Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах МКАД
  Юго-западная часть
версия для печати

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 92-97
Церковь Михаила Архангела в селе Тропареве
просп. Вернадского, 90
"Владельцы села: И. М. Тропарь - 1393 г.; Новодевичий монастырь XVI в. - 1764 г."[1].
"Село существовало "до Литвы". Прежде, чем перешло к Новодевичьему монастырю, находилось во владении Морозовых"[3].
"Село известно с конца XV в., принадлежало боярину И. М. Тропарю (откуда название), в конце XV в. - гостю-сурожанину Ф. Тропареву, в XVII-XVIII вв. Новодевичьему монастырю. В черте Москвы с 1960 г."[6].
"Церковь Михаила Архангела в селе Тропареве была исстари. Село принадлежало Новодевичьему монастырю. В XVII в. церковь была уничтожена в литовское разорение. В 1704 г. числится новый каменный храм, выстроенный, вероятно, в 1693 г."[5].
"Церковь выстроена в 1693 г."[5].
"Приделы во имя: Происхождения Честных древ Креста Господня, муч. Харлампия"[4].
"В Харлампиевском приделе хранились частицы мощей этого святого"[3].
"Происхожденский" придел устроен в 1789-1791 гг., иконы перенесены из домовой церкви, бывшей с 1767 г. у Осинина в Воронцове. Главный иконостас, по-видимому, 1693 г. барочный. Декорация стен богатая"[3].
"Село Тропарево в XVII-XVIII вв. входило во владения Новодевичьего монастыря, на средства которого в 1693 г. здесь была сооружена пятиглавая церковь с одноэтажной трапезной и шатровой колокольней; ее зодчий, видимо, желал не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего монастырь. Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы "московского барокко" к рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид"[2].
В 1960-х гг. внутри помещался склад декораций "Мосфильма". М. Л. Богоявленский записывал: "Вид храма заброшенный, стены без штукатурки, со вмятинами, как будто отбивали штукатурку молотком. Одного креста над храмом нет, нет креста и на колокольне. Купол колокольни сгнил, от него остались куски ржавого железа. Окна внизу закрыты железными ставнями. На двух главках установлены леса - их собираются ремонтировать. Возле церкви кладбище, ограда его уничтожена, осталась кирпичная арка ворот и кое-где кучи кирпича, напоминающие о разрушении".
К 1980 г. церковь стояла отреставрированная извне, была выкрашена в красный цвет, но краска успела уже облезть. Внутри валялся строительный мусор, помещение закрыто и никак не использовалось. Кресты на главах храма и колокольне установлены вновь. Вокруг поставлена уродливая современная железобетонная ограда - от старой сохранялась лишь одна арка без ворот. Внутри ограды доживающее последние дни сельское кладбище. Село Тропарево снесено к Олимпиаде. Среди стремительно выросших вокруг многоэтажных "коробок" храм явственно выделяется и радует глаз. Здание его стоит на государственной охране под № 381[7].
К ц. Михаила Архангела была приписана в XIX в. церковь в соседнем имении Богородском-Воронине - ныне разрушенная.
К Тысячелетию Крещения Руси был возбужден вопрос об открытии храма вновь. С ним верующих изрядно помытарили. Вот как описывает это начальственное издевательство Виктор Аксючиц:
"В конце апреля этого года, я передал в Совет по делам религий, а 5-го мая сего года в Гагаринский райисполком заявление 54 православных христиан о регистрации религиозного объединения и открытии храма Михаила Архангела в Тропарево Гагаринского района Москвы.
Мы мотивировали свое заявление тем, что в огромном районе Юго-Запада и Юга столицы нет ни одного действующего храма. Многим пожилым христианам, а также многодетным семьям христиан трудно добираться на церковные службы в часы пик до ближайших храмов в Новодевичьем монастыре и маленькой церквушки на Ленинских горах. В воскресные и праздничные дни эти храмы переполнены народом.
Мы надеялись, что, учитывая тот факт, что к 1000-летию Крещения Руси в Москве не открыт ни один храм (за исключением Даниловского монастыря, который является административным центром), исполком решит вопрос оперативно в духе действующего законодательства и проходящей перестройки общества.
Но по истечении месячного срока, отведенного законом для решения вопроса, 8 июня меня вызвали в Гагаринский райисполком и вручили письменный отказ на открытие храма:
"...В настоящее время открыть храм Михаила Архангела в Тропарево для удовлетворения религиозных потребностей верующих не представляется возможным в связи с тем, что помещение церкви занято под мастерские Московского художественного комбината. МХК в настоящее время не располагает возможностями для вывода мастерских в связи с отсутствием свободных помещений. Для сведения сообщаем, что ближайший храм Святой Троицы расположен на Ленинских горах (в 20 минутах езды на общественном транспорте от Тропарево). Храм в Новодевичьем монастыре также находится в пределах тридцати минут езды от микрорайона Тропарево. Общины этих храмов распространяют свою деятельность на верующих Гагаринского и Черемушкинского районов г. Москвы".
Подписавший отказ заместитель председателя Гагаринского райисполкома Б. Т. Круглов добавил то, что явно противоречит написанному. Он заявил, что на самом деле мастерские художников будут убраны из храма, а в нем будет создан музей городов-побратимов. Очевидно, работники исполкома не посчитали нужным сводить концы с концами в своем ответе нам.
Далее тов. Круглов высказал вовсе удивительные суждения: "вокруг храма много институтов, Академия Общественных наук; студенты, конечно, будут ходить в церковь, а мы не намерены открывать храм для студентов".
На это мне пришлось указать на непоследовательность позиций людей, считающих себя убежденными атеистами. Если, как утверждается в атеистических брошюрах, религиозная вера является "иллюзорным мировоззрением", "верой в несуществующий объект", "верой в фикцию", то почему райисполком убежден, что студенты из храма науки будут ходить в храм ложного мировоззрения? Имеет ли смысл убежденным атеистам доказывать истинность научно обоснованного атеистического мировоззрения средствами государственного принуждения? Мне ответили, что это - т.е. отказ в открытии храма и регистрации религиозного объединения по вышеназванным причинам и настойчивые рекомендации удовлетвориться существующим положением вещей, - не является принуждением. Очевидно надо так понимать, что это забота государства о наших верующих, нуждах и правах?!
Затем мне пришлось указать на несоответствие действительности написанного в официальном ответе. На самом деле за 20-30 минут до ближайших храмов от Тропарево можно доехать только на райкомовской машине. Если же учесть, что необходимо пользоваться тремя видами транспорта, время ожидания транспорта, и тот факт, что нужно время и для того, чтобы добраться до "места "отсчета" - храма в Тропарево, - то от места жительства до ближайших храмов из районов Теплого Стана, Тропарева, Очакова и др. требуется час-полтора.
На это мне тов. Круглов ответил, что он жил в деревне, его бабка пешком ходила в храм в далекое село, и что вообще "раньше, кто хотел Богу молиться, не считался с трудностями, а ходили пешком в другие города, а вам трудно поехать на автобусе". На мое замечание, что сейчас все же другое время, и вряд ли стоит отсутствие продуктов, например, сегодня объяснять тем, что люди в гражданскую войну вынуждены были голодать, - тов. Круглов заявил, что в Москве "люди и мы сами вынуждены ездить на работу по два-три часа, а вы не можете доехать в храм". Мою реплику о том, что верующие христиане имеют полное законное право создавать религиозные объединения и получать в аренду храм по месту своего жительства, работники райисполкома оставили без внимания.
На мой вопрос, когда будет дан ответ о регистрации религиозной общины, ибо сроки ответа, отведенные законом, уже прошли, тов. Круглов ответил, что, очевидно, в течение ближайшего месяца, так как "я точно не знаю, как проходит процедура решения этого вопроса, может быть, должна решать сессия исполкома". Мне пришлось выразить удивление, что работники исполкома, давая официальный ответ, не удосужились заглянуть в законодательство "О религиозных объединениях", которым они должны были руководствоваться в решении этого вопроса, и в котором описана процедура решения.
Необходимо отметить, что, несмотря на внешне вежливый тон со мной, а в моем лице с христианами, подписавшими заявление, обращались не как со свободными и полноправными гражданами страны, а как с людьми, убеждения и мнения которых можно игнорировать, которым можно навязывать свои представления и рекомендации относительно их внутренней жизни. И конечно же, с нами не посчитали нужным решать наши проблемы по букве закона и в духе перестройки. Выступая на днях на Поместном Соборе РПЦ, К. М. Харчев осудил имеющее место в прошлом "проявление унизительного недоверия к верующим". Но вышеприведенные факты нельзя иначе квалифицировать, как это самое "унизительное недоверие" к христианам г. Москвы"[9].
В итоге храм все-таки удалось открыть, однако лишь год спустя, в 1989-м: 22 февраля 1989 г. состоялась первая всенощная, а на следующий день - освящение и первая обедня. Поскольку это был первенец среди вновь отворяемых храмов столицы, особо отметим его открытие словами статьи из "Журнала Московской Патриархии":
"Множество москвичей устремилось 23 февраля на Юго-Запад, чтобы стать свидетелями исключительного события - освящения приходского храма. Церковь во имя Архистратига Божия Михаила - замечательный памятник архитектуры XVII столетия. Стройный пятиглавый храм с шатровой колокольней хорошо виден с разных точек и всегда был предметом восхищения жителей района. Когда-то здесь было подворье Новодевичьего монастыря, позднее это был обычный сельский храм. Главный престол освящен во имя святого Архистратига Божия Михаила, боковые - в честь изнесения древ Честного Животворящего Креста Господня и священномученика Харлампия, епископа Магнезийского. Последняя церковная служба была совершена в 1939 г., и вот в течение пятидесяти лет храм использовался как хранилище, склад, художественные мастерские.
Бурный рост столицы в 60-70-х гг. значительно расширил ее границы. В черте города оказались многие подмосковные села, в том числе и Тропарево. Вскоре здесь возник одноименный микрорайон. Население росло, а на многие километры вокруг - ни единого храма. Тогда и возникла у местных жителей идея просить об открытии Михаило-Архангельского храма. В 1988 г. многолетние хлопоты увенчались успехом: 13 декабря решением исполкома Моссовета храм был передан Русской Православной Церкви для организации в нем патриаршего подворья.
Наступил день освящения. Еще не сверкают золотом купола, еще заколочены досками окна, нет живописи на стенах, от великолепного иконостаса уцелели лишь царские врата, вместо паникадил горят неоновые лампы, но храм вновь полон молящихся, вновь звучат молитвы ко Всевышнему, вновь колеблется пламя свечей, и вот наконец среди алтаря новыми медными одеждами вновь засиял престол. Храм освящает митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, в сослужении настоятеля Богоявленского патриаршего собора протопресвитера Матфея Стаднюка, благочинного Москворецкого округа протоиерея Василия Свиденюка, настоятелей многих московских храмов, духовенства Москвы. По окончании Божественной литургии митрополит Владимир оглашает специальное Послание Святейшего Патриарха Пимена. Под звуки праздничных песнопений из храма выходит крестный ход. Ожила старинная колокольня и пока лишь небольшими колоколами разносит благую весть. Случайные прохожие не верят своим глазам, люди выходят из автобусов. Да, в Москве освящается храм!
По окончании богослужения Владыка Владимир еще раз поздравляет прихожан с радостным событием, призывая благословение Божие на их труды.
"Апостол Павел, - говорит в заключение архипастырь, - учит нас тому, что каждый из нас есть храм, храм живущего в нем духа. И по примеру открытия, обновления и освящения храма пусть обновляется, открывается и освящается храм наш личный, наше тело и наша душа. По призыву, с которым обращается к нам Господь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48)".
В ответ настоятель храма протоиерей Георгий Студенов тепло благодарит Владыку митрополита за теплые слова, благодарит всех, кто разделил с прихожанами это торжество. "Мне, - говорит отец Георгий, - вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, взятые им у пророка Осии (Ос. 13, 14) по случаю торжества жизни над смертью - Пасхи: "Где, смерть, твое жало?" И вот сегодня каждый из нас торжественно может сказать: "Где, зло, твое жало?" Пятьдесят лет тому назад здесь была совершена последняя литургия и люди со слезами покидали этот храм в надежде, что вновь здесь возродится жизнь. И вот сегодня это произошло".
Торжества завершились. Теперь в храме регулярно совершаются богослужения, но еще предстоит очень много трудов, прежде чем Дому Божию будет возвращена его первозданная красота"[10].
К концу 1990 г. была вновь выстроена прекрасная церковная ограда с двумя вратами - трехглавыми и одноглавыми, отреставрирован весь храм и наполовину окончено строительство дома-крестильни с двумя абсидами, где предполагается вновь освятить престолы в честь святых, которым были посвящены приделы древнего храма.
В 1992 г. уже действует крестильный храм Происхождения Честных древ Креста Господня.
 
[1] Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 93.
[2] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 197-198.
[3] Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".
[4] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 114. № 818.
[5] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 113.
[6] Москва: Энциклопедия. М., 1980. С. 610.
[7] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 17.
[8] Каталог архивов. Вып. 3. С. 524; Вып. 5. С. 257.
[9] Вестник Русского христианского движения. 1988. № 153. С. 228-231.
[10] Журнал Московской Патриархии. 1989. № 6. С. 13-15; 5 ил.
[11] Илышева-Введенская Н. Дорога к Тропаревскому храму // Моск. журнал. 1992. № 2. С. 10-12.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Апсида"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Богоявления Господня в Еськах"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет