|
Церковь Преображения Господня, что в НаливкахСпасо-Наливковская церковь; Спасоналивковская церковь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А (утверждена) | Название | Церковь Преображения Господня, что в Наливках | Обиходные названия | Спасо-Наливковская церковь; Спасоналивковская церковь; Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь | Тип постройки | церковь | Дата основания | 2-я четв. XVII в. | Дата постройки последнего здания | 1730-е (см. постройки той же эпохи) | Архитекторы | | Персоналии | | Историческое исповедание | Православная | Статус | не сохр. | Адрес на 1917 г. | Москва, 1-й Спасоналивковский пер., 15 | Современный адрес | Москва, 1-й Спасоналивковский пер., [17, корп. 2, 17/1, корп. 1, 2] | Краткое описание | Упоминается в 1642. Возведение каменного храма началось в 1713, в этом году освящён Скорбященский придел, но работы были остановлены известным указом Петра I. Главный престол освящён только осенью 1738. Новая большая тёплая трапезная с северным Никольским (с 1743) и южным Скорбященским (1705) приделами построена в 1838-1841. Главная церковь несколько переделана в 1876-77, при этом устроен Михаило-Архангельский придел. В то же время обновлена колокольня, в ней появился престол Иннокентия Иркутского. Крупный приземистый храм в стиле позднего классицизма, увенчанный невысоким барабаном с куполом. Закрыт и снесён в 1929. | Основная публикация | Благовещенский И. Спасопреображенская, что в Наливках, церковь в Москве. М., 1875, 39 с. | См. также | | Изображение | | Местоположение | | Дата создания карточки | 27 ноября 2007 года | Составитель | Иванов Юрий | | Т Е К С Т Ы | |
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 621-623
Церковь Спаса Преображения в Наливках 1 Спасоналивковский пер., 17, угол Казанского пер., 1 "В первой половине XVI в. великий князь Василий III выстроил для своих телохранителей в Москве за рекой целый город Нали (Наливки), что по-русски значит "наливай!", потому что им одним позволено было пить мед и пиво, когда хотят, и они удалены за реку, чтобы не заражали своим примером других"[4]. "За современным Спасоналивковским переулком жили иноземцы, бывшие на службе у Василия III, которым он разрешил устроить здесь кабак с продажей вина. Но пользовались им позже и соседи-стрельцы, поселенные тут в 1550 г. Иваном Грозным, которые, входя к иноземцам, говорили: "Налей-ка!" От этого иностранцы, плохо понимавшие русский язык, все Замоскворечье называли "Налейки". Позже это прозвание превратили в "Наливки". Построенная здесь в XVII в. церковь называлась "Спас в Наливках", откуда пошло и наименование соседних переулков: Спасоналивковские"[5]. "Продолжением Погорельского переулка за перекрестком с Большой Полянкой служит 2-й Спасоналивковский переулок (в XVIII - начале XX в. Шапкин, по фамилии домовладельца). Он, как и 1-й Спасоналивковский (в XVIII в. также по фамилии домовладельца - Тараканов, а в XIX - начале XX в. - Большой Спасский), называется так по церкви Спаса Преображения, "что в Наливках", которая находилась на углу 1-го Спасоналивковского и Казанского переулков (№ 17/1), где в начале 1930-х гг. выстроен жилой комплекс для кооператива "Замоскворецкий рабочий". В этом месте - Наливках, как говорили в старой Москве, - были поселены стрелецкие полки отдельными слободами. О самом названии - Наливки - существует несколько гипотез, начиная с самой понятной и простой - от слова "наливать". Тут, мол, жили стрельцы, привилегированное войско, которым можно было пить спиртное во всякое время, тогда как простому народу только по большим праздникам. Так вот стрельцам и "наливали" в любое время дня и года. Полагают также, что здесь была деревня Наливки, но это не нашло документального подтверждения. Очень возможно, что эта местность, как предложено в многотомной "Истории Москвы", именовалась по рощам, которые назывались наливками"[9]. "О том, что название пошло от пьяниц-иноземцев, свидетельствуют Герберштейн, Гваньини, Олеарий. Стоглавый собор упоминает бесовские зрелища в Наливках. Стрельцы были поселены здесь только при царе Михаиле, когда иноземцы оставили местность, они и выстроили себе церковь, впервые прибывшую в патриаршие окладные книги в 1642 г. "В Степанове приказе Алалыкина". Осенью 1705 г. освящен придел иконы Богоматери "Всех скорбящих радость". В 1713 г. прихожане получили разрешение построить каменный храм. Осенью того же года был готов и освящен каменный Скорбященский придел, но постройка главного храма задержана указом Петра I от 9 октября 1714 г. - освящение состоялось только в 1738 г. Колокольня была шатровая, стояла отдельно на воротах. Придел св. Николая известен с 1743 г., в 1760 г. перенесен в трапезную. В 1838 г. трапезная с двумя приделами разобрана и выстроена новая ампирная по проекту М. Д. Быковского. Никольский придел освящен 10 октября 1840 г., Скорбященский 14 января 1841 г. В 1876-1877 гг. переделан главный храм, с юга и севера сделаны пристройки, построен новый алтарь. В одной из боковых пристроек освящен придел Михаила Архангела. Тогда же с запада поставлена новая колокольня и в ней устроен придел Иннокентия Иркутского"[2]. "При церкви: церковно-приходская школа, приходское попечительство, приходский Елизаветинский комитет и богадельня"[6]. "Храм разрушен в 1929 г."[2; 11]. На его месте выстроено два жилых дома в пять этажей, ныне значащихся под № 17 по 1 Спасоналивковскому пер.
[1] Александровский, № 229. [2] Рукопись Александровского, № 354. [3] Материалы. С. 894. [4] Соловьев С. М. История России. М., 1960. Кн. III. С. 317. [5] Сытин. С. 362. [6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 435, 809 и 860. [7] Благовещенский И. Спасо-Наливковская церковь в Наливках в Москве. М., 1875. 39 с. [8] Отчет приходского попечительства при церкви Спаса Преображения в Наливках в Москве. М., 1883. [9] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 295. [10] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313. [11] Козлов В. Иверская часовня и другие // Моск. журнал. 1991. № 4. С. 51.
Список сокращений
Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.
Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.
Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).
Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.
Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.
Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.
Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.
Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.
Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.
Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.
Всего текстов: 1
|
|
|
Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта: Музейные и архивные документы
Рекомендуем
Контакты
|