Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Кремль
версия для печати

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 3
Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 141-151
Благовещенский Собор в старину назывался Благовещением на Царских сенях, на великокняжеском Государевом дворе, у Царской казны, а в XVIII веке у Его Императорского Величества на сенях, также у казенного двора.
До учреждения Верхоспасского Собора Благовещенский Собор был домовым храмом Великих Князей и Государей Московских. В нем они были крещаемы, говели, венчались, пред венчанием на царство, у дверей его или в самом храме, они по древнему обычаю были осыпаемы деньгами.
С XV века до нашего времени протоиереи Благовещенского Собора бывали духовниками Государей и жили иногда в покоях с южной стороны Собора для безотлучного пребывания во дворце, ибо благочестивые Цари начинали и оканчивали день с благословения своего духовника.
Благовещенский Собор, по преданию, был построен в 1291 году Владимирским Князем Андреем Александровичем на месте села Кучкова, как тогда называлась зарождающаяся Москва.
Каменный храм был выстроен Вел. Кн. Василием, сыном Дмитрия Донского, в 1397-1416 годах.
В 1405 году он был расписан знаменитым иконописцем Андреем Рублевым вместе с Феофаном Гречином и старцем Прохором.
При Иоанне III собор пришел в ветхость, почему в 1482 году был разобран до основания и возведен вновь. Строителями храма были псковские мастера. Работа длилась б лет, и в 1489 году новый храм был освящен митрополитом Геронтием.
С тех пор архитектура средней части Собора осталась доныне неизмененною.
В 1508 году Великими Князь Василий Иоаннович велел иконописцу Феодору Едикееву с братией расписать собор стенописью по золоту, сделал драгоценные оклады на образа иконостаса и позолотил главы, почему с той поры собор сталь называться "Златоверхим".
Пожар 1547 года истребил драгоценные "собранные от многих лет" иконы, причем погиб обложенный золотом Деисус, работа Рублева.
Иоанн Грозный возобновил Собор, украсил его новой стенописью и иконами, позолотил его главы и крышу и водрузил на нем золотой крест[1].
Паперть Собора была расписана по образу Афонского Иверского монастыря.
В 1561 году Грозным были построены приделы в главках.
Грозным же приделана с южной стороны Собора лестница с папертью, откуда он слушал церковную службу, будучи оглашенным вследствие вступления в 4-й брак. Оттуда же он, по преданию, видел комету, которую счел за предзнаменование своей смерти.
Лестница эта соединялась с Дворцом и вела в нижний Набережный сад.
Разграбленный и оскверненный в польское нашествие Благовещенский Собор был возобновлен при Царе Михаиле Феодоровиче.
При Царе Алексее Михайловиче его паперть была расписана разными красками и украшена, по словам Павла Алеппского, чудесною решеткой из желтой меди с серебряными иконами.
В 1697 году стенопись Собора возобновлена с удержанием древнего характера.
Во время большого пожара 1737 года обветшавший к этому времени Благовещенский Собор пострадал значительно - вся кровля его обгорела. Однако, после того повреждения и ветхости Собора были исправлены лишь отчасти.
К более основательному ремонту Собора с возобновлением его стенописи (1770 г.) было приступлено лишь в царствование Екатерины Великой.
В 1800 году вновь произведено основательное исправление Собора, причем в паперти был сделан каменный пол взамен деревянного.
В 1813 году, после опустошения 1812 года, Собор был вновь возобновлен.
При Императоре Николае I внешность ни внутренность Собора, по словам Снегирева, были украшены "более в новом вкусе попечением церковных старост". При нем же в 1836 году в южной части Собора был устроен придел во имя Св. Николая Чудотворца.
В царствование Императора Александра II в 1863-67 годах была произведена полная реставрация Собора, с богатою позолотой его глав и кровли[2].
Теперешний вид Благовещенский Собор принял со времени его последнего реставрации, произведенной под наблюдением Императорского Московского Археологического Общества в 1884-95 годах.
Упомянутые выше четыре придела в главках Собора следующие:
1) Входа Господня во Иерусалим.
2) Архангела Гавриила.
3) Собора Пресвятой Богородицы.
4) Св. великомученика Георгия, переименованный при Императоре Александре I в придел св. Александра Невского; в иконостасе этого придела помещены иконы тезоименных святых Царствующего Дома Романовых.
Иконостасы и иконы в первых трех приделах сооружены повелением ц. Михаила Феодоровича в 1614 году взамен прежних. По своей красоте они представляют собою бесценное сокровище.
Весьма достопримечательны также фрески[3], которыми расписаны стены и своды Благовещенского Собора.
Изображены патриархи, пророки, некоторые древнегреческие мудрецы с хартиями в руках, на которых начертаны их изречения, согласные с христианским учением, апостолы, мученики, великие князья русские и события Священной Истории.
Среди икон Благовещенского Собора особенно замечательны:
1) Новгородский образ Всемилостивого Спаса, по преданию писанный в 1337 г. при великом князе Иоанне Данииловиче Калите.
2) Донской Божией Матери чудотворный образ, бывший с великим князем Дмитрием Донским на Куликовом поле.
3) Чудотворный Лик Всемилостивого Спаса, к которому прибегали за исцелением во время чумы 1771 года. Образ этот находится в притворе.
Замечателен в главном храме пол из разноцветных плиток агатовидной яшмы, существовавший там еще в XVII веке и привезенный в Россию, по преданию, из Константинополя. Великолепны узорочные голубые с золотом порталы северных и западных дверей храма. Сами двери из медных, покрытых живописью листов, вывезены по преданию из Ростова патриархом Филаретом Никитичем Романовым, бывшим Ростовским Митрополитом.
На них растворенным золотом изображены: Благовещение Бгм., прообразовательные видения ветхозаветных пророков о воплощении Сына Божия, Сивиллы, держащие свитки с изречениями, также некоторые ростовские Святители.
 
[1] Павел Алеппский, приезжавший в Россию с Антиохийским патриархом Макарием при царе Алексее Михайловиче, в своих записках не раз восхищается этой позолотой и крестом. В одном месте он пишет: "Патриарх Никон в беседе с нашим учителем, т.е. Антиохийским Патриархом Макарием, между прочим сказал ему о золотом кресте церкви Благовещения при царском дворце, что он стоит сто миллионов золотом, и что не только крест, но и крыша церкви со своими 9 куполами, карнизами и желобами, обложены чистым золотом в палец толщиною. Мы не поверили этому, но Патриарх не лгал, ибо, заметив наше крайнее изумление, когда мы это услышали, прибавил, что крест, крыша и купола потребовали таких же издержек, какие потратил царь Василий, сын царя Ивана, на построение белой городской стены.
[2] Исполнено на заводе Генке и Плеске, бывш. герцога Лейхтенбергского.
[3] Fresco по-итальянски значит свежий; фрески - это живопись, произведенная путем наложения водяных красок на свежую, т.е. сырую, штукатурку.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 46-49
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Соборная площадь
"Построен в 1484-1489 гг. при Иване III на месте храма начала XV в. и на подклете старого собора XIV в."[1].
"Здание собора было в 1482 г. разобрано до цоколя"[2].
"Новый храм был заложен 6 мая 1484 г. Строили вызванные из Пскова русские мастера. Освящен 9 августа 1489 г. митрополитом Геронтием"[3].
"Был первой и первенствующей из церквей Московского государя, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царского семейства"[20].
"Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с 1508 г. с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.
Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563-1566 гг. по велению Ивана Грозного над ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками"[1]. "По преданию, с этой крытой галереи царь Иван Грозный слушал литургию после того, как вступил в четвертый брак. Отсюда же он увидал в 1584 г. комету с крестообразным знамением и сказал: "Вот знамение моей смерти"[3].
"В 1572 г. в юго-восточной части храма к галерее был пристроен придел с крытым крыльцом (в XIX в. к нему с запада подвели небольшое помещение ризницы, а северную и западную галереи застеклили). В XVI в. были также переделаны северный и западный порталы (южный сохранил свой первоначальный облик). Пол в это время был выложен яшмой, вывезенной Иваном Грозным из ростовского собора. Внутреннее пространство храма очень невелико (устройство хор для княжеской семьи в западной части делает его еще более затесненным). Своды выложены в виде системы ступенчатых арок"[1].
"Размеры собора: длина до иконостаса 11 сажен, ширина внутри стен 14 сажен, вышина от полу до свода 5 сажен"[3]. Сажень равна примерно 2,133 метра.
В соборе к 1917 г. были следующие приделы:
"Три придела вверху, сохранившие древние иконостасы: Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня во Иерусалим"[2].
Они были "впервые устроены в 1563-1566 гг."[1].
"Четвертый верхний придел св. Георгия был переустроен в 1822 г. и получил новое наименование в честь Александра Невского.
В 1837 г. в первой южной паперти устроен придел чуд. Николая"[2].
"В 1508 г. собор был расписан сыном Дионисия Феодосием с помощниками; роспись галерей относится к 1520 г. (в южной галерее фрески не сохранились). Наружная фреска в арке над входом - "Что Те принесем Христе" - исполнена в 1564 г. Стенопись храма неоднократно подновлялась и записывалась; после проведенных в 1947-1961 гг. реставрационных работ выяснилось, что лучше всего фрески сохранились на хорах, столпах, в центральном алтаре и дьяконнике. Феодосию приписывают изображение Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, композиции "Изведение Петра из темницы" и "Преполовение" - на юго-западном столпе, "Чудо архангела Михаила в Хонех" - на северо-западном столпе, "Сорок мучеников севастийских" - на северной стене собора. Фрески дьяконника выполнены уже другим художником. При достаточно традиционном составе росписей храма их отличает то, что в системе фресок большое место отведено сценам из "Апокалипсиса". Из стенописи северной и западной галерей лучше всего сохранилась композиция "Троица" XVI в. на восточной стороне западной галереи.
Но наибольшую художественную ценность представляет иконостас с иконами, написанными Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Эти иконы были исполнены в 1405 г. (по другим данным - ок. 1399 г.) для иконостаса старого Благовещенского собора (по мнению некоторых исследователей - для Архангельского) и затем перенесены в новый храм. Иконостас Благовещенского собора является одним из первых высоких иконостасов на Руси, определивших иконографический состав деисусного чина и ставших отправной точкой его дальнейшего развития. Основная часть икон деисусного чина приписывается Феофану Греку. "Архангел Михаил" и "Апостол Петр" - Андрею Рублеву. В иконах праздничного чина усматривают руку двух мастеров: первые семь "праздников" (за исключением "Преполовения") - от "Благовещения" до "Входа во Иерусалим" - связывают с творчеством Андрея Рублева, остальные семь - от "Тайной вечери" до "Успения"- Прохора с Городца. Четвертый ярус - пророческий - был создан псковскими иконописцами после пожара 1547 г., нанесшего иконостасу серьезные повреждения (сильно пострадали и "праздники"); тем же мастерам принадлежит и икона "Преполовение". Погрудные изображения праотцев в пятом ярусе частично относятся к XIX в., но в большей своей части - это живопись XVI или XVII вв. Бронзовый чеканный остов иконостаса был выполнен по рисунку Н. В. Султанова в конце XIX в."[1].
"Замечательно, что в соборе на стенах между ликами святых изображены и древние греческие философы: Аристотель, Анахарсис, Менандр, Птоломей, Фукидид, Зенон, Анаскарид и Плутарх; в некоторых местах видны и Сивиллы, держащие свитки или хартии. Над головами греческих философов начертаны их имена, а на хартиях, которые они держат в руках, изречения, взятые из Священного писания или из их сочинений. Подобное изображение лучших мудрецов древности может быть объяснено обычаем древних учителей христианства убеждать противников его согласующимися с нравоучением христианства мнениями многих философов и приписываемыми Сивиллам предсказаниями о Христе. Мысль поместить изображения тех мудрецов древности, которые, не понимая еще совершенно истины, весьма близко подходили к ней своими мнениями, превосходна и, конечно, не есть плод простой фантазии живописца. Живопись эту относят ко второй эпохе сооружения храма, то есть к работе мастера нашего Феодора Едикеева. Но не было ли подобной же живописи в первом храме? Предполагают, что это был вкус греческого письма. В XV в. и ранее одни только духовные лица занимались науками, а большая часть наших митрополитов были родом греки; можно полагать, что они, имея полное уважение к своим древним философам, хотели почтить память их и приказали поместить лица их на паперти и для большей важности написать на держимых ими хартиях изречения, согласующиеся с истинами христианской религии"[3].
В последние годы изображениям "еллинских мудрецов" и "Сивилл" в древнерусской живописи было посвящено несколько исследований - см., например,[10] и др.
К 1917 г. в соборе хранилась богатейшая ризница. "На паперти находится чудотворный образ Всемилостивого Спаса, писанный на стене, а над западными дверями- образ Пресвятой Богородицы. Внутри первое место среди святынь занимают панагии и кресты с разными каменьями византийских и русских художников, большей частию присланные от греческих императоров и Патриархов. Из икон особенного внимания заслуживают:
1. Образ Всемилостивого Спаса, писанный в 1337 г., украшен серебряной позолоченной ризой.
2. Образ Донской Божией Матери, с такой же ризой и драгоценными камнями. Из прежнего золотого оклада, похищенного французами в 1812 г., уцелела только одна золотая рама весом в 12 фунтов.
3. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы с такой же ризой.
4. Образ Пресвятой Богородицы Барловской, или Блаженное чрево, у правого столпа в киоте. Носится в большие крестные ходы.
Ризница богата редкими вещами. Первое место среди них занимают:
1. Евангелие рукописное с рисунками, большой величины, в золотом окладе, украшенное жемчугом, яхонтами, изумрудами.
2. Другое такое же богатое рукописное Евангелие, вклад царя Ивана Грозного.
3. Крест в золотом киоте с финифтью, украшенный жемчугом, дар великому кн. Владимиру Мономаху от Ефесского митрополита Неофита.
4. Крест золотой с финифтью и алмазами, весом три фунта.
5. Крест золотой в полтора фунта, вклад после царевича Алексея Петровича.
6. Корсунский крест, украшен золотом, алмазами, жемчугом.
7. Потир, диск ос, звезда и лжица, золотые, весом 7 фунтов 69 золотников.
8. Сосуды серебряные отличной работы, подарены императрицею Елизаветой Петровной.
9. Ковчег золотой на престоле весом 6 фунтов, украшен китайским лаллом необыкновенной величины.
10. Несколько богатых воздухов, риз, стихарей, епитрахилей, низанных жемчугом, убранных серебряными дробницами"[4].
"У левого столба, против иконостаса, в стороне, обращенной к алтарю, вделаны в порфире шестьдесят крестов разной величины, греческой и русской работы, которые носили великие князья, цари, царевичи сверх барм. Все они расположены около киота, в котором находится Распятие. На двух других сторонах столбов, между главным входом и царскими дверями, два золотых креста великого князя Владимира Мономаха. У западной стороны столбов, стоящих посреди собора, возложены на налоях шесть клетчатых досок с частями св. мощей"[3].
После 1917 г. предметы ризницы продавались за границу, передавались в другие музеи. В 1979 г. описание ризницы гораздо более скромное: "В местном ряду иконостаса стояла икона "Богоматерь Донская" письма Феофана Грека (1392 г., Третьяковская галерея), созданная для Успенского собора в Коломне и в XVI в. перенесенная в Благовещенский собор. Из вкладов следует отметить Евангелие, исполненное в 1568 г. по заказу Ивана Грозного (Оружейная палата), оклад которого украшен литьем, чеканкой, сканью и резьбой в традициях XIV в. (по образцу Евангелия боярина Ф. Кошки 1392 г.)"[1].
В 1917 г. при артобстреле Кремля пострадал и Благовещенский собор. "Знаменитое крыльцо Лоджетты Благовещенского собора, с которого Грозный царь любовался кометой, разрушено орудийным снарядом. Мы видели одного художника, который бросился к этому крыльцу и, увидев его разрушение, залился слезами. Здесь разрушен неповторяемый образец красоты человеческого искусства. От ударов снарядами сотрясались стены храма и рушились храмовые святыни"[11].
Вместе со всеми прочими храмами Кремля Благовещенский собор был закрыт для богослужений с начала 1918 г., когда сюда 10-11 марта перебралось из Петрограда правительство. Вновь свободный доступ в Кремль, превращенный теперь частично в музей, открылся 20 июля 1955 г. В 1970-е гг. Благовещенский собор был отремонтирован снаружи, вновь вызолочены купола.
Знаменитое Красное крыльцо для царских выходов, находившееся между собором и Грановитой палатой, было в 1930-е гг. сломано и на его месте поставлено двухэтажное здание столовой для работников кремлевских учреждений.
В настоящее время Благовещенский собор действует в качестве музея.
Во второй половине 1980-х гг. была произведена обширная реставрация фресок собора, при которой удалено большинство поздних записей, из-за чего значительное пространство стен оголилось - что вызвало весьма неоднозначное отношение.
13-15 ноября 1989 г. прошла Всесоюзная научная конференция, посвященная 500-летию собора. Издательство "Искусство" вскоре выпустило книгу о Благовещенском храме[21]; предполагается также и издание материалов конференции[16, 17, 18].
 
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 422, 424.
[2] Александровский, № 10.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 53-62.
[4] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[5] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVIII вв. М., 1973.
[6] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971 (на с. 84 план собора).
[7] Путеводитель Машкова. С. XVII-XXIII (на с. XVIII разрез собора).
[8] Соколова Г. Роспись Благовещенского собора. Л., 1969.
[9] Маркина Н. Д. Из истории возникновения приделов Благовещенского собора в 60-е гг. XVI в. // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1973.
[10] Казакова Н. А. "Пророчества еллинских мудрецов" и их изображения в русской живописи XVI-XVII вв. // Тр. отд. древнерус. лит-ры. М.; Л., 1961. Т. XVIII; Лощиц Ю. М. Земля-именинница. М., 1979; дореволюционная статья об изображениях Сивилл и языческих мудрецов: Отечественные записки. 1822. № 22.
[11] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19.
[12] Извеков Н., прот. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911. 120 с.
[13] Н. Е. Благовещенский собор в Москве. М., 1854. 50 с. с рис.
[14] Федоров В. И. Благовещенский собор Кремля в свете новых исследований 1960-1972 гг. // Сов. археология. 1974. № 2. С. 112-131.
[15] Дмитриев Н. Возобновление Московского Благовещенского собора. М., 1864. 22 с.
[16] Московская правда. 1989. 16 нояб.
[17] Известия. 1989. 12 нояб.
[18] Советская культура. 1989. 30 дек.
[19] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 318-320.
[20] Рукопись Александровского, № 5.
[21] Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. 387 с.: ил.
[22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[23] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 106-108.
Список сокращений
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 11-12
Благовещенский собор. Первая домовая церковь Московских Государей. Соединена с Дворцом посредством крытого перехода. Деревянная церковь Благовещения Божией Матери была построена в 1291 году Андреем Александровичем, братом Св. Князя Даниила. Каменная была сооружена в 1397 году Василием I Димитриевичем (1389-1425). В 1482 году она была разобрана до цоколя, и на старом белокаменном подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 года. Строили русские мастера по образцу прежних русских церквей, особенно имея в виду план того здания Успенского собора, которое сооружалось в 1472-1474 годах. Заслуживает внимания выдвигающийся ряд закамор под средней главой. Подобные ряды на церквах XVI и XVII веков являются уже чисто декоративным нагромождением "кокошников". Богато украшенные северный и западный входы в главную часть собора устроены итальянскими мастерами. При Иоанне IV над ходовою папертью, идущей по трем сторонам собора, надстроены четыре верхних придела, вследствие чего собор сталь девятиглавым. Наружная отделка стен этих приделов является плодом влияния Архангельского собора. В то же царствование пристроена вторая южная паперть, служившая одним из входов во Дворец, и была исполнена восстановленная в 1882-1895 годах стенопись. Три верхних придела: 1) Архангела Гавриила, 2) Собора Пресвятой Богородицы, 3) Входа Господня в Иерусалим сохранили свои иконостасы времени Михаила Феодоровича (1613-1645). Четвертый, Св. Георгия, был переустроена в 1822 году и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 году в первой южной паперти устроен придел Николая Чудотворца. В соборе находятся части мощей многих Святых, хранящиеся в особых небольших ковчегах, которые помещены на двух малых раках у главного иконостаса и на одной большой во второй южной паперти. У царских врат главного иконостаса находится Донская икона Божией Матери, сопутствовавшая Димитрию Донскому в 1380 году в походе на Мамая.
Настоятель Благовещенского собора именуется Протопресвитером. Он обыкновенно проживает в Петрограде, так как его должность издревле бывала соединена с должностью Царского духовника.
В истории московской жизни с Благовещенским собором связано появление башенных часов с боем, которых теперь так много на колокольнях разных церквей и монастырей. Впервые такие часы были поставлены у этого собора в 1404 году, при В. К. Василии I и при Митрополите Св. Киприане (родом из Сербии). Устроил часы Афонский монах серб Лазарь. Летопись рассказывает об этом событии в таких выражениях: "Князь великий замысли часник и постави на своем дворе за церковью, за Св. Благовещеньем. Сей же часник наречется часомерье. На всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы нощные и дневные. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищренно".
 
Всего текстов: 3
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Голгофа"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Вознесения Господня на погосте Евфимиев Монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет