Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Церковь Климента, папы Римского, на ПятницкойЦерковь Преображения Господня на Пятницкой
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 521-526
Церковь Климента папы Римского на Пятницкой "против полицейской части", "что в Ордынцах"[2] Пятницкая, 27/7, Климентовский пер., 7, Голиковский пер., 1 "Климентовский переулок назван в XVIII в. по стоявшей в нем церкви Климента"[14]. "Ордынцы" упоминаются в княжеских грамотах XIV в. Первое письменное упоминание церкви Климента идет от 1612 г., когда здесь был отражен гетман Хоткевич. В 1657 г. храм был каменным. В 1662 г. думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый с приделами Знамения и св. Николая. В 1720 г. кузнец Иван Комленихин его перестроил. Нынешнее здание начало строиться в 1756 г. и в 1758 г. была готова западная половина с приделами Климента папы Римского и Петра папы Александрийского и Неопалимой Купины, а также колокольня. Проект, вероятно, был А. Евлашева; алтари приделов устроены в восточных углах. 17 мая 1762 г. прихожане просили разрешения сломать Знаменский храм с Никольским приделом и выстроить новый пятипрестольный. Средства дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. Архитектором был, по-видимому, К. И. Бланк. Двусветная, пятикупольная с хорами на всех четырех сторонах церковь имела великолепные барочные иконостасы с прекрасными иконами середины XVIII в.; замечательна по красоте была ограда с решетками. Главный престол Преображения освящен в 1770 г. Внизу приделы Знамения и Николы, вверху на хорах Рождества Богородицы и Вознесения, освященный 28 мая 1774 г. Внутри сохранились некоторые иконы XVII в."[2]. "Историк Москвы Иван Снегирев пишет, что это место вошло в военную летопись России. Здесь находился острожец - "крепостца на Ордынцах", и в 1613 г. произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском. На "Годуновом чертеже" (считается составленным до 1605 г.) расположение одной из церквей на Пятницкой улице точно совпадает с местом нынешней церкви Климента. В 1662 г. отмечено в Ружных книгах (где упоминания о Клименте появляются с 1625 г.) окончание строительства "у Климента" церкви Знамения на средства думного дьяка Александра Дурова; с тех пор храм упоминается то под одним, то под другим наименованием, но как одна церковь (вероятно, церковь Знамения была придельной, но не сообщавшейся непосредственно с главной. - П. П.). Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Феодоровиче, был оклеветан в 1636 г. и осужден на смертную казнь. Накануне казни видение от взятой с собою в тюрьму иконы Знамения сообщило ему, что он останется жив; то же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. В память о своем спасении Дуров "устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь... Знамения". В "Путеводителе к древностям и достопримечательностям московским" Л. Максимовича (1792 г.) сообщается, что церковь Климента "построена купцом Иваном Комленихиным в 1720 г.". В декабрьском номере 1862 г. "Московских ведомостей" рассказано о любопытной находке: в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии был обнаружен рукописный сборник XVIII в. со "Сказанием о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою, паки рекомой Климентовской". В нем рассказывалось, что в последние годы царствования Анны Иоанновны в приходе церкви Климента стояли палаты боярские Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Старый храм быстро ветшал, и его настоятель-старик просил "боярина" о помощи, которой тот не давал, покуда не взошла на престол императрица Елизавета Петровна. Она распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге - полк первым присягнул ей на верность - соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента папы Римского: восшествие на престол императрицы совпало с днем памяти этого святого. Участвовавший в перевороте Бестужев решил последовать примеру императрицы - и тут существование московского Климента оказалось весьма кстати. Бестужев выделил 70 тыс. рублей. К лету 1742 г. старый храм разобрали и состоялась торжественная закладка нового: он должен был быть по примеру петербургского во имя Преображения с приделом Климента. Пятью годами позже церковь Климента в основном была закончена. Рукопись оканчивалась датой: 12 августа 1754 г. Вероятно, проект был заказан тому же архитектору, что строил одноименную церковь в Петербурге - Пьетро Трезини, крестнику Петра I. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена. К ней он вернулся в связи со своей опалой в 1758 г. и высылкой в подмосковную деревню. С воцарением Екатерины II Бестужев вернулся в Петербург и вновь забросил строительство храма, который был окончен в 1774 г. уже после смерти канцлера. Все справочники говорят, что с 1758 г. церковь строилась "иждивением коллежского асессора Космы Матвеева", владевшего домом в Климентовском приходе. Это произошло потому, что во время опалы Бестужев вынужден был производить строительство через подставное лицо, не имея права действовать сам, - этим лицом и стал служивший по прежнему ведомству Бестужева - "иностранной части" - Козьма Матвеев"[15]. "Церковь построена на средства купца К. М. Матвеева. Проект, заложенный в основу храма, приписывается П. А. Трезини и датируется 1742 г. Строилась церковь в 1762-1774 гг., уже в отсутствие зодчего, в 1751 г. уехавшего из России на родину. Имя строителя церкви неизвестно. На первом этапе им мог быть И. Ф. Мичурин, вернувшийся в Москву из Киева в 1754 г. после семилетнего отсутствия, вызванного строительством Андреевского собора (церковь Климента имеет много общего с возведенным Мичуриным собором Свенского монастыря). По обработке фасадов это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной. Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Внутренняя отделка церкви плохо сохранилась. Великолепный иконостас XVII (вероятно, опечатка, нужно "XVIII в.". - П. П.) изобилует деревянной скульптурой. Колокольня и трапезная (1756-1758), соединенные с храмом по традиционной схеме "кораблем", плохо с ним согласуются и, очевидно, были выстроены другим зодчим"[3]. Старую версию об авторстве А. Евлашева, ученика Растрелли, поддерживали, кроме Александровского[1; 2], также Сытин[4], путеводитель Машкова[5] и сам Ильин в 1970 г.[6]. Впрочем, вопрос об имени строителя храма так и остается окончательно не разрешенным. Последнюю со времени версию, основанную на архивных разысканиях, предложил С. Романюк. "Самый известный архитектурный памятник этого переулка, по нему названного, - церковь Климента папы римского. Его можно назвать самым загадочным и самым впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Поставленная с небольшим отступом от Пятницкой улицы, в глубине переулка, церковь сразу же приковывает внимание своим величественным пропорциональным пятиглавием - только оно и выдает культовый характер здания. Здесь нет даже обязательных алтарных абсид. Второй этаж трактован как парадный дворцовый, богато украшенный пучками колонн, наличниками и картушами с лепными волютами. Позади этой великолепной церкви-дворца прячутся странным образом не сочетающиеся с нею низенькая скромная трапезная и колокольня. Церковь Климента - замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И. Э. Грабарь, "по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга". История строительства церкви Климента отнюдь не способствует прояснению этих вопросов. Версия, впервые предложенная газетой "Московские ведомости" в декабре 1862 г., о том, что она была выстроена на деньги канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, якобы имевшего свои палаты в ее приходе, не подтверждается документами. Впервые церковь упомянута в начале XVII в., когда после отражения польско-литовской интервенции она была выстроена в дереве, а в 1668 г. - в камне. В 1720 г. купец И. Комленихин ее расширил и перестроил. Очевидно, это он был упомянут в церковной исповедной ведомости в 1740 г. - "первой гильдии купец Иван Федоров сын Комленихин 52 лет". В более позднее время - в середине 1740-х гг. - другим богатым членом церковного прихода становится К. М. Матвеев, фабрикант и купец 1-й гильдии. Среди мелких чиновников, мастеровых, крестьян он был единственным видным прихожанином, который мог перестроить церковь Климента. В 1756-1758 гг. на средства богатого купца строятся колокольня и трапезная, а 24 июля 1762 г. ему выдается так называемая "храмозданная грамота" на строительство главного здания собственно церкви, законченное в 1769 г. (по другим сведениям - в 1774 г.). В следующем году тем же "коштом Космы Матвеева" для нее отливается большой колокол. Исследователь архитектуры русского барокко Т. П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х гг. петербургским архитектором П. Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не выполнен тогда в натуре. Строительство церкви по этому несколько измененному проекту было осуществлено значительно позже московскими архитекторами под руководством, возможно, И. Я. Яковлева. В окрестности церкви Климента в XVII в. произошло событие, решительным образом повлиявшее на историю Москвы и всего Московского государства. Здесь 24 августа 1612 г. русское ополчение Минина и Пожарского штурмом захватило острог-крепость, где засели войска польско-литовских интервентов. Это был поворотный момент борьбы ополчения с интервенцией. После поражения у Климентовского острожка войска Хоткевича отступили к церкви Екатерины на Большой Ордынке, где у них стоял обоз с продовольствием и оружием для осажденных с Кремле интервентов"[18]. "Эффектно поставленное на перекрестке, здание храма при низкой застройке этого района в XVIII в. своим мощным силуэтом создавало красивую перспективу для Пятницкой улицы"[4]. "В 1900 г. храм был богато обновлен на средства Е. С. Ляминой; древний семиярусный иконостас и вся утварь вновь вызолочены, позолочены и главы. Реставрация обошлась около 100 000 руб."[8]. "Храм обновлялся также в 1902 г."[9]. "При церкви - приходское попечительство"[10]. "В 1932 г. ограду стали разрушать"[2]. По воспоминаниям старых прихожан, церковь закрыли в 1934-1935 гг. после неоднократных, все возраставших обложений ее налогами со стороны финансовых органов, что привело в конце концов к аресту священников. О судьбе последнего настоятеля, благодаря которому удалось прояснить во многом историю церкви Климента, рассказанную выше, скупо сообщает та же Н. Молева[15]. Ни одной научной публикации о церкви Климента она не нашла, и тогда ей посоветовали обратиться к "Галунову". " - Галунов? - Последний настоятель "Климента". - Оказывается, он не только существовал, недавно вернулся в Москву, но и к тому же поселился... в климентовской колокольне. Прошло всего несколько лет после Отечественной войны, и два пролета колокольни, забранные тесом с прорезанными в нем окошками - подзоры занавесок, серая вата между рамами, сизая герань - смотрелись каким-то старым замоскворецким особняком. Последний настоятель, по счастью, интересовался архивом. Там, оказывается, находилась обстоятельная - "знаете ли, настоящая повесть" - рукописная история церкви Климента". Однако из архива храма в Государственный архив Московской области перешли только регистрационные книги рождений, браков, смертей - остальное исчезло. Но примерное указание последнего настоятеля на публикацию в "Московских ведомостях", цитированную выше, и привело исследовательницу к ее гипотезе, почерпнутой в изложенной в этой публикации рукописи "Сказания... о церкви Климента". В некрологе последнего настоятеля церкви Климента прот. Михаила Фокиевича Галунова сказано, в частности, что настоятельствовал он в Климентовском храме с 1925 по 1933 г. - последняя дата и является, по-видимому, годом закрытия церкви. Скончался прот. Михаил настоятелем церкви Всех Святых на Соколе, "где создал великолепный хор"[17]. Благодаря хлопотам В. А. Мамуровского здание было передано Библиотеке им. Ленина для фондового хранения (т.н. "седьмые экземпляры"), и иконостас и частично внутреннее убранство не были окончательно уничтожены. В 1957 г. ограда, ранее стоявшая с отступом кругом храма, так что внутри нее проходил крестный ход, была по Климентовскому переулку при его расширении перенесена почти вплотную к церкви. С востока, где ограда полностью уничтожена, долго находился безобразивший окрестность грязный домик отхожего места. После неоднократных жалоб населения с просьбой убрать его отсюда, в конце концов его действительно снесли... и на его месте создали куда больший по размерам подземный каменный сортир, прямо под алтарями храма (впрочем, он уже с десяток лет стоит заколочен). Внутри для хранения книг настроены этажами стеллажи, иконостас постепенно пришел в худое состояние. Внешне церковь ремонтировалась в 1970-е гг., но при этом оставался почему-то нетронутым нижний этаж. Храм вместе с оградой конца XVIII в., частично реконструированной, стоит на государственной охране под № 28[16]. Когда мы делали фотографию - это было в Вербное воскресенье 1979 г., - то заметили, что чья-то добрая рука в наглухо заделанные двери паперти под колокольней по Голутвинскому переулку прямо в замок вставила ветку освященной вербы. "В 1986-1987 гг. 30 тысяч томов церковной литературы, хранившейся в церкви Климента, и в том числе из библиотеки Оптиной пустыни, были переданы Московской духовной академии. В 1988 г. около 400 книг и примерно столько же брошюр возвращено в саму пустынь"[19]. Наконец, согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. исполком Моссовета решил вернуть храм верующим. [1] Александровский, № 269. [2] Рукопись Александровского, № 237. [3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 447. [4] Сытин. С. 348. [5] Путеводитель Машкова. С. 6, 182. [6] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 259. [7] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 287. [8] Московские церковные ведомости, 1900. [9] Синодальный справочник. [10] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 807. [11] Материалы. С. 875. [12] (Бондаренко И. Е.). Архитектурные памятники Москвы. М., 1905. Вып. 2-3. [13] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 348. [14] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 149. [15] Ошибка канцлера // Молева Н. Московская мозаика. М., 1971. С. 116-134. [16] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 71. [17] Журнал Московской Патриархии. 1956. № 6. С. 10-11. [18] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 282-283. [19] Фомин С. В Оптину - за книгами // Московский церковный вестник. 1990. № 5. С. 4. [20] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583; Вып. 5. С. 312. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||