Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Николая Чудотворца, что в Хамовниках

Николо-Хамовническая церковь
 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Николая Чудотворца, что в Хамовниках

Обиходные названия

Николо-Хамовническая церковь; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1679-1682   (см. постройки той же эпохи)
Архитекторнет данных
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Современный адресМосква, ул. Льва Толстого, 2
Телефон(499) 246-72-08; (499) 246-69-52
E-mail info@nikolahamovniki.ru
Webhttp://nikolakhamovniki.ru/
Изображение
Московская Николо-Хамовническая церковь.
Московская Николо-Хамовническая церковь.

Дата съемки: 1882 год

всего изображений в галерее: 123

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.732081°N   37.591515°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки14 июля 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 15-21
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Чудовка ул., ныне Комсомольский просп.; числится, однако, по ул. Тимура Фрунзе (бывший Теплый пер.), 1
"В связи с реорганизацией в 20-х гг. XVII в. так называемой Царицыной мастерской палаты, в Москву в 1626 г. из деревни Константиново, находящейся вблизи Твери, переводится Хамовная слобода, то есть слобода ткачей, которые обязаны выделывать белое (хамовное) полотно для царского двора. Это и дало название местности, некогда принадлежавшей кремлевскому Чудову монастырю. На этой территории до сооружения церкви находились митрополичьи конюшни.
Первоначально новая Хамовная слобода соседствовала с небольшой монастырской слободой, носившей название Чудовки. В ней по переписи 1638 г. значилось 8 дворов, тогда как в Хамовной слободе в том же году было 38, а в 1653 г. уже 90 дворов. Такое интенсивное развитие Хамовной слободы (в обиходе - Хамовники) объясняется целым рядом льгот, предоставляемым ткачам царским двором. Наиболее известной продукцией этой слободы были тверские полотна и скатерти.
Хамовники, расположенные на юго-западе столицы, за пределами Садового кольца, наряду с Кадашевской слободой в Замоскворечье, явились центром текстильного производства. В конце XVII в. сюда был переведен царский Суконный двор. В 1709 г. была открыта казенная полотняная фабрика, а в 1718-1720-х гг. известный голландский предприниматель Иван Тамес сооружает здесь фабрику "парусинных, лентовых и прочих той фабрики материалов". Это было по тем временам большое предприятие, оборудованное 77 станами, продукция которого шла не только на внутренний, но и на внешний рынок. На территории Хамовников в 1807-1809-х гг. архитектором М. Казаковым были построены казармы и Шефский дом. По улице Л. Толстого (д. 10) сохранилась часть Хамовного двора.
По окладным книгам Патриаршего казенного приказа 1625 г. здесь существовала деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1657 г. она упоминается каменной, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем - "Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен", что дает некоторые основания отнести ее возникновение ко времени митрополита Алексия. Именно тогда Чудов монастырь находился в особой близости ко Всероссийскому митрополиту, и последний мог иметь конюшни на монастырской территории.
Житие святого Николая Чудотворца, заступника и покровителя ремесленников и путешественников, всегда пользовалось огромной популярностью среди посадского населения русских городов. В 70-х гг. XIX в. в Москве насчитывалось до 115 храмов и приделов Его имени, и среди них патрональный храм ткацкой слободы - церковь Николая Чудотворца в Хамовниках.
Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного холодного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее, так как антиминс на освящение престола Алексия Митрополита выдан 17 декабря 1694 г.
Население Хамовной слободы росло, особенно после возникновения здесь казенной и частной полотняных фабрик. Это требовало и расширения церкви очень чтимого святого. И в 1757 г. церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского. Во время нашествия на Москву французов, в Отечественную войну 1812 г. пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства.
В 1872 г. был устроен и 5 ноября этого года освящен в левой части трапезной, без выделения во внешнем объеме здания, придел во имя Божией Матери - "Споручницы грешных". Тогда же были обновлены паникадила и иконостас.
Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г. В главном иконостасе сохранилась древняя икона, 1686 г., св. Алексия, с изображением Кремля со Спасскими воротами, прекрасного письма царского изографа Ивана Максимова. В левом приделе икона Божией матери "Споручницы грешных", также древнего письма. По сведениям, относящимся ко второму десятилетию текущего столетия, храму принадлежат: древняя сень над плащаницей, хорошей работы слюдяной выносной фонарь XVII в., колокол, отлитый мастером Михайлом Ладыгиным в 1685 г.
На наружных стенах, в кирпичной кладке, сохранились три надгробных эпитафии, из коих на северной стене, у церковного входа, сравнительно легко читается текст небольшой каменной плиты: "...погребены рабы Божии Московского гарнизона плац-майор Родион Иванов сын Маслов жития имел 42 лета, преставился февраля 13 дня 1727 г., жена его Васса Павлова дочь, жития имела 52 года, преставилась сентября 14 дня 1733 году, дочь их Матрена, жития имела 22 года, преставилась апреля 8 дня 1723 года".
В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов. В 1959 г. решетка, поставленная вокруг церкви во второй половине XIX в., в связи с расширением улицы, была перенесена ближе к церковному зданию.
Здание выстроено из кирпича с применением белого камня и цветных поливных изразцов в качестве отделочного материала.
Являясь достаточно традиционным в смысле расположения по одной оси собственно церкви с трехчастной абсидой, одноэтажной трапезной и шатровой колокольни, вытянутых с востока на запад, церковь вместе с тем несет в себе индивидуальные черты, отличающие ее от других сооружений московского барокко конца XVII в.
Особенность этого храма заключается в отсутствии членения лопатками южного и северного фасадов четверика и закрепление его углов пучками колонок, утопленных в стену и ярко раскрашенных.
Другой особенностью архитектуры храма является покрытие четверика ложными закомарами, на которые опирается первый ряд кокошников, в качестве перехода к пятикуполыо. Такие же декоративные кокошники находятся у основания барабанов куполов. Дуги закомар не отделены карнизом от основного объема четверика, чем достигается устремленность вверх и легкость пропорций. Этому способствуют и высокие окна второго света, богато украшенные кирпичными резными наличниками и керамическими вставками.
Колокольня в виде восьмерика на четверике имеет первый ярус глухой. Ярус звона, где размещены колокола, состоит из свободных широких килевидных арок, опирающихся на невысокие столбики. Трехъярусный шатер завершается небольшой главкой, несущей крест.
Сохраняя схему расположения главных частей храма, типичную для московских посадских церквей конца XVII в., ее строители обратились к опыту ярославских мастеров для придания церкви Николая Чудотворца в Хамовниках благолепия и декоративной щедрости. Пропорции окон и их резные, из красного кирпича наличники характерны для архитектуры Ярославля так же, как и яркие поливные изразцы под дугами закомар и кокошников, напоминая звездочки, вдруг рассыпанные щедрой рукой по всем фасадам. Особенно украшен шатер колокольни, где в каждой ширинке вставлен цветной изразец.
К этому еще следует добавить полихромную раскраску деталей в красно-зеленый цвет, ярко выделяющихся на фоне белых оштукатуренных стен и придающих этому редкому по красоте храму особую праздничность"[24].
"В 1624 г. сюда перевезли из Твери Константиновскую хамовную слободу дворцовых ткачей, по которой вся окружающая местность получила название "Хамовники"[4].
"Основание церкви следует относить ко времени св. митр. Алексия. Документально она известна по окладным книгам Патриаршего казенного приказа с 1625 г. В 1657 г. показана каменной. Нынешнее здание строилось при царе Феодоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 г., освящено 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 г. 15 сентября 1757 г. дозволено слева в трапезной устроить придел Димитрия Ростовского. 5 ноября 1872 г. на его месте устроен придел Богоматери "Споручница грешных". Иконостас и паникадила относятся к обновлению 1872 г."[2].
"Антиминс на освящение (с юга храма. - П. П.) престола во имя митр. Алексия святителя Московского был выдан 17 декабря 1694 г.
Население Хамовной слободы после возникновения казенной и частной полотняных фабрик значительно возросло. Это требовало и расширения храма. В 1757 г. был пристроен (с севера. - П. П.) придел во имя св. Димитрия Ростовского.
В Отечественную войну 1812 г. пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен. При этом заменена значительная часть внутреннего убранства.
5 ноября 1872 г. в левой части трапезной храма был (вместо Димитриевского) освящен придел в честь иконы Богоматери "Споручница грешных". Тогда же были поновлены паникадила и иконостас. Настенная роспись в интерьере храма датируется 1845 г. В главном иконостасе сохранилась древняя икона 1686 г. св. Алексия с изображением кремлевских Спасских ворот, принадлежащая письму царского изографа Ивана Максимова"[11].
Икона экспонировалась в 1980 г. в Третьяковской галерее на выставке "Москва в Русской и советской живописи". В каталоге выставки[12] дано ее воспроизведение и текст, сохранившийся на поземе внизу иконы: "...7194 (? - т.е. 1686) писал сий образ зограф Иоан Максимов тщанием тоеж святыя церквы при хожани..."
"По сведениям, относящимся ко второму десятилетию XX в., храму принадлежат: древняя сень над плащаницей, слюдяной выносной фонарь XVII в., колокол, отлитый мастером Михаилом Ладыгиным в 1685 г. На наружных стенах в кирпичной кладке сохранились три эпитафии"[11].
"Храм обновлялся в 1896 г."[3].
"Ограда 1880-х гг."[2]. "В 1959 г. ограда, поставленная вокруг храма во второй половине XIX в., в связи с расширением улицы была перенесена ближе к церковному зданию"[11]. Инспекция охраны памятников датирует "ограду с двумя воротами началом XIX в."[13], что вряд ли соответствует истине.
"Колокольня с 32 слухами в три ряда является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы"[9].
"Великолепна высокая шатровая колокольня с тремя рядами слухов, причем нижний ряд состоит из парных окошек с кокошниковым убранством. Под "звоном" введен лишний этаж: это повышает самую колокольню и очень важно для распространения колокольного звука. Ярко расцвеченная окраской, колокольня блещет также ценинным (т.е. изразцовым) убранством в ширинках. Вход и боковые пристройки колокольни - поздние.
Не менее любопытен и самый храм, типичный для XVII в. бесстолпный пятиглавый, причем главы не открываются внутрь и имеют, следовательно, чисто декоративное значение. Два ряда кокошников покрыты кровлей, на которой, на особых кокошниках, покоятся поддерживающие главы барабаны. Чрезвычайно богато оконное убранство: помимо обычных кокошников, над некоторыми окнами попадаются звездчатые, довольно редкие в Москве (М. Ильин[9] указывает на их сходство с наличником Троицкой церкви в Останкине. - П. П.). Это прием обработки окон, встречающийся в деревянном зодчестве. Пестрая раскраска великолепно выделяет архитектурные детали. Обходя храм со стороны улицы, обратим внимание на чудесный боковой портал (зонт над входом, по-видимому, уже XVIII в.)... Внутри храма уцелело мало старины"[14].
"В левом приделе находится особо чтимая икона Богоматери "Споручница грешных" древнего письма"[11].
"Перед нею ездили молиться в холеру 1847-1848 гг."[5].
"Кем и когда было сделано это изображение Пресвятой Девы, в точности неизвестно. Полагают, что темой для его написания послужили слова акафиста иконе "Утоли моя печали": - "Радуйся, руце Твои в поручение о нас к Богу приносящая". Украшения образа - звезды, короны, надписи на свитках - позволяют с уверенностью сказать, что он был создан на Украине в XVIII в. На этой иконе Матерь Божия изображена по пояс. На левой руке Она держит Младенца, который обеими ручками сжимает Ее правую руку, как это бывает при заключении договора. На главах Богоматери и Спасителя - венцы, знак царственного могущества; в полукружии около фигур расположено 12 звезд, по 6 с каждой стороны, как символ полноты благодати и напоминание величавого образа церковных песнопений, по которым Владычица есть "Звезда, являющая Солнце". В углах иконы на четырех свитках сделана надпись, уясняющая смысл св. образа: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну", "Сей дал Мне за них руце слышати Меня выну", "Да тии, иже радость выну Мне приносят", "Радоватися вечно чрез Меня испросят!"
Первоначальное прославление образа началось в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Обитель эта была заштатная, основанная в XVI в. на реке Ордыне в семи верстах от г. Карачева. Икона долгое время была в забвении, стояла среди прочих старых икон в обветшавшей часовне за монастырскими воротами и до того почернела и покрылась пылью, что невозможно стало что-либо разобрать на ней. Но в 1844 г. многочисленные милости к недужным, явленные Богоматерью чрез нее, особенно во время холерной эпидемии, побудили привести в порядок образ и внести его с честью в монастырский храм.
В Москве икона "Споручница грешных" появилась следующим образом. В 1846 г. иеромонах Одрина монастыря Смарагд был послан в столицу для приобретения ризы на нее и сбора пожертвований. Он остановился в приходе Николо-Хамовнической церкви в доме Д. Н. Бонческул, известного московского странноприимца, родом грузина (? м.б., точнее, "грека". - П. П.). Дмитрий Николаевич принимал во имя любви Христовой странников, находивших у него даровой кров и пищу и часто плативших за это неприятностями и огорчениями. В благодарность за сердечный прием, оказанный сборщику, Бонческулу прислали из Одрина монастыря точный список с чудотворного образа той же меры, что и подлинник, т.е. 8 вершков в ширину и 10 в длину. В 1848 г. икона была пожертвована владельцем в приходскую церковь св. Николая на Хамовническом плацу; там ее поместили на аналое близ левого клироса. В скором времени бесчисленные милости и знамения, явленные через св. образ, побудили обратиться с докладом об этом к митр. Московскому Филарету, который приказал "оставить икону на том месте в церкви, где она поставлена" и "молебствий для желающих не возбранять". Впоследствии причт храма и прихожане испросили разрешение переименовать один из приделов храма во имя иконы "Споручница грешных". В настоящее время святыня помещается под сенью в большом киоте, на возвышении, к которому ведет несколько ступеней, с правой стороны придела Ее имени. Празднование ей совершается ежегодно 7 марта и в неделю Всех святых. В 1948 г. минет сто лет со времени прославления ее в Москве"[15].
"В 1973 г. 29 мая (11 июня н. ст.) исполнилось 125 лет со дня принесения в Николо-Хамовнический храм чтимого образа Богоматери "Споручницы грешных"... Когда были явлены случаи милости Богоматери от списка Ее св. иконы, принесенного Д. Н. Бонческулу, он по благословению приходского священника в торжественной обстановке перенес икону в храм. Это было 29 мая 1848 г. в Троицкую родительскую субботу; св. икона была перенесена перед всенощной и поставлена в главном приделе, в левой части иконостаса, там, где ныне находится храмовая икона "Споручница грешных" - вблизи левого клироса. Перед иконой был отслужен молебен. Вскоре левый придел во имя св. Димитрия Ростовского был освящен заново в честь самой иконы, и установлен второй день празднования - кроме 7 марта ст. ст., 29 мая - день принесения св. иконы в храм. Образ был помещен в иконостасе придела - там, где она находится и по настоящее время. Еженедельно по средам и воскресеньям после литургии стали совершаться молебны с водоосвящением и чтением акафиста. Первое время читали акафист Богоматери в честь иконы Ее "Утоли моя печали", изменяя припевы применительно к образу "Споручница грешных", а с 1921 г. стали читать акафист и совершать службу иконе "Споручница грешных", составленные протоиереем храма о. Виктором Лебедевым и одобренные Святейшим Патриархом Тихоном. Тогда же акафистное пение было перенесено на вторник. В 1933 г. благочинный прот. Василий Доронкин составил новый акафист, который поется в настоящее время. В 1948 г. праздновалось 100-летие принесения иконы в храм. Позднюю литургию совершал Святейший Патриарх Алексий. По окончании литургии икона была обнесена вокруг храма.
Начиная с 1948 г. вечернее богослужение в оба праздника иконе "Споручница грешных" совершается по особому чину: канон "Скорбных наведения..." с пением всех тропарей сочетается с обычным каноном из службы Богоматери "Споручницы грешных". Торжественные богослужения по случаю 125-летия 11 июня (29 мая) 1973 г. в Николо-Хамовническом храме совершал Святейший Патриарх Пимен. На второй день праздника вечерню с акафистом совершал в сослужении местного причта архиепископ Питирим"[16].
На центральном столбе в трапезной находится ныне надпись, сообщающая об одном из чудес, явленном в храме от св. иконы: "Возсия в одну из нощей свет небесный в храме Николо-Хамовническом, егда прият образ Твой чудотворный, Споручнице грешных, светильники тогда и лампады невидимою силою в храме сем возжигахуся, свеща горящая аки в служении незримо кем вокруг престола ношашеся, людие же вне храма стоявши сия видевши дивишася славянин Тя, Мати Божия, и Сына Твоего" (далее следует молитва).
"При церкви в принадлежащем ей доме - церковно-приходская школа"[10].
"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. в ц. Николы в Хамовниках изъято 5 пудов 28 фунтов 12 золотников золота и серебра"[22].
В 1930-е гг. храм не закрывался. Колокола остались на колокольне, в них поныне звонят.
Здание храма с оградой состоит под государственной охраной под № 315[13].
"В 1949 г. производился ремонт храма. В 1972 г. его вновь реставрировали, при этом были восстановлены керамическое убранство и подлинная раскраска фасадов. В настоящее время в храме проходит пастырское служение прот. Николай Петров вместе с тремя другими протоиереями и протодиаконом Сергием Правдолюбовым. Ежедневно совершаются богослужения, во вторник читается акафист иконе "Споручница грешных". В четверг - акафист перед образом Святителя Николая. В честь 300-летнего юбилея храма Московской Патриархией были изготовлены миниатюрные образки св. Николая и Божией Матери "Споручница грешных". 11 июня 1982 г. в день храмового праздника в честь иконы Богоматери прихожане торжественно отметили 300-летие своего храма. Всенощное бдение накануне и литургию в этот день совершал Святейший Патриарх Пимен, преподнесший в память торжества Никольскому храму образ Владимирской Богоматери"[11].
"В 1960 г. отмечалось 50-летие священнослужения настоятеля храма о. Павла Лепехина, из которых 48 лет он прослужил в Николо-Хамовнической церкви"[20].
В 1983 г. в "Журнале Московской Патриархии"[17] был помещен некролог о скончавшемся в 1981 г. 90-летнем старосте ц. Николы в Хамовниках Иване Федоровиче Гусеве, занимавшем эту должность с 1966 г. в течение 15 лет по самую свою кончину.
"Наиболее чтимыми святынями храма, помимо образа Богоматери "Споручница грешных", являются иконы мученика Иоанна Воина, Смоленской Богоматери, Богоматери "Утоли моя печали", "Скоропослушницы", "Троеручицы". Достопримечательностью церкви служит храмовый колокол, отлитый мастером Михаилом Ладыгиным в 1685 г. Настенные росписи храма относятся к 1845 г."[19].
В 1980-е г. настоятелем храма был брат митрополита Одесского Сергия (Петрова) о. Николай Васильевич Петров, благодаря чему здесь единственно в соответствии с уставом в ночь со Страстной Пятницы на Субботу служился чин Погребения Христа с крестным ходом вокруг храма в полночь.
 
[1] Александровский, № 128.
[2] Рукопись Александровского, № 18.
[3] Синодальный справочник.
[4] Сытин. С. 563.
[5] Найденов Н. А. Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном. М., 1905. Т. 1-2.
[6] Розанов Н. Чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных" в ц. Николы в Хамовниках // Душеполезное чтение. 1872. Ч. 2. № 7. С. 271-281.
[7] Красовский М. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества... М., 1911. С. 334-336.
[8] Материалы. С. 739.
[9] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 467.
[10] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 432.
[11] Александрова Л. Храм Св. Николая в Хамовниках (к 300-летию основания) // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 5. С. 22-23.
[12] Москва в русской и советской живописи: Каталог выставки. М., 1980. С. 5, 27-28.
[13.] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 66.
[14] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 331.
[15] Богословский Т. М. Икона Божией Матери "Споручница грешных" // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 9. С. 71-73.
[16] Соколов М. В Николо-Хамовническом приходе в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. С. 6-7.
[17] Журнал Московской Патриархии. 1983. № 1. С. 32.
[18] Уржумцев П. В. Московский храм во имя Свят. Николая, что в Хамовниках // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 6. С. 36-40.
[19] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 24.
[20] Журнал Московской Патриархии. 1960. № 4. С. 21-23.
[21] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917-1945). Париж, 1977. С. 364.
[22] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 262.
[23] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 313.
[24] Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках: Историческая справка. (Рукопись). М. 1981. 7 с.
[25] ЦГАЛИ. Фонд 964, оп. 2, д. 7, л. 40.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Паникадило"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Песковатском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Сузунского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет