Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 
Российская Федерация
Москва
 Кремль
версия для печати

Часовня Великого Совета Ангел у Спасских ворот

Часовня Спаса Всемилостивого у Спасских ворот
       
Тексты
 
Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 101-104
Часовня Великого Совета Ангел по правую, северную, сторону Спасских ворот Кремля
Красная площадь
"Фроловская, называющаяся с 1658 г. Спасской, башня построена П.-А. Солари в 1491 г., была главной парадной башней Кремля. В 1624-1625 гг. получила ярусную надстройку с шатровым завершением, арх. Х. Галовей и Б. Огурцов. В 1625 г. на ней установлены часы; ныне существующие поставлены в 1825 г. братьями Н. и П. Бутеноп"[1].
"Спасские ворота построены в самом сердце Москвы, одною стороною к Лобному месту и Красной площади, другою - в Кремль. Тут проезжали и проходили наши цари, выступая против врагов, и ныне въезжают цари для священных коронаций. События бедственных годин и счастливых - все это напоминают нам Спасские ворота. Кто без благоговейного чувства смотрит на эти ворота, на башню, красноречивую свидетельницу многих веков жизни России, тот не знает нашей истории.
Ворота эти именовались прежде Фроловскими по церкви Фрола и Лавра, бывшей подле них, где также находилось много других церквей и зданий, совершенно заслонявших вход в Кремль. Иоанн III велел очистить место близ ворот на пространстве 109 сажен от стены, и церковь Фрола и Лавра была разобрана в числе прочих. В 1521 г. во время нашествия Махмет-Гирея, по свидетельству стольника Лызова, занесенному в Минею, слепая инокиня Вознесенского монастыря имела видение: при колокольном звоне шли из Кремля Фроловскими воротами почивающие святители и несли Владимирскую икону Богоматери. Навстречу им из Китай-города вышли преподобные: Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и спросили святителей - куда они идут? Святители ответили, что Господь повелел им уйти из града сего и взять икону Его Матери, потому что люди презрели страх Божий и о заповедях Его вознерадели; за это Он предает землю русскою иноплеменникам и язычникам. Преподобные стали просить Святителей помолиться милосердному Богу о прощении грешных. Святители вняли их мольбе, вознесли вместе с ними молитву Всевышнему и потому воротились в Кремль. В предвратной иконе Спасителя действительно изображены преподобные в молитвенном положении у ног Богочеловека. В руке Спасителя имеется раскрытое Евангелие с надписью: "Рече Господь ко пришедшим к нему иудеом: Аз есмь дверь".
В 1645 г. принесен был из Вятки образ Нерукотворного Спаса. Пронесенный крестным ходом через Фроловские ворота, образ был поставлен в Успенском соборе. Через три года он был перенесен с торжеством через Фроловские ворота в Новоспасский монастырь, и указом от 16 апреля 1648 г. повелено было впредь на вечные времена ходить этими воротами с непокрытой головой. На них был поставлен образ Спасителя в золотой ризе и ворота переименовали в Спасские. За хождение чрез них в шапках виновные должны были публично класть 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе Кремля. Указом 9 января 1654 г. запрещено въезжать на лошадях в Кремль: их оставляли у Спасских ворот.
В 1654 г. установлено, чтобы Патриарх во время шествия в неделю Ваий всходил на Спасскую башню, освящал там воду и кропил ею Кремлевские стены. Затем сюда же, до времен Петра I, выносили ящик, в который опускались челобитные на имя царя. Петр же выписал для них из Голландии боевые часы и велел поставить в башне над воротами (часы были переделаны русским часовщиком Екимом Горловым, с колокольною музыкою в 33 колокола). При Петре башня была измерена. По "Описной книге" 1701 г. в ней оказалось вышины 29,5 сажен, а именно от земли до перил 13,5, от перил до шатра 10, от шатра до орла 5,5; длины 6,6 сажен, ширины 6,5.
Большой образ Спасителя находится над воротами с наружной стороны их. Под ним сохраняется надпись, сделанная при Иоанне Васильевиче III на латинском языке: "Иоанн Васильевич Божиею милостию великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь в лето тридцатое государствования своего велел построить сию башню, а строил ее Петр Антоний Селарий Медиоланский в лето воплощения Господня 1491".
В Спасские ворота искони бывали все торжественные и церковные ходы. В XVI и XVII вв. из двенадцати крестных ходов в году девять проходили Спасскими воротами, ныне (в 1910 г. - П. П.) из 13 крестных ходов - 8 проходят ими. Здесь же в минувшие столетия совершался ход Патриарха в день Вербного воскресения в Покровский собор, причем царь вел патриархова осла, на котором тот сидел.
Обычай снимать шапки, установленный указом Алексея Михайловича, по-видимому, был им только закреплен, но существовал и ранее, так как еще Фроловские ворота почитались народом самыми священными в Кремле. Царь только узаконил указом народный обычай.
Как бы там ни было, но Спасские ворота останутся для русского человека священными, доколе будет стоять земля русская, православная!
В 1812 г., когда Наполеон хотел взорвать на воздух Кремль, был сделан подкоп и под Спасские ворота. Но огонь не дошел еще по подходу к фитилю, как пролился сильнейший дождь и погасил фитиль. Так сохранилась эта достопамятность от разрушения ее иноплеменными.
...Да, именно можно сказать вместе с поэтом:
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот![2].
Часовня Великого Совета Ангел по правую сторону Спасских ворот "принадлежала собору Покрова на Рву"[4].
"Построена каменной в 1802 г."[5] "в стиле ампир"[6]. "Часовни при Спасской башне выстроены в 1802 г. по сторонам воротной арки в классическом стиле. В 1866 г. классическая обработка башни была удалена, а часовни выстроены новые уже по сторонам самой башни. Главной иконой часовни Великого Совета Ангел был образ Христа Спасителя, снятый со Спасских ворот, над которыми он был впервые написан в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска в Московское государство"[7]. На этой иконе к стопам Спасителя и припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
"Иконостас часовни обновлен в 1902 г."[10].
При взятии Кремля в 1917 г. пострадали и Спасские ворота. "Спасская башня пробита и расстреляна. Знаменитые часы с музыкальным боем разбиты и остановились. Остановилась стрелка часов в ту роковую минуту, когда ворвался тяжелый снаряд в стены Кремля и наложил несмываемое пятно крови и позора на это священное сердце Москвы. Спасские ворота доныне были освящены святым обычаем, когда всякий проходящий чрез эти св. ворота, даже иноверцы, с чувством благоговения обнажали свои головы. Теперь там стоит вооруженная стража с папиросами, ругается с прохожими и между собой площадной руганью"[3].
В музеях и репродукциях можно еще встретить изображения различных шествий на Красной площади в 1920-е гг., на которых позади ликующей публики виднеются обескрещенные часовни по сторонам Спасской башни. Они были, однако, снесены "в 1925 г."[7].
Ныне на месте часовни Великого Совета Ангел по правую сторону Спасских ворот пусто. В 1960-е гг. существовала еще возможность посетителям проходить в Кремль через эти ворота; теперь здесь разрешен только проезд правительственных автомашин, а пешие паломники проходят в Кремль через Кутафью и Боровицкую башни.
 
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 426.
[2] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 113-121.
[3] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 22.
[4] Александровский, список часовен, № 2.
[5] Александровский М. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27-28.
[6] Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912. Ч. 1. С. 147 (изображение часовен до перестройки 1866 г.).
[7] Рукопись Александровского, № XVII.
[8] Список Бахима, № 2.
[9] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 (фото Спасской башни с двумя часовнями).
[10] Кузнецов О. И. Иконы Всемилостивого Спаса и Покрова Божией Матери над Кремлевскими Спасскими воротами в Москве; часовни Спасителя и Смоленской Божией Матери у этих ворот. М., 1904. 11 с.
[11] Белянкин П. Историческая записка о Фроловских, что ныне Спасские, Кремлевских воротах. М., 1872. 45 с.
[12] Иоанн (Ковалевский), свящ. Кремлевские Спасские ворота. М., 1889. 38 с.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314.
[14] Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 89-91.
[15] Чекмарев В. Английские мастера на службе Михаила Феодоровича // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 9. С. 19-21.
[16] Козлов В. На переломе: московская старина в 1925-1926 гг. // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 9. С. 25-26.
[17] Мокеев Г. Священный мемориал // Домострой. 1991. 15 янв.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 27-28
Часовня "Великого Совета Ангела". Часовня Покровского собора, находящаяся у Спасских ворот с северной стороны. Главная икона - Христа Спасителя. Она представляет собою список с той, которая изображена на самой стене над воротами. Ворота и башня построены в 1491 году архитектором Петром Антонием Солярием, в отличие от которого строитель Китайской стены назывался Петроком Малым. Высокий нарядный верх над башней в полуготическом, полурусском вкусе возведен в 1626 году архитектором Христофором Галовеем. В 1658 году 16 апреля состоялся указ о снимания шапок в Спасских воротах. Образ Спасителя впервые написан над воротами в 1514 году по повелению В. К. Василия III по поводу возвращения Смоленска в. Московское государство. Спаситель изображен с припадшими к Его ногам Преподобным Сергием и Варлаамом Хутынским. Сначала причт Покровского собора совершал молебствия перед этой иконой на открытом воздухе, потом была построена деревянная часовня. В 1802 году часовня стала каменной, в 1821 году перестроена, в 1866 вновь перестроена и получила нынешний вид. Замечателен подсвечник в часовне. Его верхняя чаша сделана из серебряной лампады, которую в 1638 году пожертвовал царь Михаил Феодорович в Покровский собор.
 
Всего текстов: 2
 
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Композитный ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Черевково"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет