Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Северная часть
версия для печати

Церковь Пимена Великого, что в Новых Воротниках

Церковь Пимена Великого, что в Сущёве; Церковь Троицы Живоначальной, что в Новых Воротниках, Церковь Пимена Нового
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 45-49
Церковь Преподобного Пимена в Новых Воротниках в Сущеве (иначе именовавшаяся храмом "Пимена Нового")
Нововоротниковский пер., 3
"Воротники были переселены в Сущево в 1658 г., на новом месте выстроили себе в 1672 г. церковь Троицы с приделом преп. Пимена, известным с 1682 г. В 1691 г. она сгорела. Нынешняя построена в 1696 г. по благословению Патриарха Адриана; однобокая трапезная и колокольня пристроены в 1702 г. 19 марта 1870 г. был утвержден новый проект фасада и колокольни, явился второй придел Владимирской Богоматери, причем оба придельных алтаря выведены в линию с главным. Архитектором был, вероятно, К. М. Быковский. В 1893 г. сделаны пристройки с запада. В 1907 г. И. А. Орловым сооружены новые мраморные иконостасы, освящение состоялось 27 декабря"[2].
"Воротники (привратники при городских воротах) для освобождения места под стрелецкие и другие дворы были в 1658 г. переселены от ц. Старого Пимена в нынешнем Старопименовском (теперь ул. Медведева. - П. П.) переулке за Земляной город, где они построили себе церковь, названную Новым Пименом"[4]. Ц. Пимена Старого (ул. Медведева, 9) разрушена в 1932 г. (см. подробнее часть "Земляной город").
"Церковь, первоначально деревянная, основана при переселении воротников от Старого Сущева в Новое Сущево в 1658 г. Обновлялась в 1673 г. Каменная строилась с 1696 г., освящена в 1702 г. Главный престол Троицкий, справа сперва был один южный придел преп. Пимена.
В 1760-1770-х гг. трапезная была значительно расширена. Второй северный придел Владимирской иконы Богоматери построен в период с 1796 по 1811 г.[*]. Вероятно, тогда же вместо колокольни XVII в. построена существующая ныне. В 1825 г. храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой, сохранившейся поныне. О создании Владимирского придела сохранилось благочестивое предание. Когда производились строительные работы по расширению трапезной, игравший на этом месте слепой мальчик поднял с земли какой-то предмет. Как только ребенок рукой, державшей находку, потер глаза, то немедленно прозрел и увидел, что в руке у него - маленькая иконка, вырезанная на камне. Она оказалась Владимирским образом Богоматери. Потому-то второй придел и был освящен в честь названной иконы и в память о совершившемся чуде. Долгое время икона эта хранилась в храме и еще в начале нынешнего века находилась на аналое за солеей против иконы преп. Пимена, среди других святынь храма - частиц мощей святых. К сожалению, ныне местонахождение этой иконы неизвестно.
В 1881-1883 гг. церковь была расширена: боковые приделы удлинены на восток так, что иконостасы их алтарей вышли на одну линию с иконостасом главного алтаря; абсида главного алтаря была также отодвинута на восток на 2-2,5 метра. В 1893 г. храм был расширен распространением трапезной на запад, так что колокольня с трех сторон оказалась внутри него. К колокольне пристроен шатровый вход с тремя главками. Храм приобрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Максимальная длина здания 45 метров, ширина около 27 метров. Вмещает он до 4000 богомольцев.
(Архитектор В. А. Михайлов, впрочем, считает возможным, что каменный храм впервые построен в 1738 г. Искусствовед В. В. Кириченко наибольшую часть древних икон храма относит к 1730-м гг.)
Проект внутреннего переоформления храма составлен в 1897 г. Ф. О. Шехтелем. Роспись устроена по образцу росписей В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе (сам В. М. Васнецов Пименовский храм не расписывал). Всего выполнено 18 больших картин и 120 отдельных изображений святых. Мраморный иконостас, резьба которого воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику катакомб (пальмовые ветки и виноградные лозы с гроздьями, монограммы Сущего - Альфа и Омега) из двух ярусов, выполнен по рисунку Ф. О. Шехтеля. Солея выложена плитами белого мрамора. 27 декабря 1907 г. храм был освящен после обновления. Отделка обошлась более чем в 30 000 руб.
Иконы собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от главных Царских врат - храмовый образ Св. Троицы, характерный образец московской живописи послепетровского времени. Наиболее древний - Казанский образ Богоматери конца XVII в. Тихвинская икона Богоматери написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 г. и пожертвована в храм Тихвинской Богоматери в Сущеве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: "По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова".
В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская Богоматерь XVIII в. и Спас Великий Архиерей начала XVIII в. Храмовый образ левого придела - Владимирской Богоматери середины XVIII в. Особо чтимы в этом приделе - "Пименовский" образ Богоматери начала XX в. (повторяющий по композиции икону "Нечаянная радость") и образ Св. Николая XVIII в., перед которым часто совершаются молебны.
В иконостасе Пименовского, южного (правого) придела помещена икона Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа, напоминающая работы царского изографа Тихона Филатьева и являющаяся прекрасным образцом московской школы второй половины XVII - начала XVIII в. Здесь также помещена икона московской школы "Благовещение" XVIII в., отличающаяся сложно разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом - особо чтимый образ преп. Пимена Великого середины XVIII в. Напротив этого образа перед решеткой солеи в большом, выполненном под мрамор киоте - написанная на стекле Казанская икона из одноименной церкви в Сущеве"[8].
"5 апреля 1922 г. в храме Пимена Нового было изъято 12 пудов 38 фунтов 46 золотников золотых и серебряных изделий"[13].
"В течение 1923-1936 гг. храм оставался православным, но в 1936 г. его захватили обновленцы"[8]. Они перебрались сюда в 1938 г. из церкви Спаса на Большой Спасской[14].
Из всех попавших по несчастью в руки раскольников церквей храм Пимена Нового вернулся в Патриархию последним. Лжемитрополит А. И. Введенский после возвращения в 1944 г. из эвакуации имел здесь свой последний и единственный собор вплоть до смерти 26 июля 1946 г. Чрезвычайно выразительное описание прозябания последних дней обновленчества дал в своей книге близкий Введенскому околоцерковный публицист А. Краснов-Левитин:
"Единственным обновленческим храмом, признанным официально, был Пименовский храм в Москве. Лицо пименовского прихода того времени - это лицо умирающего - слабо тлеющего, догорающего обновленческого раскола.
Я вспоминаю об этих последних днях обновленчества, как о каком-то кошмаре. Кошмарное впечатление производил даже самый внешний вид храма: долгие годы не ремонтировавшийся, с осыпавшейся штукатуркой, с потускневшей живописью, храм носил на себе печать "мерзости запустения" (...)
И наступил конец. Через два с половиной месяца, 9 октября 1946 года - в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Пименовском храме была отслужена последняя обновленческая литургия. Накануне было получено предписание от Совета по делам Русской Православной Церкви о передаче Пименовского храма в ведение Патриархии. В середине обедни в храм вошел вновь назначенный настоятель о. Николай Чепурин в сопровождении новой двадцатки. Он сердито договаривался, стоя у свечного ящика, об условиях передачи храма. Горстка молящихся сиротливо жалась к алтарю. О. Никита в алтаре торопливо читал молитвы евхаристического канона... Через полчаса обновленцы покинули храм, - обновленчество прекратило свое существование на 25 году своей истории..."[14].
"Во время господства обновленцев церковь пришла в запустение: особо чтимая Казанская икона Богоматери, принесенная из разрушенной Казанской церкви в Сущеве неподалеку, написанная на стекле, была разбита (реставрирована вскоре после войны).
В 1928-1929 гг.[**] многочисленным молодежным хором в храме руководил регент монах Платон (впоследствии Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси). После поставления в Патриархии он ежегодно с 1971 г. совершал по случаю дня своего Ангела службы в Пименовском храме"[8].
В журнале Московской Патриархии[9] в 1977 г. напечатана статья о чествовании церковного композитора и регента А. А. Третьякова, назначенного в 1976 г. регентом в Пименовский храм (после Ризположенского).
Здание храма вместе с оградой стоит на государственной охране под № 530[10]. В ограде уцелело двое ворот. Колокола с колокольни были содраны, некоторые из них помещены в алтаре. К 1990 г. они возвращены на место и вновь звонят.
 
[*] Уточнение: согласно "месяцеслову" Рощина изд. 1807 г. - 1806 г.
[**] Уточнение: до весны 1932 г.
[1] Александровский, № 93.
[2] Рукопись Александровского, № 379.
[3] Синодальный справочник.
[4] Сытин. С. 414.
[5] Краснов-Левитин А. Закат обновленчества // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1973. № 87-88. С. 273.
[6] Материалы. С. 762.
[7] Список Бахима, № 471.
[8] Голубцов Сергий, диакон. Пименовский храм в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 9. С. 16-22; № 10. С. 23-29; № 11. С. 21-26; ил.
[9] Журнал Московской Патриархии. 1977. № 12. С. 21.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 92.
[11] Иванов Н. Храм во имя преп. Пимена Великого в Москве (к 300-летию со дня основания) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. С. 19-22.
[12] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 29.
[13] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 263.
[14] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт. 1978. Т. 3. С. 346, 370, 399, 405-407, 414.
[15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Катапетасма"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Николая Чудотворца в Чистом"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет