Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Город в границах МКАД
  Восточная часть
версия для печати

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Церковь Воскресения Словущего в Вешняках
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 138-141
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Вешняки в Заяузье
ул. Юности, 17
"Селом владели: Шереметев - 1577-1646; Одоевский - 1648-1680; Черкасские - 1680-1743; Шереметевы с 1743 г."[1].
"Вешняки некогда были богатым селом, здесь стоял дом кн. Алекс. Мих. Черкасского и его тестя, графа Бориса Петровича Шереметева, а вокруг росли фруктовые сады. Теперь их нет и следов. В церкви, в числе памятников старины, можно видеть Евангелие, написанное на пергаменте, весом до полутора пудов; в ризнице древняя священническая риза, совершенно круглая. Расположение храма замечательно тем, что сделан он по плану храма Соломона, приложенному к "Толкованию Василия Великого на литургию"; здесь хранится и старинный экземпляр этой книги"[5].
В XVIII в. при постройке Шереметевыми имения и устройстве парка в соседствующем Кускове главная аллея парка спланирована так, чтобы она направлялась на Вешняковскую церковь. Ныне аллея эта заросла и храма с нее уже не видно[6]. "При этом колокольня для усиления ее вертикализма была увенчана в 1755 г. шпилем"[9].
"Церковь выстроена в 1644-1646 гг.; 1732-1734 гг., с колокольней XVII в., 1734 г. Ограда XIX в."[10].
"Основная часть построена в 1646 г. Два года спустя владельцы Вешняков Одоевские решили пристроить симметричные приделы. Они обратились к Патриарху с просьбой выдать разрешение на постройку, предусматривавшую, по-видимому, возведение на приделах двух шатров. Однако новый Патриарх Никон выдал им в 1655 г. храмозданную грамоту, в которой говорилось "...Главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие"[2].
Храм двухэтажный. Внизу - главный престол Успения Богоматери и придел с севера во имя преп. Сергия.
Наверху центральный престол Воскресения Словущего и приделы: южный - св. Николая, и северный, освященный сперва во имя Иакова, брата Господня, который согласно[4] и в 1870 г. был тоже во имя апостола Иакова, а ныне во имя Пророка Илии, - вероятно, переосвящение относится к 1948 г., когда храм открывали вновь. В статье[11] неверно указывается, что переименование произошло уже в середине XVIII в.
"Церковь выстроена Федором Ивановичем Шереметевым по обету. 12 апреля 1644 г. Патриарх Иосиф выдал жалованную грамоту, разрешавшую в "камени и кирпиче и извести в подмосковной его деревне Вешнякове воздвигнути храм во имя Воскресения Христова, в пределах Успение пречистые Богородицы да Николы Чудотворца". Церковь была закончена в 1645 г. (Барсуков А. Род Шереметевых. СПб., 1888. Кн. III, С. 274-275). Через несколько лет сам храмоздатель постригся в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Феодосий.
Нижняя церковь была теплой, зимней, верхняя - летней. Вокруг первоначально шло гульбище, перекрытое сводами, возможно, соединявшееся также с покоями Одоевских - семьи старшей дочери Шереметева Евдокии Федоровны. Предалтарное пространство нижнего Успенского храма перекрыто прямым потолком, что представляло для тех лет немалую редкость. Зодчий храма неизвестен, но само здание близко к ц. Троицы в Троицком-Голенищеве, выстроенной Л. М. Ушаковым, С. И. Татариным и А. Константиновым. Яков Никитич Одоевский испросил в 1657 г. благословения Патриарха возвести на гульбище кругом летней церкви два придела: по правую сторону Никольского и по левую во имя Иакова брата Господня, со входами с паперти, так как в нижнем храме было тесно.
В 1732 г. внук Я. Н. Одоевского Алексей Михайлович испросил разрешение Синода выстроить новую церковь, разобравши старую, но с переносом столицы Анной Иоанновной обратно в Петербург отстал от этой своей затеи. Только верх колокольни был разобран, и она была выстроена вновь в современном виде. Две лестницы в верхний храм и галерея вокруг колокольни тоже поздние. В XIX в. заложены арки северной галереи, где устроен придел Сергия Радонежского. Пол вверху представляет собой мозаику из белых и черных камешков на цементе, внизу - подольский известняк.
Н. В. Суслов опубликовал описание храма в журнале "Зодчий" (1879. № 9-10. С. 120, чертеж 59; 1888, № 9-10. С. 66-67)[11].
"4 марта 1931 г. в селе Вешняки под Москвой, в месте своего постоянного жительства, скончался от рака викарий Московской епархии епископ Воскресенский Иоанн (Васильевский). Отпевание его в церкви села Вешняки совершил заместитель Патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) с архиепископом Велико-Устюжским Софронием, еп. Подольским Иннокентием и еп. Кимрским Иоанном.
17 мая 1931 г. в ц. села Вешняки совершена хиротония архимандрита Павла Чистякова во епископа Новоторжского. 14 июня - архимандрита Иннокентия Клодетского во еп. Белгородского, викария Курской епархии. 21 июня - хиротония митрофорного протоиерея Николая Петровича Никольского во еп. Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротонии совершал митр. Сергий с сослужащими ему архипастырями"[12].
"Церковь в Вешняках была закрыта в 1937 г. Но пробыла закрытой лишь самое малое время. В 1945 г., сразу после войны, она была открыта вновь, так что уцелели все старые иконы и старинная церковная утварь, и все старые прихожане еще были живы, они открыли храм и стояли на тех местах, с которых согнали их во время закрытия церкви восемь лет назад"[13].
В годы войны здание занимал военный склад.
"В 1948 г. после длительного перерыва в церкви возобновилось богослужение, был разработан план реставрации при настоятеле о. Николае Фрязинове и старосте А. Н. Максимове. В 1951 г. отремонтировали колокольню и установили чашу со шпилем. Решено было также восстановить тябловый иконостас по образцу тябл XVII в. Успенского собора Кремля. Обследовали хранившиеся в сарае и кладовых иконы. После реставрации и снятия нескольких слоев записей открылись прекрасные произведения XVI-XVII вв.
Храмовая икона "Воскресения Словущего - Сошествия во ад" многосюжетная, второй половины XVI в.
На колокольне отыскали образ св. Николая с житийными клеймами XVI в.
Под 4 слоями записей на поясной иконе Спасителя с паперти верхней церкви открылась живопись XVII в. и подпись знаменитого изографа "Тихон Филатьев". Икона Владимирской Богоматери, с которой удалили три слоя записей, близка по стилю образу Спасителя.
Все они составили местный чин иконостаса верхней церкви.
Царские врата из нижнего Успенского храма XVI в.; были сняты 4 слоя записей, вслед за чем их переместили в верхнюю церковь, а к их металлическому окладу XIX в. подписали фигуры для нижней.
Одна из интересных икон древнего деисусного чина верхнего храма - митр. Иона и Преображение: в древнем иконостасе, как оказалось, совмещались на одной доске деисусный и праздничный чины, - последний в отдельном ковчежце сверху первого.
Древнее распятие с предстоящими XVI в. увенчало иконостас верхнего храма.
Три иконы - Богоматери, арх. Михаила и ап. Петра - Московской школы, современные церкви, предположительно были написаны для придела ап. Иакова (ныне Ильинского). В Ильинском приделе храмовый образ середины XVIII в. "Огненное восхождение Пророка Илии", написанный в академической манере.
В 1956 г. начался новый этап реставрации. Была расчищена икона XVI в. "Преображение" той же Московской школы, что и "Сошествие во ад", и затем ее поместили за левый клирос. Позади "Преображения" в нижнем ярусе иконостаса находится "Уверение Фомы" второй половины XVII в., с которого удалено два слоя записей; вверху него изображено также явление трех ангелов св. Троицы праотцу Аврааму в редком, распространенном в Византии изводе.
За правым клиросом - образ XVI в. "Крещение Господне".
У северной стены в отдельном киоте - Иерусалимская Божия Матерь XVII в., на которой было 6 слоев записей. Она дублирована на другую доску; на рукаве одеяния Богоматери - криптограмма.
Над северным входом в верхнюю церковь - деисус: Спас Эммануил с двумя архангелами, XVII в.
Внутреннее убранство и иконостас восстановлены в стиле XVII в., включая скамьи на паперти с перекидными спинками. Хоругвь у левого клироса XVII в. (средняя часть); она передана в церковь одним собирателем древних икон. На одной ее стороне изображен влкм. Георгий Победоносец, попирающий змия, а на другой - Сергий и Никон Радонежские со св. Космой (предполагается, что это знамя, данное в Троицком монастыре Косме Минину). Металлическая рама хоругви - копия в стиле XVII в. Хоругвь у правого клироса новой работы.
Оглавный деисус над входом в нижний храм - Богоматерь XVII в. и приписанные к ней современными реставраторами в стиле XVII в. Спас и Иоанн Предтеча. Киот - копия киота XVII в. Высоцкого монастыря г. Серпухова.
Холодная Воскресенская церковь обращена в теплую зимнюю. В 1965 г. из-под масляной росписи 1910 г. открыта роспись XVIII-XIX вв. В шатре интересная роспись XVIII в., имитирующая лепные украшения; в абсиде нижней церкви изображение Саваофа и ангелов, приписываемое кисти И. П. Аргунова. Весной 1968 г. начаты работы по расчистке стен нижней Успенской церкви"[11].
"3 сент. 1970 г. на 77 году скончался настоятель ц. Успения в Вешняках прот. Павел Христофорович Максимов. Он был назначен сюда в январе 1962 г. Еще в 1948 г. при настоятеле прот. Николае Фрязинове были проведены большие работы по реставрации верхнего храма и всей церкви снаружи. При о. Павле начали реставрацию нижней Успенской церкви. Стены и потолок ее были раньше покрыты масляной краской. После расчистки открылись прекрасные композиции. До реставрации иконостас нижнего храма был собран из разных икон, которые были помещены на фанерной перегородке. Так как не было отопления, древняя живопись и перегородка разрушались. Недавно были проведены значительные работы по восстановлению иконостаса Успенской церкви, что воссоздало древний характер ее внутреннего убранства. Начиная с 1965 г. удалось раскрыть на своде трапезной композицию "Коронование Богоматери", на юго-западной части трапезной - "Распятие" с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. У входа в Успенскую церковь на западной стене было раскрыто изображение "Успения" Богоматери, а слева и справа от него - преп. Антония и Феодосия Печерских, на стенах трапезной - изображения из жизни св. Николая, в частности перенесение его мощей. Роспись в основном относится к началу XIX в. Восстановлены белокаменная лестница, ведущая в верхний храм, мозаичные полы в нем и белокаменные - в нижнем. Территория около храма асфальтирована. Реставрационными работами руководила государственная инспекция по охране памятников архитектуры. Об исполнении этих работ был составлен альбом-отчет, представленный Патриарху Алексию, который благодарил прот. П. Максимова за работу и призвал Божие благословение на дальнейшие труды. В 1969 г. о. Павел был награжден крестом с украшениями"[14].
Храм стоит на государственной охране под № 389[10].
Внутри церковного участка - остатки старинного кладбища.
 
[1] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 16.
[2] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 175.
[3] Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".
[4] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 57. № 145.
[5] Захаров М. П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867.
[6] Глозман И. М. и др. Кусково, Останкино, Архангельское. М., 1976. С. 18-20.
[7] Известия императорской археологической комиссии. М., 1911. Вып. 39. С. 41 (есть фото); Вып. 55.
[8] Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников Т. 4. М., 1911. С. 30.
[9] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 475.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 84.
[11] В. О. Церковь Воскресения Словущего в Вешняках в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 9. С. 15-24.; илл.
[12] Журнал Московской Патриархии. 1931. № 5. С. 5; № 6. С. 6.
[13] Краснов-Левитин А. Э. В поисках нового града: Воспоминания. Тель-Авив, 1980. Ч. 3. С. 8.
[14] Журнал Московской Патриархии. 1971. № 1. С. 32.
[15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 510; Вып. 5. С. 216.
[16] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 37.
[17] Вешняковский Е. К. староста // Моск. церковный вестник. 1987. № 7. С. 2.
[18] Комаров Е. Настоятель в Вешняках о своем приходе // Моск. церковный вестник. 1987. № 8. С. 2.
Список сокращений
Всего текстов: 1
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Небо"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Вознесения Господня в Теряево"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет