версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2329

Церковь Власия, епископа Севастийского, что в Старой Конюшенной слободе

Церковь Преображения Господня, что в Старой Конюшенной слободе
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 328-331
Церковь Священномученика Власия в старой Конюшенной
Гагаринский пер., ныне ул. Рылеева, 20, угол Б. Власьевского пер., 8
"Б. и М. Власьевские переулки названы в XVIII в. по стоявшей здесь с XVII в. церкви св. Власия"[7].
По-видимому, церковь стояла здесь гораздо ранее, с XVI в., а может быть, и еще раньше. О почитании св. Власия С. В. Максимов пишет: "При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась св. влкм. Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека, еще с тех первоначальных времен, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался к языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы св. Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах (в Вологде, Костроме и др.). Там же, где власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и проч.), они служат лишь мерилом и показателем постепенного роста городского населения"[8].
"В 1625 г. церковь на этом месте значится как "церковь св. Власия на Козьем болоте"[3].
"Существовала до Романовых, так как получала ругу. 11 августа 1644 г. выдана благословенная грамота на 4 придела: Преображенский, Казанский, Власьевский и Никольский. От выстроенного тогда храма сохранился только главный четверик. Переделки его относятся к концу XVII в. Алтарь переложен в начале XIX в. В XIX в. же сделано большое полукруглое окно в северной стене. В конце XIX в. сделана южная пристройка для хозяйственных нужд. С 1645 г. главный престол был Преображенский, остальные три, вероятно, помещались в трапезной. На месте Никольского, на правой стороне трапезной, сломанного в 1735 г., в 1755-м устроен придел Иоанна Воина, также впоследствии упраздненный. После наполеоновского нашествия храм был обновлен и вновь освящен 2 февраля 1815 г. В 1868-1872 гг. на средства Куманина выстроена новая трапезная с приделами Казанским и Власьевским, причем в иконостасах сделаны серебряные царские врата. Около 1880 г. в главной церкви установлен иконостас по рисунку архитектора Каминского.
В 1921 г. в правой пристройке ко главной церкви устроен придел Серафима Саровского по случаю упразднения домовой церкви того же имени в доме № 28 по Сивцеву Вражку, оттуда была перенесена и вся обстановка"[2].
В связи с особенным почитанием в храме св. Серафима интересен рассказ замечательного русского духовидца Даниила Андреева (сына писателя Леонида Андреева), который получил здесь одно из путеводительных откровений-видений в своей жизни. Лично глубоко православный человек, он, однако, описывает его в своей книге "Роза мира", употребляя своеобразные понятия созданной им самим духовидческой системы, не во всем совпадающей с учением Православной Церкви: "В ноябре 1938 г. я случайно - именно совершенно случайно - зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо. И, по правде сказать, мне не очень важно, как знатоки всякого рода экстазов и восхищений назовут и в какой раздел отнесут происшедшее вслед за этим. Содержанием же этих минут был подъем в Небесную Россию, переживание Синклита ее просветленных, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся из того средоточия, которое справедливо и точно именовать Небесным Кремлем. Великий дух, когда-то прошедший по нашей земле в облике Серафима Саровского, а теперь - один из ярчайших светильников русского Синклита, приблизился и склонился ко мне, укрыв меня, словно эпитрахилью, шаром струящихся лучей света и ласкового тепла. В продолжение почти целого года, пока эту церковь не закрыли, я ходил каждый понедельник к акафистам преподобному Серафиму и - удивительно! - переживал это состояние каждый раз снова и снова с неослабевающей силой"[5].
(Следовательно, церковь Власия закрыта около 1939 г. - П. П.)
В 1966 г. М. Л. Богоявленский так описывал ее состояние: "Храм обезглавлен, на колокольне вместо крыши обрывки толя, штукатурка местами облезла. Вид грязный, неряшливый. На колокольне и барабане храма поставлены антенны. Ограда уничтожена, рядом построены сараи, местами деревянный забор. Внутри помещаются мастерские соседней школы".
С 1976 г. мастерские выселены и начата медленная реставрация, которую предполагалось сначала завершить к 1980-му, потом к 1982 г., но и в 1983 г. она еще была далека от окончания.
В 1982 г. в альманахе "Памятники Отечества" № 5 появилась заметка об этой реставрации: "...церковь и примыкающий к ней небольшой двухэтажный домик были старым московским приходом, обозначенным XVIII в., что само по себе относило их в разряд памятников. Более того, в 30-е гг. при обследовании строений выяснилось, что в церкви сохранились фрагменты постройки XVI в. (в основном - восточная стена главного храма, на которой держался иконостас. - П. П.). В войну 1812 г. и дом, и церковь горели, потом были отстроены заново и дожили до наших дней.
До некоторых пор памятник не привлекал внимания арендаторов. Может, быть, поэтому единый ансамбль расчленили, отдав дом Художественному фонду РСФСР, а церковь - Росконцерту. Весной 1981 г. у церкви наконец появился прямой хозяин - Русский народный оркестр "Боян". В воскресные дни участники оркестра помогали реставраторам; позже обратились за помощью к общественности, после чего к реставраторам явилось множество помощников.
У оркестра есть план, помимо творческой мастерской для себя, открыть в отремонтированном храме Дом народной музыки, выдвинутый его руководителем заслуженным артистом РСФСР А. И. Полетаевым. Ставится вопрос о передаче тому же арендатору и приходского дома, занятого ныне двумя художниками под мастерские..."[9].
На стенах были также открыты небольшие фрагменты древних росписей. К 1983 г. на колокольне восстановлена главка с крестом, сам храм вычинен до барабана главы. Стояли леса. Здание находится на государственной охране под № 496[10]. К 1990 г. храм отреставрирован и занят Русским народным оркестром "Боян" Росконцерта Министерства культуры РСФСР.
"18 марта 1992 г. возвращен верующим, настоятель о. Николай (Гостев)"[13].
 
[1] Александровский, № 125.
[2] Рукопись Александровского, № 265.
[3] Синодальный справочник.
[4] Путеводитель Машкова. С. 176.
[5] Андреев Д. Л. Роза мира. М., 1975 (ротапринт).
[6] Материалы... С. 603.
[7] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1980. С. 91.
[8] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 343-347.
[9] Памятники Отечества. 1982. № 1. С. 159-160.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 65.
[11] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.
[12] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 104-105.
[13] Мошечков С. Третья сила // Лит. Россия. 1992. 18 дек.
Список сокращений
Всего текстов: 1