Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Санкт-Петербург
 Южные районы
версия для печати

Церковь Сошествия Святого Духа на Фарфоровском кладбище

Церковь Сошествия Святого Духа за Невской заставой
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 2
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 390
Фарфоровское кладбище
Пр. Обуховской обороны (Шлиссельбургский), у д. 151
{Церковь} Святого Духа
Кладбище Фарфорового завода возникло в XVIII веке рядом с приходской Преображенской церковью и поначалу было невелико. В XIX веке оно неоднократно расширялось и, выйдя за Шлиссельбургский тракт, узкой полосой протянулось от Невы в сторону Николаевской железной дороги. На нем, среди прочих, были похоронены: министр финансов граф Д. А. Гурьев, известный проповедник прот. Г. П. Павский и писатель и критик И. И. Панаев. С середины XIX века за Невой существовало еще одно кладбище с деревянной часовней, устроенное при казенном кирпичном заводе.
С 1810 на Фарфоровском кладбище стояла лишь часовня Нерукотворного Спаса, возведенная на средства кол. сов. Ивана Михайловича Яковлева. В первые годы XX века к нему прирезали три десятины земли с целью построить церковь "для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма".
18 августа 1902 епископ Ямбургский Сергий заложил небольшой шатровый храм в русском стиле, спроектированный акад. А. Ф. Красовским.
Храм был готов в 1905, однако его отделка очень затянулась. На Императорском фарфоровом заводе скульптор А. К. Тимус сделал по рисунку зодчего уникальный иконостас из цветного фарфора, царские врата были отчеканены из меди. Иконы написаны в мастерской П. Оловянишникова. 7 октября 1912 епископ Нарвский Никандр освятил кладбищенскую церковь.
Кладбище в 1927 закрыто. Летом 1932 снесли приходской Преображенский храм на берегу Невы, вместе с которым исчезли старейшие участки кладбища. Духовская церковь закрыта в январе 1939 и приспособлена для хранения картошки, а полтора года спустя кладбище упразднено "как мешавшее прокладке трамвайных сетей". Прах из разоренных могил захоронили в братской могиле. Храм взорван в 1966 при строительстве станции метро "Ломоносовская". В 2008 создана община, которая хочет его восстановить на сохранившемся фундаменте.
 
= Архивные источники =
РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 325; Оп. 23. Д. 2494; Ф. 503. Оп. 4. Д. 103.
ЦГИА СПб. Ф. 10. Оп. 12. Д. 265; Ф. 256. Оп. 26. Д. 654.
= Литература =
ИК. С. 555, 556.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 307.
= Периодика =
ВПГ. 1902. № 80, 174.
ПЛ. 1904. № 278; 1912. № 117.
ВКГ. 1924. № 248.
Список сокращений
Кобак А. В. Уничтоженные кладбища. // Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М., с. 697-699
Фарфоровское кладбище в восточном предместье Петербурга было одним из старейших в городе. С начала XVIII в. на 11-й версте Шлиссельбургского тракта лежала слобода, где жили рабочие казенных кирпичных заводов. Для них в 1710-х гг. была построена деревянная Преображенская церковь, в 1731-1734 гг. замененная каменной. В церковной ограде, по традиции, разместилось небольшое кладбище. В царствование Елизаветы Петровны здания кирпичного завода заняла Невская порцелиновая мануфактура - будущий Императорский фарфоровый завод.
Приходское кладбище, как и сама Преображенская церковь, находилось на земле Императорского кабинета, которому подчинялся Фарфоровый завод. Поэтому поначалу оно предназначалось "исключительно для лиц, имеющих отношение к Императорскому заводу"[1]. Впрочем, этот запрет соблюдали не строго: погребали здесь не только заводских рабочих, но и окрестных жителей, а иногда и состоятельных петербуржцев.
К началу XIX в. однокупольная церковь сильно обветшала, но по недостатку средств от постройки нового здания пришлось отказаться. Дело ограничилось основательным ремонтом, после которого в октябре 1817 г. храм был заново освящен. В 1830 г. Петр Телушкин, известный тем, что сумел подняться на шпиль Петропавловского собора, исправил на церкви железный крест. Более значительной была перестройка в 1845-1846 гг., которая коснулась купола и трехъярусной колокольни, где висел пятидесятипудовый колокол - одна из местных достопримечательностей. Отлитый в 1686 г. в Швеции колокол, по преданию, был перенесен из Ниеншанца[2].
Фарфоровское кладбище неоднократно расширялось. Еще в XVIII в. оно перешагнуло на другую сторону Шлиссельбургского тракта, затем - за улицу Большая Щемиловка и узкой полосой протянулось в юго-западном направлении от Невы к Николаевской железной дороге. Возле Преображенской церкви на дорогих участках первого разряда к середине XIX в. уже практически не хоронили. В этой части кладбища сохранялось немало красивых памятников конца XVIII - начала XIX вв. В 1862 г. был закрыт и второй разряд, расположенный ближе к Щемиловке.
В 1902 г. к кладбищу прирезали три десятины земли с целью построить там церковь "для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма"[3]. Проект небольшого шатрового храма в русском стиле безвозмездно составил академик А. Ф. Красовский, и после его утверждения летом 1902 г. начались строительные работы[4]. Через три года здание было вчерне готово, но его окончательная отделка растянулась на несколько лет. По рисунку зодчего на Фарфоровом заводе был изготовлен уникальный фарфоровый иконостас, царские врата в котором сделали из чеканной меди. В октябре 1912 г. епископ Нарвский Никандр освятил кладбищенский храм во имя Сошествия Святого Духа.
К Преображенскому храму было приписано кладбище с деревянной часовней на противоположном берегу Невы, в XX в. полностью уничтоженное.
Последнее прошение о расширении Фарфоровского кладбища относится к лету 1917 г. Через десять лет по ходатайству Володарского райсовета оно было закрыто, началось его постепенное разорение. В мае 1931 г. кладбище обследовали сотрудник Русского музея Ф. М. Морозов, представитель Бюро по охране памятников Н. В. Успенский, а также члены Володарского райсовета. Проверяющие, "осмотрев кладбище в части его, расположенной около церкви на берегу Невы на предмет сдачи металлолома, признали перечисленные ниже памятники подлежащими оставлению на их местах в полной неприкосновенности, с окружающими их решетками, как представляющие художественную и бытовую ценность". В акт были включены плиты 1780-х гг. на могиле Татищевых, гранитный памятник А. П. Захарову (ум. 1808), чугунная плита П. А. Лопатинского (ум. 1828), колонна с мраморным рельефом Д. П. Резвого (ум. 1823) и некоторые другие надгробия[5].
Летом 1932 г. Преображенская церковь была "ликвидирована как мешавшая движению транспорта по Шлиссельбургскому проспекту и попадавшая в зону строительства Володарского моста"[6]. Погибли находившиеся внутри храма захоронения: министра уделов графа А. П. Гагарина, министра финансов графа Д. А. Гурьева, статс-секретаря Николая I историка Н. Н. Муравьева и многие другие. Вместе с церковью перестали существовать наиболее старые участки кладбища у Невы и Шлиссельбургского проспекта.
Спустя несколько лет на Литераторские мостки был перезахоронен прах литератора И. И. Панаева. Два памятника удалось перенести в Некрополь XVIII века: надгробие Н. П. Казадаевой - чугунная сень на дорических колоннах, под которой помещен бюст, и чугунный памятник Н. А. Саблукову. Несколько надгробных фарфоровых табличек, изготовленных на заводе, попали в фонд Музея городской скульптуры. Вот и все, что сохранилось от старинного некрополя.
В ноябре 1936 г. инспектор культов Леопольдова подала в райсовет докладную записку: "Во исполнение наказов избирателей просим президиум Облисполкома и Ленсовета о расторжении договора с группой верующих церкви Духа, церковь ликвидировать и здание передать для организации электротехнического производства промышленному комбинату Володарского райсовета". Комбинат в отдельном ходатайстве подчеркивал, что производимая им продукция (штепсели, розетки, электропатроны) "является остро дефицитной"[7]. Однако наладить в церкви производство дефицитного ширпотреба так и не удалось: после закрытия в марте 1938 г. помещение использовали для хранения праздничных украшений и картошки. Западная часть кладбища со Свято-Духовской церковью погибла в начале 1960-х гг.
 
[1] РГИА. Ф. 799. Оп. 28. Д. 384; Ф. 468. Оп. 23. Д. 2015.
[2] Об истории церкви см.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 8. Спб., 1884. С. 91-97; Лавры, монастыри и храмы... Вып. 3. С. 63-67.
[3] РГИА. Ф. 503. Оп. 4. Д. 103. Л. 11.
[4] Там же. Ф. 256. Оп. 26. Д. 654.
[5] ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 49. Д. 35. Л. 159.
[6] Там же. Л. 160.
[7] Там же. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 99.
Всего текстов: 2
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Голгофа"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Александро-Ошевенский монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет