Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Восточная часть
версия для печати

Собор Богоявления Господня, что в Елохове

Елоховский собор
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 83-86
Церковь Богоявления, ныне - кафедральный Богоявленский собор, что в Елохове
Елоховская, ныне Спартаковская ул., 15
"На Елоховской, ныне Бауманской, площади в XIV-XVII вв. находилось сельцо Елох"[8]. "Елох", "елоха", согласно словарю Даля, означает ольху. Другое название села было "Ехалово".
Во второй половине XV в. Елохово было пригородным подмосковным селением с ц. Владимирской Богоматери, в приходе которой родился в 1468 г. в декабре знаменитый юродивый св. Василий Блаженный. Церковь в честь Владимирской Богоматери до нашего времени не сохранилась[13], будучи разобрана задолго до начала XX в. По версии же М. М. Сухмана это была иная церковь - нынешний храм Никиты мученика с Владимирским приделом на Ст. Басманной.
"Каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, выстроена в 1722-1731 гг. главным образом на средства царевны Прасковьи Ивановны и при содействии Петра I. в 1790-1792 гг. трапезная с приделами и колокольня были перестроены"[3].
"От церкви конца XVIII в. сохранились первый ярус колокольни 1792-1793 гг. и трапезная. Верхние ярусы колокольни - 1-й четверти XIX в. Главный храм сооружен в 1835-1845 гг. архитектором Е. Д. Тюриным. Купол и аттик над трапезной - 1889 г., архитектор П. П. Зыков"[14].
"Основана в 1687 г. С 1712 г. известен придел Благовещения. Каменная была заложена и немного выведена до указа 9 октября 1714 г., стала достраиваться с помощью царевны Прасковьи Ивановны и полковника Воронецкого в 1720-х гг. и освящена в 1731 г. В 1790 г. заново выстроена западная половина и колокольня, придел Благовещения освящен в 1793 г., а новый придел св. Николая - в 1792 г. Старый храм 1731 г. стоял до 1837 г., когда по проекту Е. Тюрина стал строиться ныне существующий, - он освящен 18 октября 1853 г. В конце XIX в. над трапезной архитектор Зыков возвел глухой железный тамбур. В середине XIX в. над нижним ярусом колокольни 1790-х гг. надстроены нынешние верхние"[2].
"Приделы: южный - Благовещения Божией Матери; северный - Николая Чудотворца"[1].
"В 1912 г. в храме Богоявления, что в Елохове, совершено освящение трапезы с приделом в честь св. Николая, великолепно отделанных усердием ктитора И. И. Гулякова. Все стены расписаны В. П. Гурьяновым. Роскошный иконостас вновь вызолочен В. Р. Чубаровым, возобновлена вся утварь"[6].
"В этом храме в 1799 г. был крещен А. С. Пушкин; по церковной записи об этом точно установлено, в каком доме родился великий поэт"[4]. Однако установлено это не совсем точно: о доме, где родился Пушкин, доныне идут нескончаемые споры - на Немецкой ли (ныне Бауманской) ул. или на углу М. Почтовой ул. и Госпитального пер. "Храм обновлялся в 1895 г."[3].
"В Сретенье 1925 г. литургию в храме служил Патриарх Тихон"[21].
"В феврале 1935 г. Бауманский райсовет, ссылаясь на наказы избирателей, принятые на недавних выборах, постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. Нам неизвестно, как развивались события в 1935 г., однако сохранилась докладная записка директора Ленинской библиотеки Е. Розмирович в комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой отдать храм под Музей редких книг. Но 28 января 1936 г. в ту же комиссию пришло письмо, подписанное секретарем Моссовета Карповым, в котором сообщалось следующее: "Вопрос о закрытии церкви так называемого Богоявления на Елоховской площади не может быть рассмотрен ввиду того, что указанная церковь расположена на середине Елоховской площади; в связи с реконструкцией этой площади здание церкви, возможно, в ближайшее время будет снесено. Ввиду этого совершенно нецелесообразно производить какое-либо переоборудование этого здания". Можно лишь гадать, что спасло храм"[25].
В 1930-е гг. храм не закрывался, и сюда после разрушения в середине 1930-х гг. ц. Богоявления в Дорогомилове, служившей собором патриаршей церкви, переместилась кафедра патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха. После его кончины в 1944 г. он был погребен в северном Никольском приделе собора, где доныне находится его гробница и надгробие, возвышающееся над полом храма.
В соборе на клиросе с юга от царских врат главного престола под особой сенью почивают мощи святителя Алексия митр. Московского. Они первоначально покоились в кремлевском Чудовом монастыре; при разрушении этой обители в 1928 г. были перенесены в Архангельский собор Кремля, а в 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия и с "милостивого" разрешения Сталина были отданы вновь Русской Православной Церкви. 18 октября 1947 г. мощи принесены в Богоявленский собор[15].
Во время хрущевских гонений волна насилия докатилась и до самого Патриарха. Известен случай, когда "ворвавшийся в Богоявленский собор (в Москве) неизвестный антирелигиозник во время всенощной под Вербное воскресенье нанес удар совершавшему богослужение патриарху Алексию"[19].
В 1965 г. еженедельник "Посев" поместил присланную из России заметку о том, что нападения на верующих в Пасхальную ночь были наиболее наглыми за все годы правления Хрущева:
"Характерной чертою празднования Пасхи в этом году в СССР было усиление антирелигиозных демонстраций грубо-хулиганского порядка в Пасхальную ночь, как при совершении крестных ходов вокруг церквей, так иногда в самих церквах. В Москве в патриаршем соборе крестный ход, во главе которого шел сам Святейший Патриарх, был встречен дикими улюлюканиями пьяных хулиганов, неприличными песнями, игрой на гитаре и т.д., которыми пытались заглушить пение пасхальных песнопений. На крестный ход обрушился град камней. Брошенным камнем была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая при крестном ходе. Нескольким пьяным активистам удалось проникнуть в собор, где они тоже пытались скандалить, но были оттуда удалены.
Конная милиция, в общем, старалась поддерживать порядок, охраняла крестный ход и не пропускала хулиганов в собор, ибо допускать такого рода безобразия на глазах иностранных дипломатов и корреспондентов было, очевидно, не в интересах власти. Впрочем, трудно сказать, насколько милиция действительно останавливала демонстрантов или только делала вид, что она их разгоняет"[19].
В 1960-е гг. М. Л. Богоявленский записал: "Я остановился перед иконостасом. Мне хотелось взглянуть на мощи святителя Алексия, но стеснялся своего любопытства. В это время подошел пожилой мужчина с бородкой, одетый в полукафтан, как прежде одевались купцы в провинции. Широко перекрестился, стал на колени и начал отбивать земные поклоны мощам. Заметив мое замешательство, он обратился ко мне: "Иди! Поклонись святителю! Он пошлет тебе благодать!" И я взошел на ступеньки, перекрестился, приложился ко кресту и осмотрел раку".
Колокола на колокольне храма сохранились. При этом большой колокол треснул и был заменен купленным в Большом театре (!), который оказался в свою очередь реквизированным из церкви: как гласит надпись на нем, "колокол отлит в 1900 г. для церкви Николая Чудотворца, что в Пыжах". По совершенно нелепой причине в 1980-х гг. пытались заменить живых звонарей бездушной машиной, которая никак не хочет прижиться и постоянно портится. Старый большой колокол ценил К. К. Сараджев[11].
Четыре барабана по бокам главного храма и тамбур над трапезной глухие, в них находятся служебные помещения и хоры, куда ведет 4-этажный лифт у северо-западного барабана.
В храме находится чтимый список чудотворного Казанского образа Богоматери.
Здание вместе с "оградой XIX в." стоит на государственной охране под № 11[16]. В список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану, включена также церковная богадельня первой половины XIX в. по адресу: Елоховский проезд, 6. Согласно "Положению о Богоявленском соборе, являющемся с 1945 г. кафедрой Патриарха"[20], его настоятель особым указом может быть возведен в звание Протопресвитера[23], которое до 1917 г. носили главные священники армии. Настоятель храма ныне - протопресвитер Матфей Стаднюк.
В соборе славился могучим басом при Патриархе Пимене о. архидиакон Стефан Гавшев.
Когда в начале 1992 г. Успенский собор Кремля был возвращен Церкви и стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным[24].
 
[1] Александровский, № 222.
[2] Рукопись Александровского, № 407.
[3] Синодальный справочник.
[4] Сытин. С. 676-677.
[5] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 336.
[6] Московские церковные ведомости. 1912. № 41.
[7] Бондаренко И. Е. Архитектурные памятники Москвы. М., 1905. Вып. 2-3. С. 33. и таблица 47 (фото).
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 70.
[9] Список Бахима, № 55.
[10] Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. Ч. 1. № 22.
[11] Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 168.
[12] Материалы. С. 779.
[13] Вольгин А. Св. Блаж. Василий, московский чудотворец // Журнал Московской Патриархии. 1977. С. 75-79.
[14] Москва: Энциклопедия. М., 1980. С. 143.
[15] Журнал Московской Патриархии. 1977. № 5. С. 11.
[16] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 11.
[17] Несмелов П. Богоявленский Патриарший собор, что в Елохове // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 2. С. 63-67.
[18] Шаповалова А. Празднование 800-летнего юбилея Москвы Русской Православной Церковью // Журнал Московской Патриархии. 1947. № 11. С. 14-21.
[19] Константинов Дмитрий, прот. Гонимая Церковь. Нью-Йорк, 1967. С. 246, 314.
[20] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 15.
[21] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 3. С. 6.
[22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 311; Вып. 5. С. 580.
[23] Положение о Богоявленском соборе в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 3. С. 10.
[24] Вечерняя Москва. 1992. 9 янв.
[25] Романюк С. Елохово // Моск. журнал. 1992. № 4. С. 10-17.
[26] Зиновенко Э. Елохово - родина Пушкина (об открытии на храме доски в честь крещения здесь поэта) // Моск. церковный вестник. 1992. № 12-13. С. 11.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Коринфский ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Хабоцком"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет