Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Часовня Константина, Михаила и Феодора Муромских
Тексты
Всего текстов: 1
Голышев И. А. Памятники деревянных церковных сооружений. Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии. Голышевка, 1879, с. 3-4
Часовня, бывшая близ г. Мурома на месте, где лежало тело св. князя Михаила Константиновича, убиенного в 1192 году, замечательна по своим историческим воспоминаниям: князь Михаил Константинович, по воле родителя своего Константина Святославича, с немногими людьми отправился в г. Муром для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития. Первым делом княжения Константинова в Муроме было устроение храмов Божиих; первая церковь совершена была им обыденная деревянная в честь Благовещения Пресв. Богородицы и по устроении ее погребено тут тело убиенного князя Михаила "со псалмы" и песньми и с подобающею честью. В это время на том месте[1], где лежало извергнутое из города тело князя Михаила, поставлена божонка, или часовня. Часовня эта существовала деревянная, рубленная в клетку, с шатровым верхом, восстановляемая время от времени в прежнем виде и только недавно заменена каменною церковью[2]. Ставить божонки или боженки над могилами усопших и помещать в них иконы обычай существовал исстари, с введения христианской веры. В летописи под 1109 годом читаем: преставися Евпракси, дщи Всеволожа (великого князя Киевского) месяца иулия в 10 день; и положена бысть в печерьском монастыре у дверий, яже ко угу (т. е. вне церкви, близ южных дверей) и сделаша над нею божонку (божницу, часовню) идеже лежит тело ея[3]. В киевской (Ипатиевской) летописи под 1161 годом сказано: исъвкупився Изяслав (Давидович князь Черниговский, на Ростислава Михаила князь Киевского) с Всеволодичема, и с Олгом, и с Половцы, и поиде за Вышегород к божници, ту бо бяше, и Днепр стал, (февраля 7) а инде не стал бяше никде же; ту же перешедше Днепр в боженки, и поиде полки к Киеву, и пришедше сташа на болоньи[4]. Божницы или часовни ставят там где нет церквей; их ставят и над могилами усопших украшая иконами[5]. [1] Место это находится при въезде с поля в город в Московскую заставу, перед мостом через Успенский овраг. [2] Труды Владимир. губерн. Статист. комит. вып. X стр. 218. [3] Лаврентьев. лет. стр. 121. [4] Ипат. лет. стр. 89. [5] Древности. Труды Моск. археол. общ. т. III в. 3 стр. 19. В некоторых местах божницею назывались богадельни, странноприимницы и странноприемные дома. Там же стр. 20. А также и храмы иногда назывались божницею; божница храм устроенный для богослужения, церковь (Жит. Петра цар. Ростовского церков. словарь С. П. Б. 1817 г. стр. 101) а доныне преимущественно в простонародье в уездах Ковровском, Вязниковском, Гороховецком и Муромском, в домах в переднем углу киотки и полки с образами называются боженками, божонками и нередко божницами, а нарочно устраиваемые по деревням для богомолья каменные и деревянные шатры часовнями. (Труды Влад. губер. Стат. ком. вып. X стр. 209). Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||