Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Замоскворечье
версия для печати

Церковь Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке

Церковь Григория, епископа Неокесарийского, что в Дербицах
         
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 555-559
Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
Б. Полянка, 29а
"Прежде называлась "в Дербицах"[2] - что, по В. Далю, означает - "в замшелой залежной земле".
"Прежде была деревянная. Каменная построена царем Алексеем Михайловичем, докончена и освящена в 1679 г."[3].
"В день Григория Неокесарийского 17 ноября 1445 г. в Москву возвратился из татарского плена Василий II. Письменно храм известен с 1632 г. деревянным. Нынешний каменный выстроен мастером Иваном Кузнечиком, благодаря заботам царского духовника Андрея Ивановича Постникова, который священствовал здесь до перехода в Благовещенский собор. Освящена в присутствии царя 30 марта 1679 г. Придел Тихона Амафунтского теплый наверху над трапезной значится с 1727 г. В 1765-1767 гг. с юга трапезной пристроен придел Григория Богослова, храмоздатель Григорий Васильевич Лихонин. В 1830-1834 гг. Павлом Феодоровичем Сазоновым с севера трапезной сооружен придел Боголюбской Богоматери, названный так в связи с холерой, о спасении от которой молились этому образу. Наряд на изготовление поливных изразцов взял в 1667 г. Степан Иванов. Внутренняя обстановка сохранялась от времени основания храма, в том числе редкие образа "Верую", "Отче наш" и др. В приделах внизу иконостасы были 1825 и 1834 гг., главный и верхний - времени Московского барокко"[2].
"В 1625-1632 гг. на этом месте стояла деревянная церковь. После чумы 1652 г. церковь пустовала, затем в ней стал служить священник Андрей Савинов. Он понравился царю Алексею Михайловичу, сблизился с ним и добился построения нового каменного храма, для которого царь отпустил средства и сам, вместе с Савиновым, следил за постройкой. С 1665 г. Савинов стал протопопом Благовещенского собора и царским духовником. Но он был в немилости у Патриарха Иоакима. Патриарх посадил Савинова в темницу. Лишь через несколько лет царь смог упросить Патриарха освободить Савинова. После смерти царя Патриарх лишил Савинова сана и сослал в Кожеозерский монастырь. Одним из пунктов обвинения был тот, что Савинов построил себе храм без патриаршего благословения. В 1679 г. Патриарх Иоаким освятил храм, а инициатор постройки его был в это время в ссылке"[4].
"В день похорон царя Алексея Михайловича бывший его духовником Андрей Савинов ругал Патриарха Иоакима за то, что тот вложил в руки покойного прощальную грамоту, что должен был сделать он сам, а не Патриарх. Кричал: "Дайте мне ратников, я пойду и убью Патриарха! Убейте моего супостата, если не убьете - я вас прокляну!" Царская семья выдала Патриарху расходившегося протопопа. Патриарх созвал в 1676 г. Собор, на котором Савинова осудили. Кроме выходки во дворце ему приписали такие обвинения: когда был взят в царские духовники, то не вытребовал архиерейского благословения и самовольно назвался протопопом; прелюбодействовал с замужней женщиной, ее мужа держал в темнице и сослал в дальние края, а обличителям исходатайствовал казни; пьянствовал с зазорными лицами, ублажаясь блудническими песнями; без благословения воздвиг церковь; будучи под патриаршим запрещением, служил обедню; положил вражду между царем и Патриархом; отнял у живого мужа жену и приказал священнику обвенчать ее с другим. Савинов был лишен священства и сослан в Кожеозерский монастырь"[5].
"Церковь строил в 1667-1679 гг. крепостной крестьянин Карп Губа под наблюдением И. Кузнечика"[6, 7, 8].
"Прекрасен опоясывающий верх храма фриз из многоцветных изразцов, созданный мастером С. Полубесом. Оконные решетки храма также откованы художником. Первоначально храм имел пеструю раскраску. Зодчего Ивашку Кузнечика обязывали "прописать колокольню красными ростески, а где прямая стена - прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить, а слухи и закомары и окна прописать разными красками; да у колокольни которое резное дело каменное разветвить и прописать красками". Зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа обычно работали по выполнению царских заказов"[8].
Однако 9 лет спустя тот же автор называет уже совсем иные имена зодчих: "Церковь возведена в 1662-1679 гг. зодчими И. Волжинским и И. Рыкачевым; это традиционный бесстолпный пятикупольный храм с двумя приделами (южный 1767 г., северный - 1834 г.), трапезной и колокольней. Фриз из многоцветных изразцов с узором, получивший название "павлинье око" (исполнен мастером С. Полубесом). Наружные стены были с момента сооружения церкви раскрашены (стены суриком, а окна и закомары разными красками), отчего ее называли в народе "красной" - то есть красивой. Для росписи стен внутри были приглашены художники из Костромы (Г. Никитин, С. Савельев (Савин), Г. Попов, Д. Дунаев и др.) и Переславля (С. Дмитриев, Д. Афанасьев, Д. Григорьев (Плеханов), К. и В. Нанины и другие). Иконы для иконостаса писали царские изографы С. Ушаков, Г. Зиновьев, а также ярославцы И. Карпов, Ф. Попов. Представление об этих иконах дает икона "Отче наш" (после 1668 г.; ныне в Русском музее в Ленинграде)"[9].
"На украшение храма пошло 9000 изразцов, работу делал Степан Иванов "со товарищи". Согласно уговору плата была "от ста образцов по 40 рублей и наперед сто рублей"[10].
"Храм обновлялся в 1896 г."[3].
Закрыт не ранее конца 1935 г. (Н. И. Якушева). Эту дату подтверждает косвенно и каталог Третьяковской галереи, в которую иконы из церкви Григория Неокесарийского передавались дважды - в 1935 и 1939 гг.: "Недоставало некоторых звеньев для представления о всем многообразии живописи XVI-XVII вв. Эти звенья были восполнены передачей из... церкви Григория Неокесарийского (1939 г.)"[14]. В настоящее время в Третьяковке хранятся следующие иконы из церкви Григория Неокесарийского:
переданы в 1935 г.
1. "Хвалите Бога во святых Его", после 1668 г., школа Оружейной палаты; поступила в 1935 г. через АМИ (Антирелигиозный музей искусств в Донском монастыре);
2. "Хвалите Господа с небес", после 1668 г., школа Оружейной палаты; поступила из АМИ в 1935 г.
переданы в 1939 г.
3. Страсти, 1668 г., Георгий Зиновьев (?) - а) Положение во гроб, б) Снятие со креста, в) Христос перед Пилатом, г) Увенчание тернием, - восьмигранной формы;
4. Богоматерь Елеуса-Киккская, 1668 г., Симон Ушаков;
5. "Единородный Сын", после 1668 г., школа Оружейной палаты - с правого клироса придела Тихона Амафунтского церкви Григория Неокесарийского;
6. Сошествие во ад. Евангельские и житейные сюжеты. Сказание об иконе Богоматери Одигитрии (Римской). Многочастная икона, после 1668 г., школа Оружейной палаты (в церкви Григория Неокесарийского иконами с огромными многочастными композициями были завешаны стены в два яруса; по содержанию иконы примыкали к тематике монументальной живописи);
7. Страсти, после 1668 г., школа Оружейной палаты: а) Тайная вечеря, б) Умовение ног, в) Моление о чаше, г) Лобзание Иуды, д) Христос перед Пилатом, е) Бичевание Христа, ж) Христос перед Анной, з) Христос перед Каиафой[14].
"Шатровую колокольню церкви, являющуюся ныне украшением Полянки, Моссовет в 1930 г. намеревался снести всего-навсего для расширения тротуара! В течение трех томительных лет ЦГРМ боролись за этот памятник - и победили: в нижнем ярусе колокольни пробили сквозной проход, и Геростраты смирились с ее существованием"[17].
Как записал в 1965 г. М. Л. Богоявленский, храм тогда имел "запущенный, облезлый вид, купола проржавели до дыр; в последние годы начата реставрация". При реставрации было раскрыто покрытие церкви с кокошниками и проч. В колокольне между тем осталось прорубленное "для удобства пешеходов" грубое прямоугольное отверстие, перерезавшее пополам древний наличник. Внутри здания под вывеской "Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта" скрывается контора по закупке у населения старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму "Новоэкспорт". О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке язвительно замечало, что благодаря ее размаху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набережной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключительно закупленные на Б. Полянке иконы XVIII-XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп "К вывозу разрешено. Министерство культуры СССР". С 1989 г. вывоз церковной старины запрещен.
Церковь Григория Неокесарийского с "оградой XIX в.; двумя воротами начала XIX в.; домом причта начала XIX в. - оградой и домом причта по Старомонетному пер. (№ дома 32)" стоит на государственной охране под № 13[15].
В 1990 г. шел новый внешний ремонт храма: нарядно раскрашена колокольня, золотились кресты. В конце того же года согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета решил вернуть храм верующим.
 
[1] Александровский, № 113.
[2] Рукопись Александровского, № 46.
[3] Синодальный справочник.
[4] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 322-324.
[5] Соловьев С. М. История России. М., 1962. Кн. VII. С. 192.
[6] Сытин. С. 359.
[7] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 301.
[8] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 115-116.
[9] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 446.
[10] Снегирев В. Московские слободы. М., 1947. С. 69.
[11] Материалы. С. 891.
[12] Токмаков И. Краткое историко-археологическое описание церкви Григория Неокесарийского на Полянке. М., 1890 (Старая и новая Москва. Вып. VI).
[13] Беляев М. Исторические сведения о московской Замоскворецкого сорока церкви Григория Неокесарийского с ее причтом и приходом. М., 1894.
[14] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1962. Т. 1. С. 36; Т. 2. С. 383, 414, 434-437.
[15] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 80.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.
[17] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38, 41 (проект прохода).
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Каннелюры"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Долгом"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет