Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
версия для печати

Церковь Космы и Дамиана Римских в Космодемьянском

 
Учетная карточка
         
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Церковь Космы и Дамиана Римских в Космодемьянском

Обиходные названия

Космодемьянская церковь; Козьмодемьянская церковь

Тип постройкицерковь
Дата постройки последнего здания1726-1730   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор
1888-1889:Никифоров А. А. (придел(ы))
Персоналии
Историческое исповеданиеПравославная
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статусдейств.
Адрес на 1917 г.Московская губ., Московский у., с. Космодемьянское
Современный адресМосква, ул. Правобережная, 6
Телефон572-36-28
Webhttp://www.kosmaidamian.ru/
См. также
Изображение
Космодамианская церковь в Космодемьянском в Москве.
Космодамианская церковь в Космодемьянском в Москве.

Дата съемки: 8 мая 2006 года
Фот. Красильников Юрий

всего изображений в галерее: 38

см. фото построек той же эпохи
Местоположение
координаты: 55.880363°N   37.455383°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки1 августа 2008 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 34-40
Церковь свв. бессребренников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском на реке Химке
Правобережная ул., 6
"Владельцы села: С. Г. Чубаров - XVI в.; Б. Ф. Годунов - 1585 г.; Патриархи - 1642-1675; Д. М. Башмаков с 1675 г.; Зотовы - 1703-1738; Эйхлер - 1738-1785; А. В. Головин - 1798 г.; Д. П. Горихвостов - 1820 г.; А. Л. Торлецкий - 1852 г.; Ю. С. Колли - 1890 г.; Патрикеев"[1].
"Церковь выстроена в 1730 г. (одноглавый куб); колокольня и внешняя обработка 1820 г.; придел - 1828 г."[1].
В 1874 г.[2] церковь указана как однопрестольная; но и поныне хорошо видна вторая абсида, принадлежавшая приделу, название которого, однако, не удалось установить.
В начале XX в. на месте старого дома имения академик архитектуры Ф. О. Шехтель выстроил новое здание в стиле модерн, где последний владелец Космодемьянского Патрикеев открыл загородный ресторан. В годы первой мировой войны Патрикеев отдал дом под лазарет. Здесь были разбиты пруды и парк.
После 1917 г. лечебницей руководил Ф. Л. Готье, к которому приезжал для осмотра и консультации В. И. Ленин, выдавший Готье охранную грамоту. Усадьба тогда по двум побеленным колоннам у въезда называлась также "Белые столбы". Затем внутри был устроен санаторий "Химки". Ныне главное здание имения занято Химкинской больницей; внутри частично сохранились старые интерьеры, в особенности любопытен большой витраж также в стиле модерн. Дом стоит на государственной охране, но не как памятник архитектуры, а как историческое здание, куда наведывался Ленин.
Здание церкви не числится в списках памятников архитектуры, хотя по времени постройки и достоинствам вполне того заслуживает.
"Между Московской кольцевой автомобильной дорогой и каналом имени Москвы есть небольшой живописный участок земли. Сейчас там Химкинская больница и пансионат для престарелых, а прежде было старинное село Козьмодемьянское.
Впервые оно упоминается в 1490 г. Затем документы надолго замолкают. Первым известным нам владельцем был некий Степан Григорьевич Чубаров. Ничего узнать о нем не удалось, кроме того, что он продал Козьмодемьянское Борису Годунову. По писцовым книгам 1585-1586 гг. Козьмодемьянское уже значится за ним, боярином, конюшим Борисом Федоровичем Годуновым, будущим русским царем.
Козьмодемьянское было названо по церкви святых чудотворцев Космы и Дамиана, известных на Руси как Кузьма и Демьян. Братья Косма и Дамиан были врачами и за свои чудесные исцеления не требовали никакого вознаграждения, за что и получили прозвание "бессеребренников". Они лечили не из корысти, а желая таким образом выразить свою любовь к Богу. Лечению помогала вера больных во врачебное мастерство Космы и Дамиана, которая оборачивалась верой в Бога: исцеления врачи совершали именем Иисуса Христа. Память Космы и Дамиана празднуется церковью 1 ноября по старому стилю. Этот праздник известен как Кузьминки. Изображение святых Космы и Дамиана было главной иконой в церкви села Козьмодемьянского.
В писцовых книгах начала XVII в. Козьмодемьянское не упомянуто. По-видимому, село и церковь были разрушены во время польско-литовской интервенции, подобно многим поселениям того времени. От села Козьмодемьянского осталась только церковная земля, которую Патриарший приказ сдавал "в оброк", или, по-нынешнему, в аренду. Арендаторами были: сначала Никольский монастырь в Москве, давший название Никольской улице, потом дьяк Иван Михайлов, потом думный дворянин Дементий Минин Башмаков.
В 1675 г. Д. М. Башмаков покупает село в свою вотчину. Через три года в нем было 2 двора Башмакова, причем один из них был расположен на взятой в аренду земле Новодевичьего монастыря, которому принадлежали в то время окрестные леса. К селу были приписаны дворовые. Крестьянских дворов в нем не было. В то же время там появляется новая Козьмодемьянская церковь, пока еще деревянная. Башмаков отделил свою вотчину от соседних земель строгой границей, тогда же был составлен первый план Козьмодемьянского. Таким образом, Д. М. Башмакову село обязано своим возрождением.
На месте нынешнего канала им. Москвы раньше протекала узкая, извилистая речка Химка, по ширине похожая на современную реку Сходню (в XVII в. она писалась через "н" - "Хинка"), Высокий правый берег ее, где стояло Козьмодемьянское, назывался в XVII в. "Красные горки". Слово "красный" означало тогда "красивый, прекрасный", наши предки умели тонко ценить красоту подмосковной природы. Название "Красные горки" продержалось до середины XIX в.
В конце XVII в. в Козьмодемьянском было уже 25 дворовых людей, не считая церковнослужителей. Это село понравилось сыну знаменитого учителя Петра I Василию Никитичу Зотову. В 1703 г. он покупает Козьмодемьянское. В. Н. Зотов занимал на протяжении своей жизни ряд важных государственных должностей, в истории же он остался как генерал-ревизор Сената. Под его руководством было проведено важное государственное мероприятие - первая подушная перепись населения России.
При В. Н. Зотове в Козьмодемьянском была заложена первая каменная церковь. Освящена она была уже после его смерти в 1730 г. казанским митрополитом Силивестром и протопопом Успенского собора в Кремле Иоанном Максимовым. То, что сам митрополит освящал небольшую сельскую церковь, было необычно и очень почетно. Это указывает на большое значение Козьмодемьянского для его знаменитого владельца. Эта церковь в сильно перестроенном виде дошла до наших дней. Это самое старое здание в нашем районе. На алтаре и северном портале еще сохранились некоторые архитектурные детали почти исчезнувшего убранства русского ампира (треугольный фронтон, рустовка, замок над окном). Они появились вместе с колокольней гораздо позднее, в 1820 г. Сейчас там расположено Московское межобластное ремонтно-монтажное предприятие п/о Росполиграфтехника.
После смерти В. Н. Зотова хозяином села стал его сын Никита Васильевич Зотов. Память об этих владельцах сохранило второе название села - Зотово. В 1738 г. село переходит к вдове Н. В. Зотова Анне Логиновне. Она вышла замуж во второй раз за статского советника Ивана Христиановича Эйхлера.
В 60-е гг. XVIII в. в Козьмодемьянском было 4 крестьянских двора. Всего крестьян и дворовых было 45 мужчин и 46 женщин. За господским двором были разбиты фруктовый сад и регулярный парк, который частично сохранился до сих пор. На реке Химке к тому времени был устроен большой пруд и мукомольная мельница.
Одним из крепостных А. Л. Эйхлер был Матвей Иванович Комаров, сейчас почти неизвестный русский писатель. Самый популярный его роман "Повесть о приключении английского милорда Георга и о брандербургской маркграфине Фридерике Луизе" вышел в 1782 г. Эта авантюрная любовная история, полная волшебных приключений, читается с живым интересом - я не мог оторваться от нее. Роман показывает прекрасное знакомство автора с античной мифологией, историей и географией. Произведение это было одним из первых русских романов, и уже в XIX в. оно казалось наивным и глуповатым. Его полуфантастический сюжет поразил воображение В. Г. Белинского в детстве, хотя в своих статьях он издевается над такого рода литературой. Этот роман был очень популярен в среде простонародья и получил широкое распространение в лубочных изданиях XIX и XX вв. Матвей Комаров издал 8 книг, и о каждой нужно рассказывать отдельно. Запомним его фамилию: это самый замечательный житель Козьмодемьянского за всю историю села. Он выпускал русскую и переводную литературу для занимательного чтения, подобно знаменитому просветителю Н. И. Новикову публиковал интересные исторические документы.
В 1771 г. Москву и соседние районы постигло ужасное бедствие. Разразилась эпидемия чумы, которую в документах называли тогда "моровой язвой". 23 человека, что составляло в то время около трети села, умерли от этой болезни. Умирали целыми семьями. Крестьянка Марфа Тихоновна (50 лет) и ее дочь Фекла (22 лет) бежали от страшной болезни, иначе бы их постигла участь оставшейся семьи: Марфин брат Иван и все его дети не пережили этого ужасного года.
Матвей Комаров спрятался от чумы в селе Богородицком, вотчине зятя А. Л. Эйхлер, князя Алексея Васильевича Хованского. В благодарность за приют Комаров написал письмо в стихах, где он обращается к А. В. Хованскому со словами:
Может быть, что многих ты из нас
В своем селении от лютой смерти спас.
Это было его первое опубликованное произведение.
После смерти А. Л. Эйхлер Козьмодемьянское перешло к ее дочерям Елизавете Никитичне Хилковой и Екатерине Никитичне Хованской.
В ЦГАДА хранятся несколько дел, освещающих фрагменты истории Козьмодемьянского XIX-XX вв.
В 1811 г. село принадлежало князю Владимиру Семеновичу Львову и его жене Марфе Францевне. Они восстановили старую заброшенную мельницу на Химкинском пруду и сделали новую плотину. Пруд разлился и залил луга соседней деревни Тимофеевской (на месте этой деревни сейчас проходит Прибрежный проезд). За затопление лугов Львовым пришлось платить крестьянам Тимофеевской 100 рублей в год, деньги немалые.
При следующем владельце генерал-майоре Иване Николаевиче Римском-Корсакове мельница опять пришла в запустение. Ему было не до этого. В свое время И. Н. Римский-Корсаков был фаворитом Екатерины Второй. Он был так красив, что императрица считала любимца образцом красоты. Она писала, что он "никогда не делает жеста, движения, которые не были бы благородны и изящны. Он светит, как солнце, и вокруг себя разливает сияние". Кроме того, красавец прекрасно пел и играл на скрипке. Однако, несмотря на горячую привязанность Екатерины Второй, Римский-Корсаков увлекся графиней П. А. Брюс. Разгневанная императрица удалила ветреного любовника от двора. С 1815 г., оставив позади несколько романов с красивейшими женщинами России, Римский-Корсаков жил в своем роскошном Могилевском имении, где целыми днями веселился в шумной толпе родных и знакомых. В те годы он приобрел и вскоре продал Козьмодемьянское, потому что кутила стал разоряться, и его денежные дела расстроились. Он не оставил большого следа в истории этого села.
Следующим владельцем Козьмодемьянского в 1822 г. стал гвардии капитан Дмитрий Петрович Горихвостов. В это время село достигло наивысшего расцвета. В нем было 9 крестьянских дворов, в селе жили 25 мужчин и 24 женщины. Д. П. Горихвостов восстановил водяную мельницу на пруду, и снова сенные покосы соседней деревни были затоплены. На этот раз крестьяне Тимофеевской подали на помещика в суд. Испугавшись, Горихвостов пошел навстречу всем требованиям крестьян, чтобы дело закрыли. Ему пришлось платить им 150 рублей в год, хотя разлившаяся вода не доходила даже до отметок, поставленных Львовым. Так крестьяне выиграли лишних 50 рублей у незадачливого помещика. Напомню - дело происходило задолго до отмены крепостного права.
В середине XIX в. село приходит в упадок. В нем было всего 4 крестьянских двора, 11 мужчин и 9 женщин. К концу XIX в. Козьмодемьянское вливается в разросшийся дачный поселок Химки.
Волна крестьянских восстаний 1905 г. захлестнула Козьмодемьянское. Озлобленные крестьяне сожгли деревянный помещичий дом. Последним владельцем села был Сергей Павлович Патрикеев, член Московской городской думы, почетный попечитель коммерческого училища имени цесаревича Алексея в Москве. В 1907 г. известный архитектор Ф. О. Шехтель выстроил для него изящный усадебный дом, в котором сейчас и расположена Химкинская городская больница № 1 (Правобережная ул., дом 6а).
К сожалению, здание находится в запущенном состоянии, и к тому же главный фасад весь закрыт деревьями. По старым фотографиям можно представить себе, какое мягкое и лиричное настроение вызывали у посетителей фасады этого дома. Боковые башни, покрытые шлемами, и острый щипец фронтона делают особняк похожим на средневековый замок.
Интересен интерьер этого дома. В прихожей сохранился старинный шкаф. В широком коридоре стоит большой, но изящный темно-красный камин, радуют глаз лепные барельефы из листьев и цветов на светло-зеленых стенах. На второй этаж ведет широкая лестница, отделанная темным деревом. Поднимающийся по ней видит легкий паутинный узор витража. Он создает радостное настроение и смягчает строгий полумрак лестницы. По большим столбам перед входом, сейчас давно исчезнувшим, усадьба получила название "Белые столбы".
После революции в этом доме был размещен санаторий "Химки" для красноармейцев. По воспоминаниям бывших его работниц, летом 1918 г. сюда приезжал В. И. Ленин. В 1921 г. он был здесь еще раз. В то время санаторий не имел необходимого медицинского и хозяйственного оснащения и даже топлива. К счастью, старшим врачом санатория был лечащий врач В. И. Ленина и его семьи, крупный специалист-терапевт, профессор Ф. А. Готье. Узнав о бедах санатория "Химки", Ленин поручил Мосздравотделу оказать ему помощь, а в начале 1922 г. вопрос о санатории рассматривался даже на Политбюро. Владимир Ильич просил наркома здравоохранения Н. А. Семашко помочь доктору Готье, и даже сам дал распоряжение Управлению делами Совнаркома. Благодаря помощи В. И. Ленина санаторий "Химки" получил электрический свет, топливо и конный транспорт, все помещения были отремонтированы. Увы, до сих пор иногда для ремонта дома требуется вмешательство главы правительства.
В 1937 г. мимо Козьмодемьянского прошел канал Москва-Волга. Волжская вода хлынула по руслу речки Химки и затопила ее вместе с прудом. Безымянный ручеек, впадающий в него, широко разлился, и получился новый пруд. Сейчас он зарос камышом, и на нем живут дикие утки.
До последнего времени парк вплотную подходил к каналу, и вода опасно подмывала корни старых деревьев. Эти свидетели древней усадьбы иногда падали в воду. Еще и сейчас можно увидеть наполовину обнаженные корни деревьев, которые легко могут свалиться, хотя берег канала теперь немного отведен от парка и укреплен бетонной стеной. Этот парк, известный с 1767 г., - самый старый в районе - поражает разнообразием видов деревьев.
Очерк приходится заканчивать на грустной ноте. К сожалению, бывший загородный дом С. П. Патрикеева, а сейчас Химкинская больница, давно уже находится в аварийном состоянии. Косметический ремонт, который был сделан в прошлом году, оказался явно недостаточным. В старинном особняке протекает крыша. Кирпичная ограда покрыта трещинами. Могло бы помочь Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы, но там этот интересный памятник истории и архитектуры даже не взят на учет"[6].
Храм обезглавлен, колокольня снесена до 1 яруса, трапезная надстроена вторым этажом. Внутри все переоборудовано, нагорожены этажи. Однако для реставрации материала более чем достаточно: основной объем здания сохранился, остались даже роспись в куполе, куда покуда трудно заглянуть, так как он превращен в чердак, и древние решетки в окнах первого этажа. Церковь ранее принадлежала Химкинской типографии. В 1980 г. занималась 1 типографией Моссовета, в 1990 г. принадлежала российскому опытно-экспериментальному производственному объединению "Росполиграфтехника" Госкомиздата РСФСР (его Московскому межобластному ремонтно-монтажному предприятию). В конце 1990 г. храм был передан верующим на основании письма Патриарха Алексия II Председателю Совета министров России от 31 августа.
 
[1] Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 36.
[2] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 76, № 363.
[3] Сорокин В. Черемушки, Кузьминки и другие // Наука и жизнь, 1972. № 8. С. 138-140.
[4] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1885. Вып. 4. Селецкая десятина. С. 5.
[5] Каталог архивов. Вып. 5. С. 228.
[6] Соколовский В. Село Козьмодемьянское // Резонанс. 1990. № 18, 19, 21.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Контрфорс"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Вознесения Господня в Теряево"

см. весь список

Из фондов проекта:
Музейные и архивные документы
Из фондов Красноярского краеведческого музея
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет