Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Город в границах МКАД
  Юго-западная часть
версия для печати

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спас-Сетуни; Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Спас-Манухино; Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Кунцевском кладбище
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 75-78
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Спас-Сетунъ (Манухино-Спасское) на реке Сетуни
Рябиновая ул., 18
"Владельцы села: Ларион Сумин в начале XVII в.; Пушкины в 1627-1673 гг.; Артамон Сергеевич Матвеев - 1673-1682; дворцовое - 1683 г.; Матвеевы - 1683-1735; Ягужинские - 1735-1779; Гурьевы - 1779-1788; Г. А. Кирьяков - конец XVIII в. - 1830-е гг.; И. Г. Покровский с 1830-х гг. по 1855 г.; Яньковы - 1892 г.; Редавей; в 1928 г. - общество рабочих"[2].
В 1673 г. Манухино, оно же Оксеново, на реке Сетуни, купил Артамон Сергеевич Матвеев у Петра и Федора Петровичей Пушкиных. Вероятно, около 1680 г. Матвеев построил каменную ц. Спаса Нерукотворного и село стало именоваться Спасским-Манухиным. В 1682 г. Матвеев был убит стрельцами на Красном крыльце в Кремле, а вотчина его причислена к дворцовому ведомству"[4]. "Нынешний храм стоит на месте старого деревянного"[1].
"Пятиглавый храм 1676 г. с пристройками 1809 и 1902 гг.; внутри были иконы С. Ушакова и Павловца. Иконостас главный 1809 г., приделов 1850 г. Трапезная 1850 г. Хороший дом 1850 г."[1]. "Церковь Спаса выстроена по заказу Артамона Матвеева в 1673-1676 гг. Храмовый образ "Спаса Нерукотворного" был подписан 1676 г. и имел запись, сообщавшую, что написал его сам Симон Ушаков. Фото иконостаса сохранилось в альбомах А. Губарева 1920-х гг., хранящихся ныне в Отделе архитектурной графики Гос. Исторического музея. Храм имел сходство с церковью Николы в Столпах в Москве, также воздвигнутой тщанием А. С. Матвеева, поэтому можно предположить, что и церковь на Сетуни была выстроена создателем николостолповского храма Иваном Кузьмичем Кузнечиком.
Кирпичная шатровая колокольня с приделами к трапезной выстроена после 1902 г. по проекту архитектора В. Г. Жигардловича"[7].
"Боковой придел 1844 г., внутреннее убранство 1809 г. в стиле ампир"[2]. "Приделы: "Николая Чудотворца, Григория Декаполита"[3].
В 1928 г. в действовавшей еще тогда церкви сохранялись образа работы Симона Ушакова и Павловца, современные храму[2].
"В 1934 г. "избиратели" выдали "наказ" закрыть ц. Спаса, использовав ее под культурное учреждение"[13].
Храм был закрыт, по сведениям, собранным Н. И. Якушевой, в конце сентября 1941 г.; тогда же, под обиходным в ту пору предлогом, что высокие архитектурные сооружения служат ориентирами для немецкой артиллерии и авиации, сломали пять глав церкви и верх шатра колокольни. (Е. В. Трубецкая сообщает, впрочем, что главы церкви и их барабаны снесли еще в "30-х гг."[7], но эти сведения представляются менее вероятными).
"Священник храма о. Алексей Касимов был арестован и расстрелян в 1937 г."[14].
"С 1940-х гг. по 1968 г. здание церкви занимал гальванический цех завода цветного литья. Затем оно было передано в аренду Министерству культуры РСФСР. Разработана охранная зона, сделан проект реставрации, которая вскоре и началась"[7]. Потом реставрация неожиданно остановилась, и все 1970-е гг. вокруг церкви гнили брошенные леса. Наконец, к 1984 г. леса исчезли - то ли сами рухнули, то ли их сломали, боясь пожара; как бы то ни было, реставрация опять не возобновилась. Внутри царил разгром. Наличники абсид снаружи несли следы реставрационного обновления. Иконы С. Ушакова и Павловца пропали при закрытии храма.
Близ алтарей - фамильное захоронение Сабашниковых: Василия Никитича (1820-1879), его супруги, малолетнего сына Василия и другого сына - известного издателя Сергея Васильевича (1873-1909). Над могилой последнего был поставлен памятник работы Н. А. Андреева[5], но ныне его нет.
Подле храма был погребен также историк русского искусства Д. А. Ровинский (1824-1895 гг.); могила впоследствии снесена.
Здание церкви стоит на государственной охране под № 383[8].
По соседству ранее стояла небольшая дача и парк фабриканта Редавея; ныне на их месте новая часть Троекуровского кладбища - "филиала Новодевичьего", отведенная для захоронений в 1941 г.
"Почти сорок лет была закрыта церковь Спаса. Памятник архитектуры XVII в. с богатейшими росписями и иконами кисти прославленного русского живописца Симона Ушакова превратился в хозяйственные склады и производственные мастерские. Храм ветшал, разрушался. От былого великолепия не осталось и следа. И только недавно по просьбе верующих он был передан духовной общине. Сейчас здесь начались реставрационные работы, хотя, глядя на полуразвалившиеся, с осыпающейся штукатуркой стены, поверить в их успех трудно.
- Пожалуй, это не только один из самых интересных, но и самых запущенных храмов, переданных за последнее время Московской Патриархии, - рассказал председатель приходского совета церкви В. А. Студеникин. - Объединение "Союзреставрация" проводило здесь работы в течение пятнадцати лет, но практически ничего сделано не было. Нам приходится начинать все сначала. Мы уже обращались со страниц газеты ко всем людям доброй воли с просьбой оказать помощь храму и благодарны всем откликнувшимся москвичам за их неравнодушие, щедрость души.
Кто они, эти люди, предложившие помощь храму? Что их заботит? О чем думают они и мечтают? Трудно, не зная их, ответить на все эти вопросы. Но, думается, не покупка очередной престижной вещи, дачи или автомобиля - цель жизни таких людей. Наверное, они поняли, что существует и другой дефицит - человечности, нравственности, того святого и вечного, что очень дорого, а порой и вовсе ничего не стоит для нас.
Суммы разные - от нескольких тысяч до десяти рублей, видно выкроенных из скромной пенсии. А ведь благодаря этим деньгам в церкви Спаса и началась реставрация.
Но полученных средств все-таки еще недостаточно. И приходской совет не случайно беспокоят непонятно откуда взявшиеся нелепые слухи о якобы переведенных на счет храма фантастических суммах из-за рубежа. Они не имеют под собой реальной почвы. Хотя... На Кунцевском кладбище рядом с храмом похоронены известные русские книгоиздатели - братья Сабашниковы. Говорят, много лет назад кто-то из их зарубежных потомков перечислил в пользу церкви Спаса огромную сумму. Но духовной общине храм передан недавно, и "заграничных" миллионов на его счет не поступало.
В храме, невзирая на реставрацию, ведутся ежедневные службы. Церковные служители, хоть и скованы в средствах, не отказываются от благотворительной деятельности. Храм взял под свое покровительство воинов-афганцев Кунцевского района. На примыкающем к храму земельном участке намечается поставить памятник погибшим в Афганистане. Он будет представлять собой крест как символ мира, добра и милосердия. А под стенами храма каждую субботу собираются добровольцы, чтобы не на словах, а на деле помочь его возрождению"[11].
Первое собрание возрожденной общины храма состоялось 31 марта 1989 г.[10]. К 1990 г. восстановлены пять глав храма и верх колокольни, освящен главный престол. Вскоре затем были также вновь освящены левый Никольский и правый Григория Декаполита.
 
[1] Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".
[2] Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. 1. С. 82.
[3] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 84. № 466.
[4] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 273.
[5] Белов С. В. Книгоиздатели Сабашниковы. М., 1974. С. 114-115.
[6] Сорокин В. Черемушки и другие // Наука и жизнь. 1972. № 9. С. 138-140.
[7] Трубецкая Е. В. Церковь на Спас-Сетуни // Архитектурное наследство. М., 1972. № 20. С. 50-60.
[8] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 51.
[9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 522.
[10] Московская правда. 1990. 1 апр.
[11] Петрушова И. Легенда о миллионах // Моск. правда. 1989. 9 июля.
[12] Советская культура. 1989. 1 авг.
[13] Дополнения к наказу МК и МГК ВКП(б), внесенные избирателями на отчетных и выборных собраниях депутатов горсовета по гор. Кунцево. Нояб.-дек. 1934 г. // Изд. Кунцевского горсовета. Кунцево, 1935. С. 7.
[14] Православная Москва. 1993. № 6. С. 6.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Паникадило"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Крохино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Зимние виды
Успенский Зилантов монастырь в Казани
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2019 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет