Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино

Обиходные названия

Борисоглебская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1688-1704   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторы
1688-1704:Бухвостов Я. Г. - строительство по собств. проекту
1990-е:Дедова-Дзедушинская М. М. - интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи)
1995:Трубникова Т. В. - интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас)
1995:Чашкин А. И. - интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи)
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Московская губ., Московский у., с. Зюзино
Современный адресМосква, ул. Перекопская, 7
Телефон(499) 122-84-10
E-mail borisigleb2010@yandex.ru
Webhttp://hramborisaigleba.orthodoxy.ru/
Изображение
Церковь Бориса и Глеба в Зюзино (Москва).
Церковь Бориса и Глеба в Зюзино (Москва).

Дата съемки: 16 января 2011 года
Фот. Семячкин Александр

всего изображений в галерее: 27

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.658857°N   37.580272°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки31 августа 2008 года
Дата обновления карточки7 ноября 2017 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 104-107
Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзине
Перекопская ул., 7, близ Севастопольского бульвара, 65
"Владельцы села: А. Ю. Сицкий с 1618 г; Морозовы - 1646-1656; дворцовое - 1666-1686; Прозоровские - 1686-1780; И. А. Князева - 1780; Бекетовы - 1785-1852; А. И. Васильков - 1890 г."[3].
"Храм начат постройкою в 1688 г. боярином Б. Прозоровским, сподвижником молодого Петра. Общая композиция церкви напоминает храм в Троицком-Лыкове. Это дает возможность предполагать, что его зодчим мог быть тот же мастер - Яков Бухвостов, работавший обычно "со товарищи". Любопытно, что окна храма лишены наличников, которые станут столь обязательными несколько лет спустя"[1].
"Сразу же по получении Зюзина Б. И. Прозоровский, кроме постройки церкви, перестроил "на западный манер" и старые хоромы Морозовых"[8].
"Нижняя теплая церковь во имя св. князя Владимира освящена 1 сентября 1688 г. Верхний храм во имя свв. Бориса и Глеба - в 1704 г. Колокольня пристроена к церкви в 1879 г. и в это же время, вероятно, выстроен также кирпичный дом причта на юго-западном углу участка". (Акт обследования храма, подписанный архитектором Н. Тихомировым. Без года, из архива реставрации.)
"В храме находился замечательный резной иконостас эпохи нарышкинского барокко и таковая же господская ложа"[2].
"Церковь закрыта в 1938 г. В 1940-1941 гг. она оставалась без замков и охраны, чем и воспользовались местные жители, выломав в ней решительно все деревянные части на отопление - начиная с великолепного, одновременного храму иконостаса, и кончая оконными и дверными рамами и переплетами" (Акт Н. Тихомирова).
Первая реставрация проводилась с конца 1950-х гг. до середины 1960-х.
В 1966 г. в здании находилась мастерская по изготовлению алмазов. Как записал М. Л. Богоявленский, к стенам были приделаны трубы, моторы. Колокольня конца XIX в. - небольшая открытая звонница на 4 столбах, на которой, по словам старожилов, прежде висели большие колокола, - до 1966 г. еще сохраняла шпиль и обрешетку крыши. К 1978 г. все это уже обвалилось - остались одни кирпичные столпы. Впоследствии их также снесли.
В 1979 г. начата новая реставрация храма, руководила которой реставратор К. Г. Полунина. К сожалению, реставраторы сочли колокольню 1879 г. "поздней" - хотя она была редкой формы, и не препятствовали ее полному разрушению.
Храм стоит на государственной охране под № 398[9]. В 1980 г. он был еще занят архивом без вывески, входа посетителям для осмотра не было.
Под тем же охранным номером с прибавкою "а" числится оставшаяся от "усадьбы Зюзино XVII-XIX вв. единственная постройка усадьбы Луниных - флигель XVIII, XIX вв."[9].
Еще в 1955 г. остатков усадьбы было больше: "От господского дома дворян Бекетовых в Зюзине уцелели боковые корпуса 1820-х гг.; в запущенном парке два копаных пруда и следы беседок или гротов" - сообщает[10]. Теперь здесь стоят лишь храм и один флигель.
В 1988 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим, вызвавший ожесточенное сопротивление властей, решивших отдать его лучше "Центру восточной медицины".
"От общины православных христиан, проживающих в Севастопольском районе г. Москвы.
Пока еще можно спасти уникальное творение русского зодчества - церковь XVII в., освященную 300 лет назад во имя крестителя Руси князя Владимира и первых русских мучеников Бориса и Глеба. Закрыта и разграблена она была в 1938 г.
За время после закрытия храма и его использования различными организациями-арендаторами был утрачен богатейший иконостас, интерьер значительно искажен устройством перекрытий и перегородок, разрушены завершения колокольни - несмотря на то, что храм Бориса и Глеба состоит под охраной государства в качестве памятника архитектуры XVII в.
До последнего времени здание-памятник использовалось Министерством инструментальной и станкостроительной промышленности СССР под архив, при этом эксплуатация здания осуществлялась с грубыми нарушениями элементарных требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Об этом варварском отношении к жемчужине отечественного зодчества неоднократно поднимался вопрос в МГО и районном отделении ВООПИК. За последнее время, как отмечает группа специалистов ВООПИК, состояние храма значительно ухудшилось - в стене здания появилась серьезная трещина, которая может привести к окончательному разрушению памятника. Специалисты - архитекторы и реставраторы - утверждают, что для долголетия храма необходим истинный хозяин. Как показывает практика, памятники архитектуры культового характера максимально сохраняются, если они используются соответственно своему предназначению.
С мая 1988 г. жители Севастопольского района г. Москвы безуспешно пытаются убедить официальные инстанции в важности и нравственном значении передачи храма верующим. Заместитель председателя райисполкома В. Л. Воробьев заявил, что "если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит". А между тем в Севастопольском и в прилегающих к нему двух районах - Советском и Черемушкинском с населением в более чем полтора млн. жителей нет ни одного действующего храма. На заявление верующих в райисполком "отцы района" ответили, что зарегистрировать религиозную общину невозможно, так как нет специального помещения для отправления религиозных потребностей. А как же храм Бориса и Глеба? Его отдают "на службу" Молодежно-медицинскому центру, который и без того получил ряд больших помещений в районе. По плану руководителей ММЦ храм явится местом "медицинских исповедей", а также клубом с различными увеселительными мероприятиями. В храме предполагается установка органа, что повлечет за собой новое нарушение требований использования памятника, а значит, приблизит гибель храма. Совершенно необязательно использовать динамит, чтобы взрывать святыню, можно разрушить ее с помощью преднамеренного варварства, незаметного и беспроигрышного.
Верующих в нашем районе немало, на это нельзя закрывать глаза, много среди них пожилых и больных людей. Они ездят в переполненном транспорте в далеко расположенные и без того перегруженные храмы. Почему же так селекционируются духовные потребности пожилых и больных людей?! Для наркоманов и алкоголиков - пожалуйста, православный храм, а для верующих - нет помещения?! Для верующих церковь - Дом Божий, святыня, и поэтому любое использование храма не по назначению антигуманно и безнравственно. Храм был построен на средства верующих и должен принадлежать верующим. Не может принести достойные плоды такое воспитание молодежи, когда на ее глазах происходит глумление над святыней и памятью предков. Неужели не понимают этого наши районные и городские руководители?
Мы, религиозная православная община, обращаемся в редакцию газеты, надеясь получить помощь в нашем стремлении восстановить справедливость. Хочется верить, что наше государство не выбросило "за борт" нас, верующих, что действительно отношения между государством и церковью развиваются в русле демократических процессов обновления.
9 февраля 1989 года"[15].
Наконец, в 1989 г. церковь вернули верующим[14]. 28 июля было малое освящение нижнего придела[12].
"В день памяти святого равноапостольного князя Владимира состоялось малое освящение храма в одном из районов Москвы - Зюзине. Церковь построена в XVII в., двухэтажная. Верхний храм - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, а нижний, который и был освящен, - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.
- Это событие знаменательное, - отмечает настоятель отец Владимир Новиков. - Храм закрыли в 1938 г.: сначала в нем располагались мастерские, штамповавшие вилки и ложки, потом - архив Минстанкопрома СССР. Несмотря на то, что здание зарегистрировано как памятник истории и культуры, храм перестраивался под склады. Сейчас предстоит огромная работа по его реставрации.
На субботниках перед освящением работали многие москвичи"[12].
Главный престол вверху освящен на Пасху 1990 г. "Затем был освящен приставной престол свт. Николая"[17].
"Двухэтажный флигель по адресу ул. Перекопская, 9, отданный Молодежно-медицинскому центру при наркологической больнице № 17, община требует вернуть храму для воскресной школы. Райсовет поддержал ее, а Мосгорисполком пока молчит"[16].
 
[1] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 192-195.
[2] Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".
[3] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 31.
[4] Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. М., 1910. С. 225-229 (есть фото храма).
[5] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 100.
[6] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 69. № 287.
[7] Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959. С. 143-144 (два фото храма до 1917 г.; на с. 148 фото иконостаса).
[8] Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 82-99.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 97.
[10] Подмосковье. М., 1955. С. 277.
[11] Каталог архивов. Вып. 3. С. 513; Вып. 5. С. 222.
[12] Московский церковный вестник. 1989. № 9. С. 4.
[13] Московский церковный вестник. 1990. № 5. С. 5.
[14] Московская правда. 1989. 8 авг.
[15] Московский литератор. 1989. 24 марта.
[16] Кистова Л. Вилки и ложки в 38-м // Моск. ведомости. 1991. № 5. С. 1.
[17] Православная Москва. М., 1993. С. 37.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Небо"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Черевковского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет