Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах МКАД
  Юго-восточная часть
версия для печати

Николо-Перервинский мужской монастырь

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 369-374, 376
Николо-Перервинский "заштатный необщежительный мужской монастырь на левом берегу р. Москвы, в 7,5 верстах от Москвы по шоссе, в 9 вер. по Курской жел. дор. (Платформа Перерва)"[1]
Шоссейная ул., 82
"Начало и основатель монастыря неизвестны; впервые он упоминается в 1623 г. при размежевании монастырских земель. В это время он обладал очень скудными средствами, ибо был разорен в Смутное время. С 1649 г. монастырь был наделен новыми угодьями царем Алексеем Михайловичем и, благодаря его вкладам, начинает отстраиваться. В этот период к монастырю в Москве была приписана часовня Иверской Божией Матери со снимком чудотворной иконы, находящейся на Афоне. При часовне существовало Перервинское подворье. Благосостояние монастыря улучшается благодаря Патриарху Адриану (ум. в 1700 г.); монастырь получил много участков земли в Москве и в Моск. губернии. Положение его было сравнено с положением московских монастырей. В 1775 г. при монастыре устроена Перервинская семинария. При митр. Платоне обитель сделала несколько приобретений и стала еще благоустроеннее. В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты. При архиеп. Августине Перервинская семинария преобразована в Московскую; Московская академия при Заиконоспасском монастыре была перенесена в Перерву под именем семинарии. В 1824 г. семинария заменена уездным училищем. При митрополитах Филарете и Иннокентии монастырь достигает полного благоустройства.
При монастыре имеется кладбище, а также Перервинское духовное училище (преобразовано из уездного училища), ученическая больница, гостиница. Монастырю принадлежат: в Москве Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери, известной своими чудотворениями, в золотой ризе, и часовня в дер. Выхине. Земли при монастыре 13 дес. 493 саж. невдалеке; земля с лесом (Самарова гора) и 30 дес. земли при пустоши Румянцевой и мельница в дер. Грайвороновой, рыбная ловля в Серпуховском уезде. В обители (к 1907 г. - П. П.) братии: архимандрит, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, 5 указных послушников"[1].
"Местность, где расположен монастырь, издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. На современных, а особенно хорошо на старых картах Москвы видны эти старые русла, хотя работы по засыпке велись в 20-е гг. XIX в. по повелению одного из игуменов монастыря. Тогда же здесь были разбиты сады.
Время основания монастыря неизвестно. Легенды, связанные с ним, упоминают различные исторические случаи, происходившие здесь: это и одно из венчаний царя и вел. кн. Иоанна Грозного, и заточение здесь по его приказу героического св. Филиппа митр. московского (в миру Федор Степанович Колычев, 11.2.1507-23.12.1569).
Исследователи, писавшие историю монастыря, - Никифор Бажанов (1885 г.) и неизвестный автор рукописи нач. XIX в. (Чтения ОЛДП), - все они начинают историю его гораздо раньше начала XVII в., хотя ни документально, ни логически этого не обосновывают. Ими начало Николо-Перервинского монастыря связывалось с рассказами летописей о монастыре Николы Старого. Расположение этого монастыря неизвестно было уже им, хотя летописи XV и XVI вв. многократно сообщают о событиях, происходивших в стенах Николы Старого. Исследование К. Аверина (1837 г.) довольно явственно и обоснованно определяет место расположения Николы Старого гораздо ближе к центру города.
Историю Николо-Перервинского монастыря с полной достоверностью можно проследить лишь с 1623 г. От этого времени сохранились документы. На протяжении трехсот лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696-1700 гг. соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля.
Вероятно, во второй половине XVII в. строится и каменная ограда монастыря. Тогда же были возведены северные въездные врата с надвратным храмом во имя Толгской Божией Матери.
Период истории монастыря конца XVIII - нач. XIX в. связан с именем митр. московского Платона (Левшина) (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). Несколько раз монастырь был посещаем царствующей императрицей Екатериной II и наследником Павлом Петровичем. Митрополита и наследника связывали отношения не только ученика и учителя, но и дружеские чувства. Дружба эта распалась после восшествия Павла на всероссийский престол.
Жизнь. Перервинского монастыря при митр. Платоне изменила свой обычный ход. Кроме больших богатств, приобретенных монастырем, здесь была основана Перервинская духовная семинария.
В осенние дни 1812 г. монастырь подвергся опустошению. При подходе неприятеля он был оставлен насельниками, казна и драгоценности вывезены. Сразу после отступления французских войск из Москвы монастырь начал восстанавливаться и благоустраиваться вновь.
Николо-Перервинскую обитель смело можно отнести к числу богатых. Источником доходов монастыря были часовни, находившиеся в Москве в очень бойких местах города и приписанные к нему. Знаменитая Иверская в Воскресенских воротах Китай-города приносила самые большие доходы. Кроме нее были часовни в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот. В монастырь поступали пожертвования и от частных лиц.
Монастырское начальство расходовало эти средства не только на украшение монастыря, содержание семинаристов и другие внутренние нужды, но и жертвовало значительные суммы на сторону. Вот некоторые выписки, касающиеся жизни обители первой половины XIX в.
1814 г. - митр. Филарет (Дроздов) освящает Никольский храм (после его разорения французами). В Москве открываются Духовная академия, Спасо-Вифаниевская и Перервинская семинарии.
1833-1834 гг. - ремонт. Возобновляется живопись стен храмов.
1835 г. - перестраиваются корпуса: училищный (западный), монастырский (южный), архиерейский дом и настоятельские покои.
1846 г. - Анна Алексеевна Орлова-Чесменская вносит вклад в 5715 руб. на вечное поминание. Возобновляется Успенская церковь.
1861-1862 гг. - монастырь жертвует: 150 000 руб. для воспитанниц духовного звания, 10 000 руб. в МДА на покупку книг, 1349 руб. на содержание Вифаниевской семинарии, 700 руб. на петербургских погорельцев, 25 000 руб. в попечительство о бедных духовного звания, 3000 руб. на постройку училища, 3000 руб. на содержание дома гр. Толстой для приюта духовенства, 3000 руб. пожертвовано Спасо-Вифаниевскому монастырю.
1864 г. - устроены новые колокольные часы.
Численность монахов монастыря в разные годы по дошедшим документам:
1623 г. - игумен и два старца,
1734-1743 гг. - 33-40 человек,
1764 г. - игумен и 15 монахов.
В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь - домовая во имя св. прав. Никодима, по заказу жившего тут на покое в 1870-1875 гг. епископа Енисейского Никодима.
Короткое время в обители жил и служил смотрителем духовного училища о. Серапион (Машкин), самобытный философ, объект интереса свящ. Павла Флоренского. Монастырь числился заштатным и был приписан к Чудову монастырю в Кремле"[2].
"Время построения монастыря неизвестно. В нем 4 церкви, благолепно украшенных внутри и снабженных богатой утварью. Монастырю принадлежат 4 часовни в Москве: 1. Иверская у Воскресенских ворот; 2. Сухаревская - у самой Сухаревской башни; 3. Калужская - за Калужскими воротами; 4. Серпуховская - у Серпуховских ворот.
В монастыре находится духовное училище. В ризнице золотой потир и дискос весом 5 фунтов 70 золотников искусной работы 1804 г. На престоле соборной церкви - прекрасный серебряный ковчег"([3] - данные на 1863 г.).
Часовни у Серпуховских и Калужских ворот во второй половине XIX в. были уступлены Николо-Перервинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. Губернии (ныне они разрушены; подробнее см. в отдельных номерах в части "Город в границах 1917 г."). Часовня в Сухаревой башне разрушена вместе с башней, о ней см. в части "Земляной город". Иверская часовня в Воскресенских вратах Китай-города также разрушена, см. часть "Китай-город". Наконец, и новая часовня в дер. Выхино также сломана после 1917 г., см. часть "Окраины".
"Перерва получила название от того, что река Москва прорвала здесь себе новое русло"[4].
"В 1775 г. при Перервинском монастыре была открыта семинария. В 1814 г. московская Славяно-греко-латинская академия была переведена из Заиконоспасского монастыря в Троице-Сергиеву лавру и стала называться Московской духовной академией. В нее перешли студенты богословского класса академии, а ученики младших классов были переведены в Перервинскую семинарию, получившую с этого времени название Московской семинарии.
В 1814 г. московский преосвященный Августин писал в письме: московские священники скучают, что дети их переведены для учения на Перерву за 7 верст от своих матерей, отцы духовные и детей своих заставляют кричать об этом. Но я уверен, что перемещение семинарии в Перерву после полюбится.
Преосвященный распорядился сверх 100 казеннокоштных мест по положению содержать еще 150 доходами Перервинского монастыря и поручил архимандриту Лаврентию построить деревянный корпус"[5].
"В 1906 г. в Перервинском монастыре открыто училище для глухонемых мальчиков московским митр. Владимиром. По его предложению монастырь согласился выделить 400 000 руб. на содержание училища и уступил для него прекрасное каменное здание, построенное в 1904 г. Священный Синод разрешил открыть училище.
Здание трехэтажное с полуподвалом, на постройку его израсходовано до 110 000 руб. Училище существует на проценты с пожертвованного монастырем капитала на плату за воспитание и содержание учеников и на пожертвования. Имеет целью воспитание и обучение глухонемых детей мужского пола, преимущественно епархиального и иноепархиального духовенства, а затем недостаточных из других сословий. Воспитанники живущие в училище и приходящие. Живущие пользуются полным содержанием, приходящие получают от училища учебные пособия, обед и вечерний чай. Принимаются дети от 7 до 9 лет. Размер платы определяется советом училища. Курс обучения 6 лет, в дальнейшем предположено увеличить его до 8 лет. Учащиеся могут быть в училище до 18-летнего возраста"[6].
После 1917 г., вероятно - в конце 1920-х гг., монастырь был закрыт. В 1970 г. в старом соборе находился Завод металлической и пластмассовой игрушки; вход на остальную территорию был еще возможен. В 1970-х гг. весь комплекс перешел к заводику ЭНИМС (Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков) и вход стал воспрещен. В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. XX в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС.
Реставрация старого собора не окончена и к 1990 г., когда появились планы передать монастырь Патриархии, - чего администрация заводика крайне не желает. Она обижена: в реставрацию пришлось вложить деньги. Но ведь не Церковь же разрушала храм!
В настоящее время старый собор, надвратная Толгская церковь и гражданские сооружения монастыря находятся на гос. охране, имеют охранный № 391. Среди гражданских зданий зарегистрированы следующие: "северный жилой корпус, XVII - нач. XVIII в.; южный жилой корпус, XVII, XIX вв.; западный жилой корпус, кон. XVIII - нач. XIX в.; восточный жилой корпус, XIX в.; фрагменты ограды с башнями, XIX в."[13].
"Южный монастырский корпус перестроен в 1835 г. Западный семинарский корпус также перестроен в 1835 г.
Старые Патриаршие покои в юго-западной части монастыря, с крыльцом на два входа, ведущим на двор монастыря (при них была церковь Никодима). 3-этажное здание училища для глухонемых мальчиков и др. новейшие здания по периметру обители"[2].
Новый Иверский собор поставлен на государственную охрану 3 сентября 1990 года.
К 1917 г. в монастыре было 4 церкви с 7 престолами.
К 1990 г. 3 храма с 6 престолами все еще оставались закрыты, 1 храм с 1 престолом разорен до исчезновения. "18 июля 1990 г. уполномоченный Совета по делам религий по Москве зарегистрировал общину и передал ей Толгскую надвратную церковь и Никольский собор"[16]. Здесь предполагается создать Центр русской духовной культуры. Первое освящение - старого Никольского собора - назначено на 1991 год.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 433-435; библиогр.
[2] Булатов А. М. Николо-Перервинский монастырь: Описание, сост. в 1978 г. по старым изданиям (машинопись).
[3] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.
[4] Останкович Н. П. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[6] Московские церковные ведомости. 1906. № 46.
[7] Рукопись Александровского, т. "Гражданские здания и окрестности".
[8] Московские церковные ведомости. 1904. № 29.
[9] Московские ведомости. 1908. 10 сент.
[10] Искры. 1908. № 36. С. 282 (4 фотографии).
[11] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина.
[12] Никифор, иером. Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря. М., 1886. 81 с.: ил.
[13] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 67.
[14] Колодный Л. Е. Путешествие по новой Москве. М., 1979. С. 215.
[15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
[16] Моск. ведомости. 1990. № 3. С. 4.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "В расщеп"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Богоявления Господня в Еськах"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет