Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Санкт-Петербург
 Центр
версия для печати

Собор Исаакия Далматского

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 55-57
{Собор} Прп. Исаакия Далматского (кафедральный)
Исаакиевская площадь, 1
Как и положено главному храму, Исаакиевский собор стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора, и самый вместительный - в нем может молиться одновременно до 14 000 человек. Его золоченый купол с крестом виден за 30 верст. Строительство собора обошлось в невиданную сумму - 23 млн руб. - и длилось целых 40 лет. До сих пор верно звучат слова, написанные сразу после освящения: "Гармония внешнего и внутреннего убранства, стройность и красота целого и деталей, роскошь и вместе с тем величавая простота всего храма делают собор одним из замечательнейших зданий в мире".
Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Всего за три месяца 1707 оно было переделано из чертежного амбара, стоявшего против западного входа в Адмиралтейскую верфь, и посвящено св. Исаакию Далматскому, день памяти которого (30 мая) приходился на день рождения Петра Великого. Здесь Император, ради спокойствия народа, 19 февраля 1712 торжественно объявил о своем браке с Екатериной, который произошел пятью годами раньше, в гораздо более скромной обстановке. Незадолго до венчания церковь оштукатурили, шпили обили железом, построили звонницу.
6 августа 1717 Петр I заложил у будущего "Медного всадника" каменный собор базиликального типа по проекту Г.-И. Матарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, - с колонным порталом, двухъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем и фигурой Ангела, и с курантами, привезенными из Амстердама. Строительством в 1719-1723 руководил Н. Ф. Гербель, затем - Д. Трезини. Службы в новой церкви начались в 1722, но освящение главного придела состоялось лишь в 1727 в присутствии Екатерины I. Известный резчик И. П. Зарудный исполнил по эскизу Гербеля великолепный резной позолоченный иконостас. Левый придел, где стоял иконостас из деревянного храма, был освящен только 21 сентября 1735 протопопом Петропавловского собора.
Однако местоположение нового здания было выбрано неудачно: оно стояло слишком близко к Неве, и из-за сильной осадки почвы в его стенах появились трещины. Для укрепления собор обнесли каменной галереей, которая 21 апреля 1735 пострадала вместе с колокольней от удара молнии.
Нереализованный проект нового храма составил в 1761 С. И. Чевакинский, который впервые наметил для него городскую площадь - Исаакиевскую.
Старый собор, отремонтированный и достроенный в 1739-1742 П. А. Трезини, простоял до 1764, хотя еще в 1761 был отдан приказ разобрать здание. В нем постоянно производились разные доделки и переделки. Поэтому службы с августа 1759 проходили в бывшей домовой церкви гр. А. П. Бестужева-Рюмина, которая находилась неподалеку.
Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней (позже колокола висели в боковых главках).
Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и его помощника А. Ф. Виста шло очень медленно, - к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 митрополит Амвросий освятил в Высочайшем присутствии однокупольный собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное - Ф. Бернаскони, образа - Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись - Ф. Д. Данилов.
Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который не имел положительного результата. В 1816 из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь, а в 1822 - в Адмиралтейство, где был устроен новый храм свт. Спиридона Тримифунтского с иконостасом из придела собора.
В 1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июля 1819 митрополитом Михаилом в Высочайшем присутствии новый собор был заложен. По замыслу зодчего восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.
В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили, и при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие:В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.
Предложения комиссии Монферран учел в новом проекте, утвержденном в 1825, и строительные работы продолжились. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн и сделанная из цельного монолита. Согласно оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, и началась его отделка, проект которой составил Л. фон Кленце.
Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера ("Воскресение Христово" и "Прп. Исаакий перед Императором Валентом") и И. П. Витали ("Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия" и "Поклонение волхвов"), исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и портальные двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола - И. Герману.
Если снаружи собор кажется несколько тяжеловесным, то внутри он поражает великолепием и разнообразием декора. В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны - из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы П. К. Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе. Образа в центральном иконостасе написали Т. А. Нефф, Ф. П. Брюлло, С. А. Живаго, в боковых - К. Дузи и Н. А. Майков. К 1860 все они были заменены точными мозаичными копиями. Шесть икон в нишах исполнил во Флоренции Ч. Муссини. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по эскизу Л. фон Кленце.
В росписи интерьера участвовали виднейшие мастера академической школы: К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев, Ф. П. Брюлло, Н. М. Алексеев и менее значительные - А. Т. Марков, Ф. Н. Рисе. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами, Бруни с учениками - сцены из Библии, Нефф на пилонах - евангельские сюжеты. Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150 произведений.
По предложению Монферрана иконы в иконостасах и живописные изображения в парусах купола было решено заменить мозаиками. Уже после смерти архитектора эти работы велись до самой революции специально созданным мозаичным отделением Академии художеств и положили начало возрождению мозаичного искусства в России. Общая площадь мозаик - 592 кв. м. Собор все время пополнялся художественными произведениями. Так, в 1902 в него поступили "Четыре евангелиста" Г. И. Семирадского.
Золотую и золоченую (из серебра) утварь для ризницы - в том числе большую дарохранительницу, уменьшенную модель собора - изготовила фирма Никольс и Плинке, серебряную - мастерские П. И. Сазикова и Ф. А. Верховцева. Последняя отлила из серебра весившую 12 пудов гробницу для плащаницы, образ на которой написал П. М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами.
В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873-1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.
Несмотря на долгую историю, святынь и древностей в храме было не так уж много. С правой стороны в великолепном киоте и золотой ризе находился образ Тихвинской Божией Матери, перенесенный в 1859 с Песков и прославившийся несколькими исцелениями; с левой - Корсунской Божией Матери, почитаемый с конца XIX века. Александр II подарил храму "Нерукотворный Спас" (1693) кисти Ф. Ф. Ухтомского, перед которым молился Петр Великий. Синод к освящению поднес серебряный крест с частью Животворящего Древа и мощами, а митрополит Григорий - панагию с частицами мощей апп. Матфея, Марка, свт. Иоанна Златоуста и др. Из старого собора в новый перешли три иконы XVIII века. Солею украшали знамена петербургского ополчения 1855 года.
30 мая 1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия (в первое воскресенье Великого поста) и Умовение ног (в Великий четверг). В Пасху зажигались светильники на крыше собора, - об этом позднее вспоминали многие горожане. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное общество служило молебен о единстве славян. 30 августа из собора шел великолепный крестный ход по Невскому проспекту к лавре. Ранее он начинался в Казанском соборе.
По инициативе долголетнего старосты генерала Е. В. Богдановича "Кафедра Исаакиевского собора" стала с 1879 издавать брошюры и листки, обращенные к простому народу и имевшие большую популярность. С 1896 при храме действовало братство, содержавшее несколько благотворительных учреждений, с 1911 - общество хоругвеносцев. 1 октября 1909 в соборе впервые в городе прозвучала литургия, сопровождаемая всенародным пением. В конце августа, когда отмечался День трезвости, на предсоборную площадь стекались крестные ходы трезвенников из столичных церквей и на ней служился молебен.
Перед революцией в соборе насчитывалось пять священников. С 1909 настоятелем являлся прот. Александр Иоаннович Исполатов, последним, с 1917, - прот. Николай Григорьевич Смирягин. Их предшественником в 1836-1855 был прот. Алексий Иоаннович Малов, красноречивый проповедник, член Российской академии, а в 1886-1897 - прот. Петр Смирнов, автор богословских трудов. Большой популярностью пользовался в народе служивший в 1863-1905 протодиакон Василий Николаевич Малинин, обладавший феноменальным басом.
В конце 1919 собор перешел под управление "двадцатки", а три года спустя был ограблен при пресловутом "изъятии церковных ценностей", когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы "неправильной эксплуатации", но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола, - "вместо пасхального звона колоколов трудящиеся города Ленина услышат из Исаакия антирелигиозные лекции и концерты".
В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством.
В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о "совместном" использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершаются только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делается в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи, а также по желанию Патриарха.
12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения.
 
= Архивные источники =
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1396, 7973; Оп. 4. Д. 716; Оп. 17. Д. 95; Оп. 31. Д. 51.
В современной литературе (см. предлагаемый ниже список) приведены многие другие архивные ссылки о творении О. Монферрана.
= Литература =
Монферран О. Соборная церковь Исаакия Далматского. СПб., 1820.
История и достопримечательности Исаакиевского собора. СПб., 1858.
О чудотворной явленной Тихвинской иконе Божией Матери... СПб., 1864.
Серафимов В. И., Фомин В. И. Описание Исаакиевского собора в Петербурге. СПб., 1865, 1888 и 1903.
ИСС. 1869. Т. 1. Ч. 1. С. 1-57.
Богданович Е. В. Исаакиевский собор. СПб., 1883.
В память пятидесятилетия основания и построения... СПб., 1908.
ЛМХ. Вып. 2. С. 21-36.
Знаменский Ф. А. Корсунская икона Божией Матери в Исаакиевском соборе... Пг., 1917.
Никитин Н. П. Огюст Монферран. Л., 1939.
Ротач А. Л. Исаакиевский собор - выдающийся памятник... Л., 1962.
Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. Л., 1974.
ПАЛ. С. 84-87.
Пробл. развития рус. иск-ва. 1980. Вып. 12. С. 50-57.
Шуйский В. К. Винченцо Бренна. Л., 1986. С. 180-182.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1989. С. 408-433.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 81-86.
ПЧ 98-99. СПб., 1999. С. 113-116.
Толмачева Н. Ю. Исаакиевский собор. СПб. 2003.
Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. СПб. 2004. С. 93-106.
Шуйский В. К. Огюст Монферран. М.-СПб. 2005. С. 79-175.
= Периодика =
Журнал М-ва народ. провещения. 1847. Т. 53. Отд. 4. С. 219-221.
СО. 1858. № 23. С. 659-666; № 24. С. 691-696; № 25. С. 720-723.
Домашняя беседа для народного чтения. 1858. Вып. 1-6, 13, 15, 18.
ВКГ. 1930. № 11, 41, 216; 1932. № 98.
СПбЕВ. 1992. Вып. 6. С. 53.
= Издания на иностранных языках =
A. Monferrand. Eglise cathedrale de Saint-Isaac… Paris, 1845.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Апсида"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет