Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Космы и Дамиана Ассийских на МаросейкеЦерковь Спасителя, исцелившего расслабленного, на Маросейке
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 138-140
Церковь Космы и Дамиана на Маросейке Маросейка, затем ул. Богдана Хмельницкого, с 1990 г. вновь Маросейка, 14 угол Космодамиановского, ныне Старосадского, пер., 2 "Горела в 1547 г. В 1629 г. деревянная церковь вновь сгорела"[4]. "Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639"[2]. Нынешнее здание церкви построено в 1791-1803 гг. архитектором М. Ф. Казаковым. Приделы: Николая Чудотворца, освящен 18 декабря 1793 г.; Космодамианский - 21 окт. 1795 г., главный; Христа Спасителя, исцелившего расслабленного 4 октября 1803 г. По Снегиреву, "построена подполковницей А. Ф. Хлебниковой. Икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в селе Ведерницы Дмитровского уезда, в честь чего там в 1780 г. был выстроен каменный храм"[4]. "Церковь построена прихожанами на собственные средства; обновлялась в 1893 г."[2]. "Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791-1793 гг. (отделка закончена к 1803 г.) на месте древней обветшавшей, также каменной церкви. Заказчиком был М. Р. Хлебников, владелец дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Б. Хмельницкого, 17). Эта церковь (главный престол - Спасский, приделы - Космы и Дамиана и Никольский) - один из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении все большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания. Здесь эта тенденция выражена с наибольшей полнотой"[12]. "Основу композиции здания образуют четыре цилиндрических объема: собственно церковь, ее абсида и приделы, равные по высоте абсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, традиционно поставленные по продольной оси сооружения. Выступающий к улице объем придела, по бокам которого симметрично поставлены двухколонные портики, подчеркивает поперечную ось равновесия композиции. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством. Эта необычная система - главное во всей затее постройки, что зодчий подчеркнул обнаженностью основных масс. Их очертания выступают во всей чистоте, декорация фасадов скромна, что придает маленькой постройке крупный масштаб. Благодаря своей крупномасштабности и скульптурности объема произведение Казакова доминирует в застройке"[9]. "В ноябре 1929 г. было постановлено снести ограду и угол ц. Космы и Дамиана для расширения движения"[14]. "Сегодня мы любуемся отреставрированной ц. Космы и Дамиана на углу Старосадского переулка. А ведь в начале 1930 г. МОНО не возражал против разборки этой церкви "хотя и построенной архитектором Казаковым, но являющейся наименее значительной из его работ, при условии тщательной фиксации и обмеров". Реставраторы из ЦГРМ спокойно приняли данное сообщение своих коллег к сведению"[15]. "Церковь была закрыта в конце 1920-х гг., в здании устроен склад, а перед ним - большая пивная. Ограда разобрана в середине 1930-х гг."[4]. В 1950-е гг. пивную сломали и устроили низкое ограждение. "В 1958 г. памятник подвергся реставрации. В 1972 г. вокруг него восстановлена ограда"[5], сделанная по типу уничтоженной. "Существующая ограда воспроизводит ограду второй половины XIX в., поставленную взамен первоначальной, она была каменной с круглой будкой на углу"[12]. В 1950-1960-х гг. внутри размещалась уже мастерская макетов; в 1965 г. - клуб автомототуристов. Потом позади храма "выстроили темную стеклянную призму - высокое административное здание 1972 г."[5]. Вывески на этой черной прямоугольной коробке нет, но помещающаяся в ней организация заняла и здание храма, закрыв в него проход посетителям. Внешне здание отремонтировано, кресты и шпили позолочены. Внутренность переоборудована. Здание стоит на государственной охране под № 110[10]. С XVII в. по 1922 г. отходящий от церкви вбок переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским)[11]. В 1992 г. храмом владела библиотека художественного института; в ближайшем будущем его предполагалось вернуть верующим. [1] Материалы. С. 486. [2] Синодальный справочник. [3] Александровский, № 296. [4] Рукопись Александровского, № 154. [5] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 245. [6] Никольский А. В. Историческое описание Московской Космодамианской на Покровке церкви. М., 1888 (оттиск из: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1888). [7] Романский Ник. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и ее памятники. М., 1895. 8 с. [8] Сытин. С. 271. [9] Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 209-210. [10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29. [11] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 288. [12] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 297-298. [13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583. [14] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. №5. С. 47. [15] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||