Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Донской мужской монастырь

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 244-251, 260-261
Донской 1-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь за Калужскими воротами
Донская пл., 1
"Основан в 1591 г. Призван был служить оборонительным укреплением Калужских ворот города"[2].
"Основан царем Феодором Иоанновичем в 1592-1593 гг."[14].
"Основан в 1593 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия в 1591 г. крымского хана Казы-Гирея на месте, где в обозе или главном стане русских, ожидавших врага, стояла походная церковь преп. Сергия, в которой, после обнесения городских стен и стана, была поставлена икона Донской Божией Матери. После сражения, длившегося весь день 4 июля, хан, изведав отпор русских, по словам разрядной книги, утром 5-го бежал, оставив в добычу весь свой обоз. Монастырь в XVII в. называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской, "что в Обозе".
В монастыре находится икона Донской Божией Матери, сопутствовавшая Димитрию Донскому в его походе на Мамая; к ней русские цари в XVII в. возносили молитвы о даровании побед над врагами, 19 авг. совершается Крестный ход из Кремля в обитель"[1].
"Подлинная икона Донской Богоматери, находившаяся до революции в Благовещенском соборе Кремля (написана в 1392 г. Феофаном Греком), ныне находится в Третьяковской галерее.
Чтимый список с нее 1668 г., выполненный Симоном Ушаковым и стоявший в Малом соборе Донского монастыря (реставрирован ок. 1930 г. Е. И. Брягиным), ныне находится в Третьяковской галерее, куда был передан в 1935 г. из организованного в закрытом Донском монастыре Антирелигиозного музея искусств.
В той же галерее находится также переданный из этого музея в нее в 1934 г. образ "Богоматери Боголюбской" кон. XVII в. (мастер Андрей Федоров) в медной раме, происходящий из Донского монастыря в Москве"[28].
В настоящее время в Малом соборе монастыря в иконостасе поставлена копия Донской Богоматери.
"В Смутное время монастырь был разграблен и опустошен. Возобновленный и обеспеченный царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем, монастырь становится богомольем царей, сюда совершаются крестные ходы с их участием. В 1650 г. монастырь был приписан к Андреевскому монастырю с подчинением последнему, в первой половине XVII в. монастырь считается беднейшим; в 1687 г. он отделен от Андреевского с восстановлением игуменства. В 1683 г. монастырь возведен на степень архимандрии, а к концу XVII в. является устроенным и украшенным. В 1745 г. монастырь причислен к ставропигиальным"[1].
"В связи со строительством нового собора, в 1686 г. началось возведение новых каменных стен и башен (сначала на средства царской казны, а с 1697 г. на пожертвование вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова - Ирины Симоновны), которое было завершено только в 1711 г. Сохранив крепостной облик, стены и башни уже не имели в нач. XVIII в. оборонительного значения. По декоративному оформлению они очень напоминают ограду Новодевичьего монастыря"[2].
"Каменная ограда заложена в 1686 г., к 1698 г. была выложена с восточной и южной сторон и частично с северной. Западная сторона закончена в 1711 г. "[9].
"В 1812 г. монастырь был разграблен и только небольшая часть драгоценностей увезена в Вологду.
В стенах монастыря во время чумы в 1771 г. был убит народною толпой архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский)"[1].
"Амвросий Зертис-Каменский (1708-1771). Будучи архиепископом в Москве, когда в 1771 г. разразилась чума, принял ряд энергичных мер для ее пресечения: отменил крестные ходы, запретил погребение при церквах, снял икону с Варварских ворот, стягивавшую к себе толпы народа. Этим возбудил против себя ярость и был растерзан толпой"[6].
"В ризнице монастыря находятся: золотые сосуды, дар царя Арчила Имеретинского; серебряные кресты с мощами, вклады XVII в.; Евангелие в серебряном окладе, весом 11 ф. 33 зол., дар Полунина 1688 г.; Евангелие, присланное из дворца, печати 1677 г.; два рукописных Евангелия, одно XV в., другое нач. XVI в., дар игумена Ивана в Вологду; архим. шапки; богатая панагия с драгоценными камнями - дар архим. Илариону императрицы Анны Иоанновны; панагия - дар императрицы Елизаветы Петровны; панагия, украшенная бриллиантами, - дар гр. Н. П. Румянцева; ризы с богато украшенными оплечьями; плащаница, шитая золотом по бархату; Минея, данная обители царем Михаилом Феодоровичем, на январь - печати 1621 г. и на декабрь - изд. 1620 г.; в архиве - грамоты и акты XVII и XVIII вв.
В старом соборе погребены архиеп. моск. Амвросий (Зертис-Каменский, убитый в 1771 г.); Н. Н. Бантыш-Каменский (ум. в 1814 г.), ген.-фельд. Н. В. Репнин; супруга гр. П. А. Румянцева-Задунайского Екатерина Михайловна, урожд. Голицына.
В Сретенском придельном храме под новым собором: царь Арчил Имеретинский и его сыновья - Александр, привезенный из шведского плена, Матвей и Давид; грузинские царевичи и князья Дадиани и Багратионы; кн. Д. В. Голицын (ум. 27 марта 1844 г.), митр. Палео-Патрский Парфений (ум. в 1786 г.), митр. Анфим Эрсекия из Калаврита Пелопонесского (ум. в 1787 г.).
На кладбище погребены писатели: кн. Я. П. Шаховской (ум. в 1779 г.), А. П. Сумароков (ум. в 1787 г.), М. М. Херасков (ум. в 1807 г.), В. Л. Пушкин (ум. в 1830 г.), И. И. Дмитриев (ум. в 1837 г.), П. Я. Чаадаев (ум. в 1856 г.), А. Н. Аксаков (ум. в 1903 г.), кн. С. Н. Трубецкой (ум. в 1905 г.) и др. По богатству и великолепию памятников кладбище - единственное в Москве"[1].
"Еще Карамзин отметил: в Донском монастыре главное кладбище дворянства и богатого купечества, дворянства в особенности. Это аристократический погост, "Сен-Жерменское" предместье мертвой Москвы, куда переселяются из дворянских гнезд на Поварской, Собачьей площадке, Арбате, Пречистенке князья Амилахваровы, Вяземские, Горчаковы, Голицыны, Долгорукие, Оболенские, Прозоровские, Салтыковы, Трубецкие, Урусовы, Хилковы, Хованские, Черкасские, Щербатовы, графы Ефимовские, Зубовы, Орловы, Орловы-Денисовы, Панины, Протасовы, Строгановы, дворянские роды Васильчиковых, Веневитиновых, Глебовых-Стрешневых, Дмитриевых-Мамоновых, Загряжских, Зыбиных и т. д."[7].
Здесь похоронены также: писатель В. Ф. Одоевский, поэт В. И. Майков, писатель В. А. Сологуб, архитекторы О. И. Бове, Н. И. Козловский, историки В. О. Ключевский, Д. Н. Бантыш-Каменский, отец авиации Н. Е. Жуковский, известная Д. Н. Салтыкова, замучившая 139 своих крепостных, академик архитектуры В. И. Шервуд и др. Имеется несколько масонских памятников кон. XVIII-нач. XIX в., один из которых представляет собой крест в виде дерева с обрубленными ветвями, сделанный из камня. До последнего времени место захоронения Д. Салтыковой ("Салтычихи") определялось неверно; ее белокаменный саркофаг рядом с таким же саркофагом сына были обнаружены разысканиями историка А. Налетова в 1984 г., а статья об этой находке[32] появилась еще пять лет спустя.
В начале XX в. к югу от территории монастыря было открыто новое кладбище и заложена церковь во имя Серафима Саровского (ныне ее здание перестроено в крематорий). На этом кладбище похоронили председателя I Государственной думы С. А. Муромцева.
К 1907 г. монастырь "получал из казны 2212 руб. 9 коп. В нем: наместник-архимандрит, монахов 30, послушников 5"[1].
"19 мая 1922 г. в Донской монастырь был привезен из Троицкого подворья в качестве узника Патриарх Тихон. Здесь он провел под стражей большую часть своего заключения. Во время пребывания Патриарха под арестом государственный прокурор Н. В. Крыленко заявлял: "Разные Белавины (фамилия Патриарха), представители эксплуататорского класса, триста лет давили народ. Теперь они в наших руках, и мы не пощадим их, уничтожим твердой рукой. Мы объявили войну всяким религиям и исповеданиям"[35, 38].
"23 мая 1923 г. Патриарха неожиданно увезли на Лубянку, где он пробыл до 26 июня. Но и будучи освобожден из-под стражи, продолжал жить в тех же двух небольших комнатах монастырских келий, где находился под арестом. 1 июля 1923 г. он возглавил первое свободное богослужение, собравшее множество оставшегося верным народа. 28 августа принял раскаяние за уклон в обновленчество митрополита Владимирского Сергия (Страгородского, будущего второго послесинодального Патриарха). 21 сентября 1923 г. в присутствии 30 архиереев, съехавшихся со всей страны, он совершил в Михайловской церкви Донского монастыря наречение во епископа Лужского архимандрита Мануила (Лемешевского, в будущем митрополита).
Но и здесь предержащая власть держала Патриарха под неусыпным наблюдением, стараясь стеснить елико возможно. Так, часть помещений монастыря - что с удовольствием отмечала газета "Безбожник" - в 1924 г. была занята детской трудовой колонией, а другая даже Районным подотделом по борьбе с огородными вредителями"[39].
"9 декабря 1924 г. в восемь часов вечера два злоумышленника проникли через второй этаж надвратной Тихвинской церкви на второй этаж домика у ворот, где проживал Патриарх Тихон. Увидав келейника Якова Полозова, один из них бросился на него с ножом. Убив его, нападавшие бросились бежать, схватив на обратном пути шубу - чтобы придать своему покушению вид простого грабежа. Преступники найдены не были. Смерть келейника глубоко потрясла Патриарха, и он решил похоронить его в Малом соборе Донского монастыря на месте, приготовленном для себя самого. Однако власти не разрешили этого сделать, и тогда Яков Полозов был положен через стену от патриаршего надгробья, снаружи храма. Могила его, сохранившаяся до сих пор, почитается в православном народе как место погребения мученика"[35, 38].
"13 января 1925 г. Патриарх Тихон в связи с обострением болезни был перевезен в больницу доктора Бакунина на Остоженке (№ 19 - дом сохранился). 25 марта ст. ст. того же года на праздник Благовещения Патриарх скончался. Последними его словами были: "Ночь будет темная, долгая ... Долгая ..."[38].
На погребение Патриарха в Донской монастырь 12 апреля (н. ст.) со всех концов страны собрались несметные толпы народа - только в ограде насчитывали до 300 тысяч человек[35]. Присутствовавший при этом художник Павел Корин, пораженный зрелищем, тогда же задумал свою главную, но так и не выполненную работу "Русь уходящая", эскиз и наброски-портреты к которой находятся в настоящее время в его доме-музее на Б. Пироговской ул.
"30 апреля 1925 г., в Великий Понедельник, 60 архиереев в одном из храмов Донского монастыря вскрыли завещание Патриарха Тихона, согласно которому местоблюстителем Патриаршего престола объявлен был митрополит Петр (Полянский). Однако он вскоре был из Донского монастыря выселен; местоблюститель поселился в Сокольниках. В декабре 1925 г. он был арестован и, будучи непреклонен перед требованиями об уступках мирской власти в ущерб духовной, все остальное время провел в заключении и ссылках; там он и скончался в 1936 г."[39]. По новейшим сведениям, митр. Петр был расстрелян в 1937 г.
Согласно записанному, со слов старожилов, М. Л. Богоявленским рассказу, во второй половине 1920-х гг. останки Патриарха были вывезены на немецкое Введенское кладбище, чтобы прекратить паломничество к его могиле. Однако место их перезахоронения было вскоре открыто, и там также потихоньку стали служить панихиды. В 1940-е гг. в связи с посещением Москвы иностранной церковной делегацией, для доказательства отсутствия гонений на церковь, в одну ночь тело Патриарха было вновь возвращено в Малый собор Донского монастыря, а сам собор отремонтирован в кратчайшие сроки.
В настоящее время надгробие Патриарха Тихона находится у южной стены трапезной старого храма, представляет собою мраморную плиту с позолоченным крестом и надписью: "Патриарх Московский и всея Руси Тихон. 21 ноября 1917 - 25 марта 1925 г."
Ежегодно здравствующий Патриарх приезжает на праздник Благовещения, в годовщину смерти святителя, и служит заупокойную литию на его могиле в Донском монастыре. В 1989 г. Патриарх Тихон причислен Русской Православной Церковью к лику святых (РПЦ зарубежная сделала это на 8 лет раньше, в 1981 г.).
Старый Донской собор до 1960-х гг. был открыт ежедневно, в нем был прекрасный хор. Во время хрущевских гонений на церковь храм было предложено закрыть, но тогдашнему митрополиту Крутицкому Пимену удалось смягчить эту меру объединением двух приходов - монастырского собора и близлежащей церкви Ризположения на Донской - в один. В связи с этим храм в монастыре не был закрыт, но стал действовать лишь по праздникам и в особые дни на Великом посту. Знаменитый хор старого собора распался.
По воспоминаниям дочери Сталина Светланы Аллилуевой "Только один год", старенький священник этого храма о. Николай Голубцов окрестил ее и назвал Фотиной (Фотина - по-гречески "Светлана"). Запись о крещении, во избежание неприятностей, однако, не была занесена в книгу.
Монастырь был закрыт вскоре после похорон Патриарха Тихона. Большую часть помещений отвели под квартиры. "В 1934 г. был основан Музей архитектуры, в 1935 г. ему была передана часть нежилых зданий бывшего Донского монастыря, где летом 1936 г. открылась экспозиция"[9].
"После Октябрьской революции монастырь упразднен. С 1934 г. в нем находится Музей архитектуры Академии архитектуры СССР, с 1964 г. - филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева"[23].
Главное помещение этого музея - отдел советской архитектуры - находится в д. № 5 по Калининскому проспекту. С конца 1960-х гг. существовала надежда вновь открыть Донской монастырь в качестве официальной резиденции Московской Патриархии, которая до этого времени не имела такого здания, которое бы соответствовало ее значению и международному авторитету.
В начале ноября 1982 г. приказ о передаче монастыря Патриархии был подписан лично Брежневым, за несколько дней до его смерти. Однако исполнение его после кончины Брежнева было приостановлено под различными предлогами (напр.: нужно будет строить новое здание для приемов, что нарушит "охранную зону" и т. д.). Наконец, в мае 1983 г. решение Брежнева переиграли, отдав Патриархии не Донской, а Данилов монастырь.
За время существования в монастыре Музея архитектуры захоронения на старом кладбище практически прекратились (за исключением нескольких деятелей новейшего времени). На территории Донского монастыря стали собираться фрагменты разрушаемых церквей, усадеб и памятников. Так, между старым и новым соборами установлен четырехгранный мраморный обелиск - памятник Екатерине II из подмосковного села Троицкое-Кайнарджи; в восточной стене установлено 6 скульптурных фрагментов фриза храма Христа Спасителя (скульптор А. П. Логановский); в северной стене укреплены наличники Сухаревой башни и церкви Успения на Покровке в Москве, а также трапезной затопленного Калязинского монастыря на Волге; в северо-восточной части сада поставлены чугунные ворота сер. XVIII в. и львы из имения Демидовых на Шаболовке; с запада от старого собора помещена скульптура с бывшего дома Апраксиных на Шаболовке. Большое число из закрытых и разрушенных храмов и монастырей установлено в Михайловской церкви и под галереей нового собора. Кроме того, здесь в разобранном виде многие годы хранились Триумфальные ворота с площади Брестского (ныне Белорусского) вокзала, снятые в 1936 г. В 1966-1968 гг. их восстановили уже на новом месте - посреди Кутузовского проспекта.
Некоторые корпуса монастыря и поныне заняты жильцами, новый собор и кельи к северу от него вмещают экспозицию музея; экспозиция надгробной скульптуры открыта и в Михайловской церкви. Прочие помещения отведены под хранилища фондов и другие нужды Музея архитектуры.
Семь из восьми сохранившихся храмов монастыря (за исключением переделанного в крематорий Серафимо-Аннинского) вместе со всем комплексом построек состоят на государственной охране под № 20. Он включает, помимо церковных, следующие гражданские постройки: "Стены 1686-1711 гг. с установленными в нишах фрагментами памятников архитектуры. 12 башен кон. XVII в.: башню № 1 квадратную на западной стене, башню № 2 круглую угловую на северо-западе, башню № 3 квадратную на северной стене, башню № 4 квадратную на северной стене, башню № 5 круглую угловую с северо-востока, башню № 6 квадратную на восточной стене, башню № 7 квадратную на восточной стене, башню № 8 круглую угловую с юго-востока, башню № 9 квадратную на южной стене, башню № 10 квадратную на южной стене, башню № 11 круглую угловую с юго-запада, башню № 12 квадратную на западной стене между угловой юго-западной башней и западными воротами; северные ворота 1693 г.; кельи у северных ворот 1693, 1734 гг.; западные ворота 1730-1736 гг. с колокольней 1750-1753 гг.; здание духовной семинарии у зап. ворот XVIII в., 1873 г.; палаты XVII в. у западных ворот; архимандритские покои 1745-1750, 1779-1780 гг.; ризницу 1740-1750 гг.; больничный корпус 1716, 1809 гг.; настоятельскую кухню сер. XVIII в. (баню); братские кельи 1758-1760 гг., 1819 г.; конюшни кон. XVIII в.; квасоварню кон. XVIII в.; некрополь XVIII-XX вв.; ограду хозяйственного двора XVIII в.; памятники монументальной скульптуры XVII-XIX вв. на территории монастыря; белокаменный обелиск кон. XVIII в. из усадьбы Коньково в Москве (перенесен в 1972 г.); чугунные ворота сер. XVIII в. с ул. Шаболовка, 11-13 (перенесены в 1974 г.)"[24]. Бедственное положение некрополя монастыря вызывает тревогу[30].
17 июля 1989 г. в день убийства царской семьи клирики Русской Зарубежной Церкви провели в Донском монастыре молебен на открытом воздухе всем Новомученикам Российским перед скульптурами из храма Христа Спасителя при значительном стечении народа. В сентябре того же года здесь состоялся молебен в годовщину убийства П. А. Столыпина.
К 1917 г. в монастыре было 9 храмов (в том числе одна часовня) с 14 престолами.
К 1990 г. 1 храм с 3 престолами действовал. 7 храмов с 11 престолами согласно решению исполкома Моссовета от 30 октября 1990 г. передаются Патриархии. Часовня сломана.
В 1991 г. наместником будущего монастыря назначен архимандрит Агафодор (Маркевич).
Большой собор освящен 18 августа 1991 г. Первым постриженным возрожденной обители стал иеромонах Тихон (Шевкунов), получивший иноческое имя в честь Патриарха Тихона.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 389-393; библиогр.
[2] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 476-477.
[3] Синодальный справочник.
[4] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[5] Церковный календарь на 1864 г.
[6] Настольный энциклопедический словарь Гранат. 1903.
[7] Церковный вестник. 1893. № 34.
[8] Известия. 1923. 6, 20, 24, 28, 29 апр., 27 июня, 4 июля.
[9] Научно-исследовательский музей архитектуры. М., 1962.
[10] Александровский, № 31 - старый собор, № 184 - новый собор, № 213 - церковь арх. Михаила, № 212 - церковь Тихвинская, № 298 - церковь Александра Свирского, № 501 - церковь Иоанна Лествичника, № 469 - церковь Иоанна Златоуста, № 560 - церковь Серафима Саровского, список часовен, № 35.
[11] Путеводитель Машкова. С. 155-156.
[12] Московские церковные ведомости. 1913.
[13] Список Бахима, № 252 (церковь Захарии и Елисаветы в колокольне), № 558 (церковь Серафима Саровского), часовня № 36.
[14] Рукопись Александровского, № (соответственно) 213, 436 (522 - церковь Захарии и Елисаветы в колокольне), 454, 453, 706, 962, 933 - двух последних нет, 481 - Казначейский корпус, 489 - кельи, LXXX - ограда.
[15] Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь. М., 1970.
[16] Московские церковные ведомости. 1904. № 18.
[17] Строительство Москвы. 1927. № 10. С. 23-вид крематория.
[18] Забелин И. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893. 2-е изд. 193 с.: ил.
[19] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[20] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975.
[21] Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церк. зодчества. М., 1911.
[22] Овсянников Ю. М. Московские монастыри. Дрезден, 1975 (на нем. яз.).
[23] Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 248, 337 (интересно, что фото монастыря черно-белое, а крематория - цветное).
[24] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 74-75.
[25] Полное собрание русских летописей. Спб., 1910. Т. 4. Ч. 1. С. 15 - сообщение 1592 г. о повелении царя строить монастырь с каменной церковью во имя Донской Богородицы на месте стояния русских войск во время боя с крымцами.
[26] Копьев Н. А. Слово в день празднования Донской иконы Божией Матери по случаю исполнившегося 300-летия существования Донского монастыря. М., 1893. 8 с.
[27] Шебуев Н. Москва безбожная. М., 1930. С. 71, 156-159.
[28] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 256; Т. 2. С. 413, 421.
[29] Нефедов Г., прот., и Соколов Ф., диакон. Чин мироварения и освящение мира // Журнал Моск. Патриархии. 1984. № 6. С. 8-10: ил.
[30] Годик А. 3а монастырской стеной // Веч. Москва. 1989. 14 декабря.
[31] Малинин Ник. "Спит в Донском монастыре русское дворянство ..." // Моск. комсомолец. 1990. 1 февр.
[32] Налетов А. Тайна двух саркофагов // Гор. хозяйство Москвы. 1989. № 2. С. 38-39.
[33] Лукьянов Н. Версия // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2. С. 23.
[34] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 1. С. 11.
[35] Новые мученики Российские / Сост. прот. М. Польский. Джорданвилль. 1949. Т. 1. С. 104-106; 119-124.
[36] Артамонов М. Д. Кладбище Донского монастыря // Памятники Отечества. 1986. № 1. С. 95-104: схема.
[37] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 22.
[38] Регельсон А. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж. С. 290, 362, 364, 375-385.
[39] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 91; Т. 2. С. 142, 148-152, 158, 162-164, 170, 227, 285, 291-293; Т. 3. С. 18-25, 124-125.
[40] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
[41] Шитц И. И. Дневник "Великого перелома". Париж, 1991. С. 61.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Парус"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Песковатском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет