Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Земляной город
версия для печати

Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот

Церковь Вознесения Господня на Царицынской улице; Церковь Вознесения Господня, что в Сторожах, Церковь Большого Вознесения; Большое Вознесение; Большое Вознесенье
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 297-304
Церковь Вознесения Господня Большого, в Сторожах
Б. Никитская, ныне ул. Герцена, 36, Вознесенский проезд (с запада)
"Вознесенский проезд назван в конце XIX в. по находившейся в нем с XVII в. церкви Большого Вознесения"[10].
"В XVII-XVIII вв. улица называлась Царицыной по дворцу царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, находившемуся в Столовом пер. Здесь же находилась и небольшая Царицына слобода. В 1685 г. Наталья Кирилловна Нарышкина построила против своего двора каменную церковь Б. Вознесения, простоявшую до 1831 г."[5]. Первоначальная же деревянная церковь была построена значительно ранее - по Ладанной книге она числится с 1619 г., по переписной - с 1625 г.[11].
"Прежняя деревянная церковь сгорела в 1629 г."[4].
"Старая церковь построена царицей Натальей Кирилловной в 1685-1689 гг. на месте деревянной церкви 1629 г. Она разобрана в 1831 г. и от нее оставалась отдельно стоящая с запада от нового храма колокольня"[2].
"Ругу церковь не получала. Следовательно, основана при Романовых. Первое известие о ней находится в ладанной книге 1619 г. Первый раз каменная церковь строилась в 1670 г., второй раз - царицей Натальей Кирилловной в 1683-1685 гг. В числе прихожан в 1758 г. была подполковница Дарья Васильевна Потемкина, дом которой находился на месте теперешнего алтаря. Г. А. Потемкин мечтал выстроить новый храм, но умер в 1791 г., не начав дела. Его родственники, однако, не оставили этой мысли: особенно заботился о построении сын П. А. Потемкиной генерал-майор Н. П. Высоцкий. Трапезная с двумя приделами была заложена в 1798 г., закончена в 1816 г. Левый иконостас несколько старше правого, в нем есть иконы святых, тезоименитых Г. А. Потемкину и тогдашнему настоятелю храма Антипе Матвееву. В 1831 г. здание 1685 г. было разобрано - кроме сохранявшейся от 1637 г. колокольни. 18 февраля 1831 г. в одном из западных приделов венчался А. С. Пушкин. В 1830-х гг. начали строить нынешнюю ампирную церковь. В сохранившихся чертежах проектов храма есть подписи Шестакова, Козловского и А. Григорьева. Освящение было 19 сентября 1848 г. Главный и оба придельных иконостаса сделаны по проектам М. Д. Быковского в 1840-х гг."[2].
"Красивая, как старый памятник допетровской Руси, колокольня этого храма, расположенная через дорогу, упоминается в древних актах как "хорошая колокольница". Она построена поздно, в 1685 г."[3].
"Г. А. Потемкин-Таврический проектировал перестроить церковь Большого Вознесения и превратить ее в собор Преображенского полка, шефом которого он был и который имел неподалеку своей полковой двор. К проектированию был привлечен знаменитый В. И. Баженов. Но фундамент церкви оказался недостаточно крепким, и тогда было решено строить рядом с нею новый храм. Для него Потемкин отдал свой двор рядом со старой церковью. Смерть помешала ему осуществить свои намерения. После его кончины душеприказчики поручили в 1798 г. проектирование новой церкви М. Ф. Казакову, но строительство ее затянулось, и она была закончена лишь в 1845 г., без запланированной у входа в нее величественной колокольни. Строил ее А. Г. Григорьев. Предполагают, что в строительстве принимал участие и академик Ф. М. Шестаков.
Княгиня А. А. Прозоровская продала в 1825 г. свой дом (№ 50) на углу Скарятинского пер. Н. А. Гончарову. Дом простирался до современной улицы Качалова. В 1831 г. на дочери Гончарова Наталии Николаевне женился А. С. Пушкин. По настоянию причта церкви Вознесения, в приходе которой находился дом невесты, венчание происходило 18 февраля в притворе нового храма, так как средняя часть его еще не была достроена"[5].
"Церковь заложена в 1798 г., но строилась очень долго. Проект был переработан академиком Ф. М. Шестаковым. Строительство завершилось в 1840-х гг."[6].
"Лучшим памятником церковного зодчества той эпохи и как бы переходным типом от классических форм к утонченному ампиру является храм Большого Вознесения. Это удивительно строгий и изящный по своим чистым формам храм, фасад которого нарисован изумительно верной рукой и выдержан во всех деталях"[3].
"Приделы: сретения Владимирской иконы Богоматери; Николая Чудотворца, - XVII в.; 1798-1816 гг.; Усекновения главы Иоанна Предтечи, XVII в.; Иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. 1798-1816 гг.
Иконостасы по проекту М. Д. Быковского"[2].
"Нынешний храм воздвигнут на средства прихожан. Обновлялся в 1901 г."[4].
13 ноября 1917 г. здесь отпевали юнкеров, защищавших Россию от революции[26].
"23 апреля 1922 г. в церкви изъято на 500 р. золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий"[14].
"В шестое воскресенье Великого Поста Патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице.
Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции.
Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 г. здесь венчался А. С. Пушкин с Н. Н. Гончаровой. В 1918 г. здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 г., - 180 гробов заполняли храм.
В 1920 г. здесь венчалась дочь Ф. И. Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.
5 апреля 1925 г., за два дня до смерти, Патриарх Тихон совершил здесь свою последнюю службу"[13].
"В марте месяце 1928 г. рано утром гроб с телом первой народной артистки республики М. Н. Ермоловой внесли в церковь Большого Вознесения у Никитских ворот: церковь, где венчался Пушкин и хоронили Щепкина (точнее, отпевали. - П. П.), теперь стала втройне исторической. Там состоялась торжественная служба при стечении огромного количества народа, длившаяся с перерывами почти весь день. Оттуда уже в 11 часов вечера состоялся вынос гроба в Малый Театр"[7].
По воспоминаниям старожилов, записанным Н. И. Якушевой, в начале 1930-х гг. финансовые органы облагали причт церкви налогами, неуплата которых была равнозначна закрытию храма; налоги эти намеренно постоянно повышали. Поскольку сумма налога в нескольких случаях выходила за пределы возможностей прихода, ради памяти Пушкина в сборе средств для уплаты принимали участие даже расположенные поблизости иностранные посольства, в том числе турецкое.
"В 1931 г. храм наконец все-таки закрыли"[2]. "Шатровая колокольня была снесена лишь в советское время, она находилась на месте нынешнего сквера"[5]. "Колокольню разрушили в 1937 г."[2]. В помещении самого храма поначалу располагался склад тары, а затем научные учреждения. В последнее время оно было занято лабораторией высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского (ГНИИ энергетики) Министерства энергетики и электрификации СССР. Внутри понавесили цепочки огромных шаров, приспособления в виде гигантских спиралей, спускающиеся из-под купола, сети проводов и проч. Несколько раз лаборатории предлагали помещения для переезда, но ни одно из зданий современной постройки ей не подходило из-за малой прочности стен.
"Здание обладает великолепной акустикой, и в нем намечено создать концертный зал"[8].
"Церковь Большого Вознесения, 1827-1840, с трапезной 1816 г., архитектор Ф. М. Шестаков, стоит на государственной охране под № 267"[12].
Фронтоны над боковыми портиками храма сломаны, и в устроенном внутри втором этаже тут пробиты окна. Подле алтарей, как передают местные старожилы, в 1917 г. похоронили множество юнкеров, сопротивлявшихся до последнего у сгоревшего при этом дома близ Никитских ворот (ныне на его месте памятник Тимирязеву). Там, где к западу от церкви на углу ул. Герцена и Вознесенского проезда (по другой его стороне) возвышалась колокольня XVII в., сломанная в 1937 г., ныне разбит сквер, посреди коего в 1956 г. поставили памятник А. Н. Толстому. В Вознесенском проезде, названном в честь храма, церковь Большого Вознесения осталась в настоящее время единственным зданием.
Наконец, к концу 1987 г. здание храма было освобождено чуждым арендатором. Но тут неожиданно началась новая бесовщина - его решили превратить поначалу в концертный зал (наподобие храма-театра в церкви Рождества Богородицы в Путинках): "Мягкий свет льется под сводами купола. На стенах - полотна современных художников на исторические темы. Звучит музыка Бородина, мы слышим отрывки из "Слова о полку Игореве". Мы пришли на выставку, концерт? Нет, перед нами неповторимый синтез жанров - единый спектакль из столь разных слагаемых.
Вот что сказал директор Государственного концертно-выставочного зала Святослав Святославович Советов:
- Церковь Большого Вознесения - памятник архитектуры совершенно особенный. Предоставить его сравнительно небольшие залы сегодня известному пианисту, завтра - инструментальному квартету или камерному хору, в другой раз - чтецу - мастеру художественного слова? Это хорошо. Но, думаю, здесь можно создать принципиально новый культурный центр. И вот почему.
Пропаганда подлинных духовных ценностей нередко ведется в безнадежно устаревших формах - скучные лекции и традиционные концерты. Подростку неподготовленному скучно полтора часа слушать и видеть перед собой спину дирижера. Найдены эффектные формы развлекательных передач. А пропаганда художественных ценностей пока "за бортом" этих поисков зрелищности.
Многие ведущие деятели искусства остро чувствуют необходимость найти, попробовать нетрадиционные формы в сценографии, режиссуре музыкальной классики.
Почему же не создать в памятнике у Никитских ворот зал музыки, живописи и поэзии, освященный памятью о венчавшемся здесь Пушкине? Здесь можно проводить не только художественные выставки и циклы музыкальных и литературных концертов, объединенных общей темой, но и осуществлять оригинальные постановки своеобразных синтетических спектаклей. Например, концерты инструментальных ансамблей и солистов проводить в обширной трапезной, а для исполнения камерным хором русской духовной музыки использовать подкупольную часть четверика.
Действительно, не рациональнее ли при дефиците концертных залов через 2-3 года открыть подобную экспериментальную площадку? Для этого можно провести ремонт интерьеров с учетом приспособления залов под концертно-выставочные и консервацию сохранившихся фрагментов живописи.
Советский фонд культуры предлагает провести конкурс на проект - концепцию художественного решения интерьера и технического оборудования зала в бывшей церкви Большого Вознесения. Его основная цель - разработать оптимальные принципы сочетания реставрационных работ в памятнике архитектуры с решением художественных и технических задач по переоборудованию интерьера для проведения концертной и выставочной деятельности"[15]. Но у здравомыслящих людей вскоре возникли сомнения:
"Весть о предполагаемом восстановлении здания бывшей церкви Большого Вознесения была с энтузиазмом встречена всеми, кому дорого наше культурное наследие. Однако поспешность, с которой взялись "возрождать" здание, вновь заставляет тревожиться за его судьбу.
По решению исполкома Моссовета от 6 августа 1986 г. ГлавАПУ Москвы было поручено подготовить в 1987 г. проектно-сметную документацию здания и приспособление его под концертный зал, а Главному управлению культуры совместно с Москонцертом составить план концертной работы. Предполагалось, что реставрация будет проведена в 1988-1989 гг. 31 декабря 1986 г. исполком Моссовета принимает решение о создании с 1 января 1987 г. на базе памятника государственного концертно-выставочного зала.
Очевидно, что проводить исследование состояния здания и параллельно "приспосабливать" его неразумно. Ведь результаты исследования могут противоречить произведенным переделкам. Не могут не удивлять и сроки, отпущенные на реставрацию. Работа над одними только настенными росписями, по мнению специалистов, может потребовать не менее трех лет.
Исследования памятников проводились с апреля 1988 г. коллективом реставраторов мастерской № 13 "Моспроекта-2" под руководством главного архитектора проектов И. Гусева. Эскизный проект реставрации и приспособления памятника обсуждался на заседании реставрационно-методического совета Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы под председательством начальника управления А. Савина. Основной вывод разработчиков проекта - полное восстановление первоначального облика здания возможно, однако это потребует большой и кропотливой работы. Между тем решение о проведении косметического ремонта здания, использовании его в качестве концертного зала и уже произведенные переделки вынуждают их к поискам компромиссов.
Ищутся варианты расположения сцены и рядов зрительских мест, предлагаются способы размещения электроакустической аппаратуры (это в помещении, обладающем уникальной акустикой), планируются фойе, гардеробы, туалеты, лифты и даже стеклянная крыша. Вопреки имеющимся данным о сложной гидрологической обстановке в центральном районе столицы ставится вопрос о сооружении перехода под улицей Герцена к дому № 33, который входит в комплекс будущего зала.
Словом, очевидно стремление во что бы то ни стало создать обычный концертный зал в здании, совершенно для этого не предназначенном. Пойти по такому пути - значит проявить неуважение к памятнику.
В подобного рода культовых сооружениях испокон веков звучала хоровая музыка. Уникальность акустических свойств церкви Большого Вознесения была отмечена московской хоровой общественностью еще в прошлом веке. Концерты хоровой музыки проходили здесь и в первые голы Советской власти, вплоть до закрытия храма в 30-х гг. Почему бы не возродить эту замечательную традицию?
Коммерциализация музыкальной культуры - проблема очень серьезная. Противостоять разрушительным процессам можно, лишь сохраняя и всемерно возрождая наше великое наследие - и музыку, и храмы, где она звучала. Но это должно быть именно возрождение - восстановление настоящего, подлинного.
Если возможна полная реставрация здания бывшей церкви Большого Вознесения, то она и необходима.
Необходим строгий контроль за тратой собранных на реставрацию средств, а здесь тоже есть повод для беспокойства. Часть благотворительного фонда (около 50 тысяч рублей) была в нарушение всех норм истрачена на оборудование административных помещений в самом памятнике, часть (около 20 тысяч) - на акустическое обследование, которое после выполнения всех реставрационных работ нужно будет проводить вновь. Часть денег планируется истратить на конкурс по оформлению интерьера - затея абсурдная, поскольку внутреннее убранство храма также является памятником и должно быть полностью восстановлено. Собранный благотворительный фонд (около 200 тысяч рублей) недостаточен для полной реставрации, но это не означает, что с ним можно обращаться бездумно.
Судьба уникального памятника должна решаться в условиях широкого обсуждения. Нельзя допустить, чтобы храм стал объектом печальных экспериментов"[16].
По мере оживания свободы слова в редакции газет посыпались уже более открытые призывы - вернуть храм по принадлежности Церкви.
"Краткое содержание глав читательского повествования:
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Бывшая церковь Большого Вознесения является значительным памятником отечественной истории, культуры, архитектуры. А значит, заслуживает бережного к себе отношения, то есть реставрации в полном объеме и без всяких переделок.
ВТОРАЯ. Памятник этот прочно ассоциируется с именем первого поэта России, что делает (должно делать) его для нас еще более ценным. Кстати, связан он и с именем одной из самых прославленных русских актрис...
ТРЕТЬЯ. Большое Вознесение не "простая" достопримечательность. Это храм, почему, собственно, и оказался он связанным с памятью о замечательных людях нашего Отечества. Изначальное предназначение здания также необходимо учесть при решении его дальнейшей судьбы. Наилучшим образом будет оно учтено, если церковь отдадут Церкви.
ЧЕТВЕРТАЯ. Храм может не потерять облика храма, если в нем откроют и концертный зал. При условии, что те, кто будет открывать, проявят уважение и осторожность, которых требуют обстоятельства, упомянутые в предыдущих главах. Легче всего это сделать, "вспомнив" еще об одном предназначении храма: испокон века его стены давали "приют" хоровому искусству.
ПЯТАЯ. Открытие концертного зала в здании бывшей церкви Большого Вознесения может помешать строительству в Москве новых современных концертных залов"[17].
Реставрация неспешно шла:
"Церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот, ассоциируется у каждого москвича с именем А. С. Пушкина, где поэт, как известно, венчался с Н. Гончаровой. Страшно вспомнить, но еще совсем недавно здесь проводились физические опыты. Огромные металлические конструкции, беспощадно врезаясь в стены, держали огромный, 60-тонный груз. По всему зданию на 20-30 сантиметров были вбиты гвозди. Все это пришлось убирать кооперативу "Московская старина", взявшемуся очистить храм. Многое из того, что когда-то радовало глаз, находится, увы, в плачевном состоянии. Необходима серьезная реставрация стенных росписей и недавно обнаруженных фресок. "Московской стариной" за полтора месяца уже расчищено и закреплено 40 метров одной из стен храма. Художники готовы заняться непосредственно и реставрацией живописи"[19].
Но тем временем в "Московской правде" 20 марта 1990 г. уже появилось "радостное" сообщение:
"В списке культурных центров города появилось еще одно название:
Это - Государственный концертно-выставочный зал у Никитских ворот, открывшийся в здании бывшей церкви Большого Вознесения. Концертом камерного ансамбля духовной музыки "Музыкальное наследие" открылась программа благотворительных творческих вечеров, подготовленная совместно с центром музыкальной культуры "Полифония" при Советском фонде культуры. Сборы от этих концертов будут направлены на создание и развитие школы эстетическо-нравственного воспитания молодежи"[18].
Но общественность оказалось не так-то просто объегорить - она заговорила в полный голос:
"ВЕРНИТЕ!"[20].
Наконец, в июле 1990 г. новый Моссовет вернул храм Церкви[23]. Освящение его возглавил Патриарх Алексий II 23 сентября 1990 г.[27]. 6 апреля 1991 г. освящен приставной престол Святителя Тихона Патриарха Московского.
 
[1] Александровский, № 323.
[2] Рукопись Александровского, № 306.
[3] Путеводитель Машкова. С. 14 и CLX.
[4] Синодальный справочник.
[5] Сытин. С. 400-402.
[6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 105.
[7] Щепкина-Куперник Т. Л. Дни моей жизни. М., 1928. С. 201, 185.
[8] Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 171-172.
[9] Токмаков И. Краткий историко-археологический и статистический очерк церкви Большого Вознесения. М., 1890 (Старая и новая Москва. Вып. 1).
[10] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 91.
[11] Материалы. С. 612.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 45.
[13] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 3. С. 7.
[14] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 265.
[15] Коваленко И. У Никитских ворот // Моск. правда. 1987. 14 нояб.
[16] Сохранить добрую традицию // Сов. культура. 1989. 11 апр.
[17] Шадрина Н. "Не навреди!" // Сов. культура. 1989. 28 авг.
[18] Московская правда. 1990. 20 марта.
[19] Московская правда. 1990. 24 марта.
[20] Литературная Россия. 1990. № 8. С. 22.
[21] Там же. 1990. № 14. С. 9.
[22] Вечер в воскресной школе // Моск. правда. 1990. 19 апр.
[23] Петровская О. Начало справедливости // Московский церковный вестник. 1990. № 16. С. 4.
[24] Каталог архивов. Вып. 3. С. 580; Вып. 5. С. 311.
[25] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 139.
[26] Ястребов А. Тоже русские люди // Веч. Москва. 1990. 5 нояб.
[27] Бахтаров Г. Свершилось... // Веч. Москва. 1990. 10 окт.
[28] Храм Вознесения Господня. М., 1993. 16с.; ил.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Контрфорс"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Александро-Ошевенский монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет