Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Собор Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 273-276, 278-279
Семи Вселенских Соборов Святых Отец соборный храм у восточной стены монастыря Как пишет в своей (находящейся еще в печати) работе "Тема Вселенских Соборов в древнерусской живописи XVI-XVII вв." Ю. Г. Малков: "Возрождение Данилова монастыря началось после указа царя Иоанна Васильевича Грозного в 1547 г. о постройке в монастыре каменного храма и устроении обители на началах монашеского общежития. Сооруженный в 1555-1560 гг. первый каменный храм обители был освящен в воскресный день 18 мая 1561 г. во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов митрополитом Московским Макарием. На освящении присутствовали царь Иоанн Грозный, его сыновья Иоанн и Феодор. Посвящение храма памяти Святых Отцов Семи Вселенских Соборов - "беспрецедентный случай за всю историю храмоздательства не только на Руси, но, по-видимому, и во всем ареале воздействия византийской культуры". Как известно, в православной традиции существовало празднование лишь Шести Вселенских Соборов - каждого в отдельности и всех вместе. В посвящении храма Данилова монастыря можно видеть попытку установления нового праздника Русской церкви - в честь Семи Вселенских Соборов, подобно тому, как это произошло некогда с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Однако новая "память" не получила общерусского значения. Специального текста службы в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов не было, и престольный праздник соборного храма Данилова монастыря отмечался в день памяти Святых Отец Шести Вселенских Соборов. Только в 1988 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил общецерковно отмечать память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 (31) мая, т. е. в день освящения первого каменного храма Даниловой обители". "Первый собор построен при митрополите Макарии около 1555 г. В 1729 г. верхняя церковь разобрана и заменена новою. В 1752 г. над западной папертью была надстроена церковь Даниила Столпника, но в 1858 г. она упразднена и служит ризницею"[11]. "К XIV в. в монастыре была деревянная церковь Даниила Столпника. Потом был придел над западной папертью собора, упраздненный в 1858 г. за ветхостью"[7]. "В 1725 г. при соборе Семи Вселенских Соборов устроен придел Даниила и Симеона Столпников; в 1732 г. придел перенесен в колокольню; в 1752 г. в колокольне оставлена церковь Симеона Столпника, а придел Даниила Столпника возвращен в собор, где он был впоследствии упразднен"[15]. "Мощи св. кн. Даниила помещены в арке, которая находится между Данииловским и главным приделами, близ левого клироса соборного храма"[1]. "В соборе сохранились царские врата XVI в. и икона того же времени Смоленской Божией Матери"[6]. "На своде (притвора. - П. П.) собора в 1885 г. изобразили "Софию Премудрость Божию". Основанием изображения послужила местная икона Богоматери, подаренная Иваном Грозным, что подтверждается надписью на иконе. На полях изображен сам царь Иван IV со старшим сыном и митр. Макарием. Икона написана при жизни царя царским изографом"[5]. "Вверху, кроме главного престола Семи Вселенских Соборов, приделы: с юга - свв. князей Бориса и Глеба"[1] "1805-1806 гг."[11]; "на сев. стороне - Даниила кн. московского"[1], "пристроенный в 1860 г."[6]. "В нижнем ярусе - престол Покрова, построенный в 1555 г."[6]; "главный"[12] "с приделами: Даниила пророка, переосвященным в 1902 г. в честь Даниила Столпника, и вторым, в северной пристройке 1891 г. - прав. Захарии и Елисаветы, при входе в нижнюю церковь с севера, на средства генеральши Елизаветы Андреевны Дашковой над прахом ее мужа. Еще севернее - пристройка, служащая усыпальницей семьи Ляпиных и освященная 3 апреля 1902 г."[12]. "Интерьер усыпальницы Ляпиных был оформлен в 1910 г. по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Придел во имя прав. Елисаветы под храмом Семи Вселенских Соборов был устроен Елизаветой Андреевной Дашковой в нижнем этаже, где погребен известный этнограф, директор Румянцевского музея В. А. Дашков (ум. в 1896 г.)"[29]. За годы бездействия собор был обезглавлен и разорен. Реставрация собора, ни шатко ни валко ведшаяся на казенные средства вплоть до 1983 г., резко пошла в рост с возвращением храма его законным владельцам. При этом наконец был решен прежде запутанный вопрос: является ли он в основе постройкой времен Ивана Грозного или Алексея Михайловича. Остатки фундамента храма грозненских времен были обнаружены с севера от существующей церкви. И теперь уже можно было обоснованно утверждать, что "она сооружена во второй половине XVII в. рядом с первым каменным храмом монастыря, построенным по повелению Иоанна IV Грозного в 1555-1560 гг. На протяжении XVIII-XIX вв. храм во имя свв. отцов неоднократно перестраивался. В 1729- 1730 гг. вместо разобранного второго этажа возвели новый. Трехъярусная церковь Даниила Столпника с запада над притвором и папертью возведена в XVIII в. Покровский престол в нижнем храме после завершения восстановительных работ был освящен 8 июня 1985 г. архим. Евлогием. В храме - два тябловых иконостаса: в церкви Покрова Богородицы и в северном приделе пророка Даниила"[29]. "Придел пророка Даниила освящен 29 декабря 1987 г."[24]. "Иконы в иконостасах написаны иноком Псково-Печерского монастыря игуменом Зиноном в русских иконописных традициях XV - нач. XVI в. В Покровском храме находится Донской образ Богоматери, написанный талантливым художником В. А. Комаровским (1883-1943; по новейшим разысканиям дата смерти - 1937 г. - П. П.) для кладбищенской часовни в дер. Переделкино под Москвой в 1918-1919 гг. Впоследствии икона перешла к родственникам художника, которые пожертвовали ее в Данилов монастырь. В алтаре Покровской церкви в резном деревянном ковчеге почивает честная глава преп. Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца, пожертвованная в Данилов монастырь после его открытия. В северной галерее Покровской церкви сохранился фрагмент стенописи нач. XX в., на котором изображен благов. кн. Даниил со своими родителями св. благов. кн. Александром Невским и праведной княгиней Вассой"[29]. Верхняя главная церковь во имя св. отец Семи Вселенских Соборов освящена 26 марта 1988 г.[26]. "В верхней церкви восстановлен высокий тябловый иконостас из пяти рядов: местного, деисусного (апостольского), праздничного, пророческого и праотеческого. Иконы костромского письма кон. XVII в. переданы в монастырь Троице-Сергиевой лаврой и Моск. Духовной академией. Из древних икон храма сохранился Владимирский образ Богоматери с акафистом XVI в."([29], фото иконы на с. 26). В 1990 г. подготовлен к освящению северный придел верхнего храма во имя благоверного кн. Даниила, где прежде покоились в богатой раке его мощи[26]. "Св. мощи кн. Даниила до 1763 г. находились в церкви во имя св. отец Семи Вселенских Соборов напротив правого клироса, затем были перенесены в арку у левого клироса. Деревянная рака имела серебряный оклад, сделанный тщанием кн. Феодора Ивановича Голицына. Вместо этого оклада, похищенного французами в 1812 г., в 1817 г. была сделана новая серебряная вызолоченная рака. В 1917 г. мощи св. кн. Даниила были перенесены в Троицкий собор и установлены под сенью у северо-восточного столпа. Перенесение возглавляли Святейший Патриарх Тихон и настоятель монастыря еп. Феодор. В 1929 г. рака со святыми мощами была возвращена в храм Семи Вселенских Соборов. Наместник архим. Стефан (Сафонов) с братией установили ее на прежнем месте, в приделе св. благов. кн. Даниила. 24 сент. 1930 г. наместник архим. Тихон (Баляев) перенес мощи св. кн. Даниила в церковь Воскресения Словущего, где они находились до 1932 г. Дальнейшая их судьба неизвестна"[29. С. 62-63]. "Придел Даниила Столпника в палатке над западным притвором вновь освящен 17 декабря 1988 г."[26]. Архитектором-реставратором храма была Наталья Александровна Ловкунас. [1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 407-411; библиогр. [2] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. 6-е изд. Спб., 1912. Т. 1. С. 138-139. [3] Останкович Н. П. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912. [4] Розанов Н. История моск. епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2. [5] Московские церковные ведомости. 1885. [6] Путеводитель Машкова. С. 154. [7] Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архим. Летописные и другие сказания о св. благоверном кн. Данииле Александровиче, сыне св. благов. великого кн. Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловском монастыре. М., 1873. [8] Известия. 1923. 12 апр. [9] Пономарев Т. А. Моск. Даниловский монастырь. М., 1898. 138+5 с. [10] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С.159. [11] Александровский, № 23 - собор 7 Вселенских Соборов; № 225 - церковь Симеона Столпника в колокольне; № 355 - церковь Троицы. [12] Рукопись Александровского, № (соответственно) 174, 487, 822, 478 (часовни), 619 - кельи с северо-востока, 767 - дом настоятеля. [13] Материалы. С. 905. [14] Древности. Труды комиссии по охране древних памятников. М., 1907. Т. 1. С. 11 - колокольня с церковью Симеона Столпника. [15] Дионисий, архим. Даниловский мужской монастырь в Москве. М., 1899. 138 с.: ил. (здесь же краткий очерк истории церкви Успения Крутицкого подворья, некоторое время бывшей приписной к Данилову монастырю). [16] Летоп. собр. Ундольского, № 764 (за 1694 г.), л. 158-об., 174. [17] Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. Спб., 1908. [18] ЦГАЛИ, ф. 139, оп. 1, ед. хр. 61 (акт о вскрытии могилы Гоголя Н. В. на кладбище бывш. Даниловского монастыря для перепогребения праха его на Новодевичьем кладбище в Москве). [19] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 99-100. [20] Полное собрание русских летописей. Спб., 1885. Т. 10. Запись на с. 203 от 1330 г. об основании монастыря вблизи княж. двора, построении в нем церкви Спаса Преображения, переводе в монастырь архимандрии, бывшей в Даниловом монастыре за Москвой-рекой. [21] Журнал Московской Патриархии. 1983. № 8. [22] Там же. № 9. [23] Литературная газета. 1985. 31 июля. С. 13. [24] Журнал Московской Патриархии. 1988. № 9. С. 53. [25] Освящение храма во имя преп. Симеона Столпника при больничном приюте для монашествующих в Даниловом монастыре в Москве. М., 1903. [26] Зеленская Г. М. Иконы Московского Свято-Данилова монастыря. М., 1990 (в печати). [27] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж. 1925. С. 92, 262. [28] Комаров Е. Строительство продолжается: Беседа с архитектором Ю. Рабаевым, руководителем коллектива проекта Патриаршей резиденции в Даниловском монастыре // Моск. церковный вестник. 1987. № 9. С. 1. [29] Московский Данилов монастырь. М., 1988. 64 с.: ил. [30] Московский Свято-Данилов монастырь: Набор из 18 акварелей с текстом и одной вкладкой / Художник Е. Д. Ключевская. М., 1989. [31] Данилов монастырь: века минувшие, день сегодняшний // Моск. правда. 1988. 21 февр. [32] Посещение Р. Рейганом Свято-Данилова монастыря // Сов. Россия. 1988. 31 мая. [33] Макаров М. И. Из жизни (Даниловцы): Воспоминания. Машинопись. М., 1985. [34] Правда. 1922. № 79. [35] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж, 1977. С. 341, 346-347, 574-576. [36] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309. [37] Вопросы истории. 1990. № 7. С. 164-166. [38] Московский Данилов монастырь в XVIII в. // Паламарчук П. Г. Москва или Третий Рим? М., 1991. С. 66-91. [39] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 50. Всего текстов: 1
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||