Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Кремль
версия для печати

Собор Николая Чудотворца Гостунского

       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 64-66
Церковь (собор) Николая Чудотворца Гостунского в средней, Успенской части колокольни Ивана Великого, во втором ярусе
Соборная и Ивановская (Царская) площади
"Потом рядом с церковию Ивана Лествичника великий князь Василий III Иоаннович повелел фрязину Петроку Малому соорудить еще церковь во имя Воскресения Христова. Она была начата в 1532 г. и кончена в царствование Иоанна IV, но с наименованием уже собором Рождества Христова. Из нее была сделана в 1552 г. к Успенскому собору лестница, разобранная при императоре Павле Петровиче. Рождественский собор был возобновлен еще в 1635 г.: Патриарх Филарет Никитич сделал из этой церкви пристройку для помещения колоколов. Пристройка имела четыре простенка, над которыми возвышалась выкрашенная ярью глава с позолоченным крестом и подле нее шпиль также с крестом, окруженный маленькими башенками со шпилями. В 1812 г. пристройка эта взорвана и на месте ее выстроена та, которая существует и теперь, но, как говорят знатоки зодчества, она сделана выше прежней и потому отнимает много грандиозности от самого Ивана Великого.
Крайняя часть этого здания, к северу, называемая Филаретовскою, оканчивается пирамидальным верхом и готическими орнаментами, а средняя, подле самого Ивановского столпа, носящая наименование Успенской, имеет более гладкую наружность и наверху большой купол с вызолоченной главою, под которою на сквозной арке висит самый первый из колоколов по весу, называемый Успенским. Внутри здания помещается церковь Николая чудотворца Гостунского, переименованная в 1816 г. из прежнего собора Рождества Христова, в которую тогда же, по упразднении Гостунского собора, перенесены часть мощей святителя и чудотворные его иконы"[1].
"Успенская часть - широкий четырехугольник, тоже с золоченою главой - построена в 1532 г. зодчим Петроком Малым; здесь прежде помещалась церковь Рождества Христова, с 1817 г. замененная церковью Николы Гостунского.
От французских взрывов 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка - третья часть колокольни, с шатровым верхом, крытым зеленою черепицею, построенная Патриархом Филаретом с севера от Успенской части, - и она поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые отступления от старины, например в форме окон"[2].
"Смежно с колокольней, на месте, где прежде находился собор Рождества Христова, - Филаретовская пристройка, взорванная французами в 1812 г. и выстроенная вновь"[3].
Ныне история храма отчего-то преподносится как "открытие" современных реставраторов - хотя об этом совершенно ясно говорят все три приведенных выше дореволюционных источника: "Ранее считалось, что в 1532-1543 гг. рядом со столпом Ивана Великого была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С. С. Подъяпольского, высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560-х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1643 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова. Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа.
В 1624 г. Патриарх Филарет распорядился возвести к северу еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовской пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг. восстановлены (с введением ряда классических деталей) И. Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска"[4].
"Близ Ивановской колокольни издавна стоял Николо-Гостунский собор, названный так по образу святителя Николая, присланному с реки Гостуни, - построенный в 1506 г. по повелению вел. кн. Василия Ивановича.
В 1812 г. собор был неприятелем опустошен, но оставался в целости. В 1814 г. решили собор ремонтировать и сделать небольшие изменения. После посещения Москвы Государем преосвященный писал в 1816 г. Синоду: согласно Высочайшего соизволения (вероятно, по просьбе преосвященного) Николо-Гостунский собор как обветшавший и, по местоположению своему и по бедности архитектуры, делающий безобразие Кремлю надо разобрать, чудотворный образ Николая Гостунского и всю утварь перенести в новоустроенную церковь в Ивановской колокольне, где прежде была Рождественская церковь. Освятить ее во имя Николая чудотворца и назвать Николаевским Гостунским собором.
Синод на это дал согласие. В 1817 г. здание Гостунского собора было разобрано, в 1818 г. преосвященный освятил новый Гостунский собор в колокольне Ивана Великого. Так закончил свое существование древний собор. Многие жалели об утрате этой древности"[5]. "Собор был разобран за одну ночь"[12].
"Церковь Николая Чудотворца Гостунского существовала с конца XV в. в Кремле против нынешнего Малого Николаевского дворца. В 1817 г. была разобрана, но в возобновлявшейся тогда Успенской части Ивановской колокольни устроена новая церковь с именем "Николы Гостунского"[6].
"Высокое открытое крыльцо с гульбищем, расположенное на западном фасаде и ведущее в церковь, обработано ширинками. Оно возведено в 1849-1852 годах К. А. Тоном. Расположенная в третьем ярусе церковь, внешне выделенная лишь богатым оформлением окон и порталов, внутри увеличена в высоту за счет четвертого (чердачного) яруса, освещенного слуховыми оконцами. Угловые части храма - двухсветные. В оформлении церковного интерьера проявилась ампирная монументальность. Основная его часть перекрыта невысоким купольным сводом и выше других членений. Купол отделен от стен сильно вынесенным карнизом. Подкупольное пространство почти на всю высоту раскрыто в примыкающие боковые и алтарную части арочными проемами с широким профилированным архивольтом"[16].
"В среднем отделении колокольни находится придел св. Николая Гостунского, в нем храмовая икона, перед которой молился Петр I, отправляясь в походы. Внизу пристройки прежде была гауптвахта, а ныне помещение для продажи духовно-нравственных книг"[3].
"Церковь св. Николая Гостунского, переименована из прежнего храма Рождества. В ней хранятся часть мощей и древняя икона Николая Чуд., резная из дерева"[7] - ныне она находится на "выставке" в церкви Ризположения.
"Каменная церковь Николы Гостунского стояла с 1506 г. Позднее в ней служил дьяконом знаменитый первопечатник Иван Федоров. Церковь была разобрана в 1816 г."[9].
В 1917 г. при артобстреле Кремля церковь подверглась значительному разрушению. "В алтарное окно Николо-Гостунского собора влетел снаряд и разрушил внутри алтаря восточную стену, разорвался в самом алтаре. Большое старинное Евангелие, стоявшее у разрушенной стены, отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и Евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы, и все это нагромождено между Престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредимым. В храме Николы Гостунского предлежит великая Святыня - часть мощей святителя Николая, того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить! Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках, а при входе в храм, где находится Святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а на верху колокольни Ивана Великого"[11].
В настоящее время помещение собора занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям нет.
 
[1] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 103.
[2] Александровский, № 38.
[3] Платонов. Москва и окрестности. Путеводитель. М., 1883.
[4] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 429.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[6] Александровский, № 324.
[7] Путеводитель Машкова. С. 148-149.
[8] Настольный энциклопедический словарь Гранат 1903 г.
[9] Сытин. С. 52, 55.
[10] Юбилейная Москва. М., 1912 г. (альбом; есть вид старого собора).
[11] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19: 2 ил. разбитого алтаря.
[12] Рукопись Александровского, № 10, 80, 139.
[13] Александровский М. И. Иван Великий: Рукопись. М., 1936 // ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
[14] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[15] Истомин Г. Ивановская колокольня и церкви при ней. М., 1893. С. 10.
[16] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 323-325.
[17] Каталог архивов. Вып. 3. С. 156-157, 164.
[18] И. Л. Село Николо-Гостунское с его древностями // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. 1861. Кн. 4. С. 187-198 (Паг. 5-я).
Список сокращений
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 24-25
Церковь Николая Чудотворца "Гостунского". Находится в широкой части соборной колокольни наверху. Прежде была отдельным храмом, который стоял против южных окон Малого Николаевского Дворца. Деревянная была построена около 1477 года Великою Княгинею Софьей Фоминичной, которая выхлопотала для церкви у жены хана Ахмата место, где опять находилось татарское подворье. В 1506 году построен был каменный храм, в который был перенесен образ Николая Чудотворца из села Гостуни (Лихвинского уезда Калужской губернии). В 1816 году храм был разобран, а его святыни перенесены в здание соборной колокольни.
 
Всего текстов: 2
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Апсида"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Александро-Ошевенский монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет