г. Никольский храм значится уже с приделом во имя преп. Сергия Радонежского (с юга. - П. П.). В 1766 г. был устроен второй придел - во имя священномученика Василия Амасийского.
В 1805 г. старый храм был разобран (возможно, с сохранением некоторых частей. - П. П.) и выстроен "тщанием прихожан" новый, сохранившийся до настоящего времени. Храм одноглавый в стиле ампир. Над северным и южным входами в круглых нишах установлены барельефы апостолов - по два над каждым входом. Можно полагать, что это изображение св. евангелистов. Большие размеры светового барабана, перекрытого сферическим куполом, его "ротондальный" характер, сдержанная, в духе строгой классики, разработка плоскости стен и мощный объем абсиды указывают на школу М. Ф. Казакова, одним из учеников которого, по-видимому, и был построен Никольский храм. Одновременно была сооружена и колокольня. Верхний ее ярус был перестроен при возведении новой трапезной в 1847 г. Интерьер прекрасно освещается через большие тройные окна барабана, в куполе которого изображена Св. Троица. В новой трапезной были устроены большие придельные алтари: название южного придела преп. Сергия было сохранено, а северный митр, московским Филаретом (Дроздовым) был переосвящен в честь Введения Богородицы (митр. Филарет настаивал, чтобы во всяком храме непременно хотя бы один престол был посвящен Господнему празднику. - П. П.). При этом митр. Филарет указал, что память свщмч. Василия Амасийского (26 апр. ст. ст.) следует продолжать праздновать как престольный праздник, считать его покровителем храма и всегда поминать на отпусте. Трапезная внутри перекрыта крестовыми сводами на четырех столпах; все подпружные арки свода украшены лепниной весьма тонкой работы и хорошего рисунка - сложными арабесками в духе итальянского ренессанса.
Сохранилось упоминание об обновлении храма в 1895 г., когда были реставрированы иконостасы и стенная роспись, а также устроено калориферное отопление"[8].
"Церковь Николы Чудотворца, "что в Кузнецкой слободе". Приходская слобожан-кузнецов вначале была деревянной, а в 1681-1683 гг. ее перестроили в камне. К 1805 г. здание обветшало и было заменено новым, дошедшим до нашего времени, - на четверике здания с сильно выступающей абсидой возведена ротонда с оригинальными трехчастными окнами. К зданию церкви в 1847 г. пристроена широкая, как бы "расплывшаяся" трапезная. Тогда же был возведен и верхний ярус колокольни, на котором висит 153-пудовый колокол"[18].
"При церкви - приходское попечительство"[6].
В 1930-е гг. храм не закрывался. С 1927 по 1950 г. настоятелем его был известный прот. Александр Смирнов (ум. в 1950 г., похоронен на Даниловском кладбище). Он не только сумел отстоять свою церковь, но и способствовал перенесению в нее различных святынь из затворявшихся окрестных храмов (см. ниже), в связи с чем в народе даже сложилась наивная легенда о том, будто бы он был родственником Ленина и поэтому уцелел.
"Первоначальный иконостас главного алтаря не сохранился. Существующий ныне схож с иконостасами приделов трапезной и, по-видимому, сооружен вместе с ними в сер. XIX в. Иконостасы выдержаны также в стиле ренессанс, отличаются тонкостью резьбы и гармонируют с лепными украшениями стен и потолков. Небезынтересно отметить, что на старых фотографиях видны на серебристо-белых куполах храма золотые звезды, к сожалению, замененные уже в наше время позолотой куполов.
Основная святыня храма - чтимый образ Богородицы "Утоли моя печали". Он был перенесен (при закрытии. - П. П.) из церкви Св. Николая в Садовниках ("что на Пупышах") и поставлен во Введенском приделе, промыслительно посвященном митр. Филаретом Пресвятой Богородице. Позднее для иконы был сделан резной киот. Первоначально икона "Утоли моя печали" была принесена в Москву казаками в 1640 г.; в церкви Николы на Пупышах был устроен придел в честь этого образа. В память о бывшем от иконы 25 янв. 1760 г. знамении в этот день был установлен ей праздник, тогда же были составлены служба и акафист. Благоговейное почитание святого образа особенно проявилось во время чумы 1771 г. Вероятно, из-за ветхости первоначальной иконы с нее была сделана в XVIII в. настоящая копия, поставленная сначала в приделе церкви Николы на Пупышах, а потом перенесенная в церковь Николы в Кузнецкой. Хотя икона выполнена в XVIII в., но в традиции боговдохновенного древнерусского иконописания.
Храмовая икона св. Николая первой половины XVII в., находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначального деревянного храма. На ней - 18 клейм жития святого. Пожалуй, это наиболее ценный с точки зрения художественной древний образ в Никольской церкви сегодня. Клейма исполнены в севернорусской традиции, средник же с поясным изображением святителя отличается более изысканным характером, типичным для столичной школы.
В главном храме имеется большая икона Богоматери "Взыскание погибших", копия с чтимого образа, что в с. Бор бывшей Калужской волости.
В Сергиевском приделе записанная икона преп. Сергия с житием, XVII в.
Большой любовью прихожан пользуется Иверский образ Богоматери, ранее находившийся в церкви Георгия на Б. Ордынке, известной также как Иверская. Еще в XIX в. прихожане этой церкви получили по своей просьбе от митр. Филарета Московского в дар одну из так называемых "заместительниц" знаменитого образа из Иверской часовни Воскресенских ворот Китай-города. В 1930-е гг. (после закрытия церкви Георгия - П. П.) икона была передана в Никольский храм и, как особо почитаемая, поставлена в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.
Икона "Покрова Пресвятой Богородицы" новгородского письма XVIII в. представляет по своей композиции довольно редкий вариант традиционного сюжета. Из других икон следует отметить образа в иконостасе Сергиевского придела, относящиеся к последней трети XVIII - началу XIX в. и отличающиеся особым изяществом рисунка и тонкостью живописи. Среди них - изображение Спасителя и Богоматери на престолах (по обеим сторонам Царских врат), Архангела Михаила (на северной двери), изображения праздников, а также на южной двери редчайшая икона с оригинальной композицией - "Святитель Алексий, возлагающий крест на преп. Сергия". При входе в трапезную на столпах - две большие иконы XIX в. в своеобразных металлических окладах - "Ветхозаветная Троица" и "Богоматерь Боголюбская".
Плащаница Спасителя находится в глубокой нише с правой стороны северного придела. Металлическая подставка - в виде высеребренной гробницы, на которой положена Плащаница. Над Плащаницей - больших размеров полотно "Снятие со Креста".
Интересно напрестольное Евангелие форматом 34x49 см и весом 19 кг, напечатанное в 1698 г. Оклад - металлический, более позднего времени; на верхней крышке - Деисусный чин и евангелисты, на нижней - "Жена, облеченная в солнце". Вероятно, об этом Евангелии упоминается в книге И. К. Кондратьева "Седая старина Москвы" (М., 1893. С. 542) в главе о Никольском храме в Кузнецах: "Между святынями храма имеются напрестольное Евангелие и месячные Минеи, напечатанные в XVII в. и пожертвованные в храм серебряных дел мастером Пшеничным". Возможно, этим мастером выполнен и оклад.
Наибольший колокол весом 153 пуда отлит, как явствует из надписи на нем, в 1849 г. Рядом с ним другие меньшие колокола для трезвона"[8].
В храме также находятся: праздничная икона из больничной церкви Жен-мироносиц Марфы и Марии из закрытой Марфо-Мариинской обители; на западной стене трапезной два произведения "религиозной живописи" - "Голгофа" и "Трубный глас", середина XIX в.
"Из последних настоятелей храма: прот. Николай Померанцев, духовник Замоскворецкого благочиния (сорока) - с 1910 по 1927 г.; прот. Александр Смирнов, бывший ректором Московских духовных академий и семинарии и ответственным секретарем "Журнала Московской Патриархии", сменил его в 1927 г. и был бессменным настоятелем в течение 23 лет до своей кончины в 1950 г. В 1950 г. настоятелем в течение года был прот. Григорий Разумовский. С 1951 г. настоятелем является прот. Всеволод Дмитриевич Шпиллер (из реэмигрантов. - П. П.). При нем церковным советом с участием прихожан неоднократно проводился ремонт храма снаружи и внутри. В 1952 г. было установлено паровое отопление и приточно-вытяжная вентиляция. О. Всеволод произносит глубокие проповеди, с особым чувством во время пассий Великим постом.
Еженедельно перед образом Богоматери "Утоли моя печали" по четвергам совершается молебен с каноном "Скорбных наведения...", акфистом и малым водоосвящением. Большое торжество совершается 7 февраля (25 января) в день прославления образа.
25 апреля 1924 г. всенощное бдение в храме совершал Св. Патриарх Тихон. Его Святейшество почитал образ Богоматери "Утоли моя печали" и неоднократно служил перед ним в храме св. Николая на Пупышах.
Служили в Никольском храме и Патриархи Сергий, Алексий и Пимен"[8].
Вплоть до 1984 г. настоятелем церкви Николы в Кузнецах продолжал быть прот. Всеволод Шпиллер, сумевший в 1950-1960-х гг. создать многочисленный приход, омоложенный множеством представителей интеллигенции. Проповеди о. Всеволода записывались на магнитофон, и пленки широко расходились в народе.
"Только на основе решений архиерейского собора 1961 г. стали возможными в церковно-приходской жизни храма такие случаи, например, как в Николокузнецком храме в Москве.
Кто не знает в Москве храма Николы в Кузнецах, кто не знает чтимой иконы Божией матери с чудесным названием "Утоли моя печали"? Кто, наконец, не знает настоятеля этого храма, одного из самых уважаемых и просвещенных московских протоиереев о. Всеволода Шпиллера? Мирно и тихо шла жизнь этого прихода, причт которого производит хорошее впечатление своей религиозностью и интеллигентностью. Так было до 1965 г., когда во время автомобильной катастрофы погиб староста этого храма. Его преемник (хорист из Малого театра) сразу повел новую линию. Он сменил всех работников храма (свечниц, уборщиц и т.д.) Вновь назначенные им люди не сочли нужным даже познакомиться с настоятелем, с духовенством держали себя грубо и вызывающе. Желая показать свою благонадежность, новый староста, не довольствуясь обычной процедурой проверки документов у родителей крещаемых, стал требовать у отцов еще и военные билеты, что было совершенно незаконно. Наконец, староста ввел новый порядок: в церкви начали шляться антирелигиозники-"общественники" из соседнего института внешней торговли. Антирелигиозники ходили в храм, проверяли документы, присутствовали на всех заседаниях двадцатки.
К о. Всеволоду начали поступать "предложения" прекратить свои проповеди. С этими предложениями адресовались и непосредственно к нему и через его родственников. О. Всеволод начал протестовать против подобных порядков. И был снят личным указом Патриарха, вместо него был назначен прот. Константин Мещерский, который умер 19 августа 1966 г., когда он должен был вступить в настоятельство. Над ним совершился суд Божий"[17]. Авторитет о. Всеволода заметно упал после следующего происшествия. Он был в течение нескольких лет духовником знаменитого писателя А. И. Солженицына, а потом неожиданно начал резко выступать против него, распространяя машинописные статьи с осуждением, а также слухи вроде того, что писатель женился на своей же крестнице Наталье Светловой (что было неправдой). В связи с высылкой А. И. Солженицына из страны был выпущен ротапринтный сборник "В круге последнем" (издательство АПН), в котором о. Всеволод поместил грубую статью "Злой не имеет будущности". Все это закончилось тяжелой болезнью священника, после которой он сильно сдал и последние годы служил в своем храме редко, оставаясь лишь почетным его главой.
Некролог скончавшегося в 1984 г. настоятеля церкви Николы в Кузнецах прот. Всеволода Шпиллера был опубликован в "Журнале Московской Патриархии" новым настоятелем Никольской церкви о. Владимиром Рожковым, переведенным сюда из церкви Знамения в Переяславской слободе. В храме помимо него пять священников, поет хороший хор, богослужения совершаются ежедневно, здание содержится благолепно.
"Сохранились церковная ограда и двое ворот XIX в."[4].
Храм состоит на государственной охране под № 502[12].
"Московский храм Николы в Кузнецах всем теперь известен. Именно там решено было организовать богадельню (см. "МЦВ". № 4, 1989). Идея прекрасная, что и говорить, дело лишь за немногим - под богадельню община просила отдать двухэтажный дом, в котором размещено районное стройуправление. Москворецкий райисполком год назад принял решение о передаче этого дома под богадельню. Еще через полгода - статья в "Известиях": решение отменено, сотрудники конторы категорически отказались покидать обжитое здание.
И вот - февраль.
Ничего не изменилось. По-прежнему во дворе храма здравствует РСУ-3, о переезде и речи нет. Как же так? Ведь в декабре заместитель председателя Москворецкого райисполкома В. П. Горбунов официально сообщил, что вопрос решен и стройуправлению передается помещение по 5-му Монетчиковскому переулку. А вот и само решение. Цитирую:
"...Николо-Кузнецкий храм финансирует работы по проектированию и проведению капитального ремонта, а МРСТ (Москворецкий ремстройтрест) проведет капитальный ремонт здания по Монетчиковскому пер., 5".
Ловко? Судите сами: фактически за немалые деньги - а только косметический ремонт оценивается в 30 тысяч - храм должен выкупить у государства собственное здание!
- У прихода нет таких средств, - говорит настоятель Николо-Кузнецкого храма протоиерей Владимир Рожков, - и такое решение губит наши замыслы. Ведь мы о чем мечтали? Небольшой дом рядом с храмом, где престарелые москвичи нашли бы уют и заботу, где могли бы они помолиться в тишине и покое, причаститься Святых Таин. Мы можем и малоимущим помогать, хотя и немногим... А теперь, поверьте, просто руки опускаются. Неужели, кроме нас, это никому не нужно? В Москворецком районе живет около 40 тысяч стариков и инвалидов. Районные отделения Красного Креста и соцобеспечения мучаются, пытаясь осилить эту проблему. Княгиня Антонина Мещерская, создавшая известный в Париже приют "Русский дом", после выступления вашей газеты телеграмму прислала: "Какую помощь нужно оказать?" Из Швейцарии, Австрии звонят: "Что нужно, скажите!" Сколько писем пришло от одиноких стариков с просьбой позволить провести свои последние дни в нашей богадельне... Что я им отвечу? Больше года длится эта неприглядная история, и конца ей не видно: словно стоишь перед глухой бетонной стеной...
Горько слышать... Получается, что для одних милосердие - дело, для других - источник наживы. И если РСУ нужно переводить в капитально отремонтированное помещение, то райисполком хочет ремонт провести за церковный счет. В таком случае, куда пойдут предусмотренные для этого государственные средства? Наживаться за счет одиноких, умирающих стариков, за которых некому заступиться, - какой цинизм!
А вот новым кооперативам место в районе находится без проблем - яркие вывески украшают чуть ли не половину москворецких улиц. Кооперативы, известно, выгодны: они немалые деньги платят только за регистрацию, и доход с них есть...
И к Церкви такое же отношение: хочешь жить, гони монету. Если бы это был единичный случай! В Саратове, Симферополе, Иванове - везде найдется исполкомовский купчина. Приходам он вернет церковные здания, но при условии, что компенсация расходов на выселяемых - за счет приходов. Совсем как с церковной утварью: в государственных магазинах, на аукционах, в музеях храм может купить для себя иконы и литье, у храма же и изъятые!
Наше государство не станет правовым, если бюрократический аппарат от имени государства будет по-прежнему грабить народ. Не будет наше общество гуманным и милосердным, если заботу о стариках, инвалидах, нищих кто-то сумеет превратить в доходную статью. Если доброе, идущее навстречу нуждам людей начинание по-прежнему будет гаснуть в кабинете хапуги, не только у прихожан Николо-Кузнецкого храма, еще у многих руки опустятся.
"Делом в богадельне" занялись в Моссовете. Редакция будет держать его под контролем"[16].
 
[1] Александровский, № 309.
[2] Рукопись Александровского, № 280.
[3] Путеводитель Машкова. С. 187.
[4] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 349.
[5] Богословский Т. Икона Божией Матери "Утоли моя печали" // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 7. С. 44-46.
[6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 806.
[7] Шпиллер В. Праздник иконы "Утоли моя печали" // Журнал Московской Патриархии. 1979. №5. С. 18-20.
[8] Куликов Александр, прот. (служивший долгое время в церкви Николы в Кузнецах; в 1983 г. переведен на окраину в церковь Адриана и Натальи на Ярославском шоссе). Николо-Кузнецкий храм в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 1. С. 23-28: ил. на вкладке.
[9] Материалы. Т. 1. С. 870; Т. 2. С. 249, § 200.
[10] Шпиллер В. Злой не имеет будущности // В круге последнем. М., 1974 (ротапринт). С. 143-148.
[11] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 212.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 68.
[13] Куликов А., прот. 300-летие храма св. Николая в Кузнецах // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 5. С. 21-22.
[14] Шаповалова А. Высокая награда (о прот. А. П. Смирнове) // Журнал Московской Патриархии. 1974. № 6. С. 16-20.
[15] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 23.
[16] Московский церковный вестник. М., 1990. № 4. С. 5.
[17] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Джорданвилль, 1988. Т. 3. С. 61.
[18] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 280.
[19] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Журавец"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Красноярского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет