версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2331

Церковь Воскресения Словущего на Арбате

Церковь Воскресения Словущего близ Арбатской площади; Церковь Филиппа Апостола на Арбате; Церковь Филиппа Апостола близ Арбатской площади
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 292-295
Церковь святого Апостола Филиппа (Воскресения Словущего) близ Арбатской площади
Филипповский, ныне Аксакова, пер., 20
До 1960-х гг. "переулок с XIX в. именовался по стоящей в нем церкви ап. Филиппа. Прежнее название - Иконный пер. - и было дано по находившейся здесь в XVII в. Иконной Слободе, в которой жили царские иконописцы"[8].
"Наименование говорит о том, что храм основан св. митр. Филиппом. В ружных книгах он не значится, вероятно, из-за того, что после польского лихолетья был восстановлен так поздно, что записей о руге было уже не найти. В 1657 г. церковь показана деревянной"[2].
"Древняя церковь на этом месте значится с 1635 г."[6].
Нынешняя "построена в 1688 г. стольником И. Косьминым"[13]. "Главный престол Воскресения Словущего, ранее был ап. Филиппа. Приделы: ап. Филиппа, северный, в первоначальной церкви был в честь св. Николая; Иерусалимской Богоматери, южный, 20 октября 1852 г. освящен в честь Евстафия Плакиды, переименован в начале XX в."[2].
"Первоначальное здание выстроено в 1688 г. От него сохранилась колокольня, а самый храм переделывался в 1818, 1849 и 1851 гг."[3].
"Церковь Филипповскую у Арбатских ворот в 1817 г. консисторией, как неисправленную, определено разобрать с расписанием прихода к другим церквам, по утверждению преосвященного, а материал передать на ограду в Зачатьевский монастырь. Но преосвященный ломку церкви приостановил. Впоследствии храм был обращен в Иерусалимское подворье"[4].
"Иерусалимское патриаршее подворье учреждено в 1817 г. при церкви ап. Филиппа. К 1907 г. при нем: архимандрит и два иеродиакона"[5].
"Первое упоминание о Филипповском храме на Арбате находится в древнем предании о деревянном храме при загородном доме св. Филиппа митрополита Московского. В середине XIX в. в стене церкви была найдена частично сохранившаяся надпись на доске: "В лето 7196 (1688 по нов. ст. - П. П.)... создася сия святая апостольская церковь апостола Филиппа, а в приделе святителя великого чудотворца Николая, в вечное поминовение построил по себе и по родителях своих... Иван Косьмин... патриархом Иоакимом освящена 7196 (1688 по Р. Хр. - П. П.) ноября 2 дня". Иван Косьмин на месте деревянной церкви построил каменную.
Правый придел построен в 1852 г. и освящен 20 сент. того же года митр. Филаретом; нельзя не отметить его особенность - освящен он одновременно во имя Иерусалимской Богоматери и св. Николая. С постройкой правого придела храм получил крестообразную форму во образ Креста Господня. В 1877 г. храм был вновь освящен после ремонта еп. Можайским Игнатием. В 1878 г. в Филипповском приделе сооружена сень наподобие Иерусалимской кувуклии над плащаницей, во образ Гроба Господня - плащаница лежала под нею круглый год. В правом приделе и по сей день также под резной сенью стоит Распятие-Голгофа. Таким образом, церковь подворья Иерусалимской Патриархии имела некоторые черты сходства с иерусалимским храмом Воскресения.
В главном алтаре ныне находится "Гефсиманская" икона Богоматери - благословение патриарха Иерофея; икона "Скоропослушница" прислана с Афона. Есть еще несколько редких образов: "Ахтырская" Богоматерь - самая древняя икона в храме (это одна из 5 известных копий с этой чудотворной иконы), "Страстная", "Млекопитательница", св. Афанасий и Кирилл (последняя - из закрытой церкви этих святителей, стоящей по соседству. - П. П.).
В связи с посвящением храма Воскресению Словущему здесь существует обычай отмечать престольный праздник пасхальным богослужением. Только раз в году в дни Светлого Воскресения пасхальные песнопения раздаются под сводами православных храмов. И дважды в год раздаются они в бывшем Иерусалимском подворье в отличие от всех других православных церквей, где их поют лишь раз во дни Св. Пасхи. Неизвестно, как возник этот обычай, - считается, что он принесен в Москву посланцами Гроба Господня. В наши дни в Иерусалиме празднование обновления Храма является рядовым - тем необычнее видеть сохранение древнего обычая в русском храме. За последние 10-15 лет эту особенность восприняли и другие московские Воскресенские храмы"[15].
С юга в трапезной храма сохранилась вмурованная в стену у свечного ящика доска с надписью на русском и греческом языках: "Сей святой храм возобновлен, расписан и благоукрашен в год спасения 1900-1902 при настоятеле архимандрите святого Гроба Афанасии иждивением благочестивых жертвователей". Вероятно, около того же времени появились живописные воротца по переулку, отсутствующие на фотографии Найденова 1881 г.
"Иерусалимское подворье было закрыто в 1920-е гг."[12]. Храм не закрывался. На колокольне остался один маленький колокол, но в него не звонят; остальные колокола изъяты и пропали. В храм была передана храмозданная доска XIX в. из ближайшей закрытой церкви Афанасия и Кирилла, найденная в 1965 г. Церковь ап. Филиппа содержится благолепно, время от времени проводится внешний ремонт. Состоит под государственной охраной под № 600[9].
"19 ноября 1989 г. при храме вновь открыто подворье Иерусалимского Патриархата, настоятелем назначен архимандрит Феофилакт (Георгиадис)"[12].
Рядом стоит дом церковного причта (№ 18), выстроенный в 1905 г. архитектором Г. П. Евлановым[14].
 
[1] Александровский, № 140.
[2] Рукопись Александровского, № 186.
[3] Путеводитель Машкова. С. 177.
[4] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1870. Ч. 3. Кн. 2.
[5] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 432.
[6] Материалы. С. 650.
[7] Иерусалимское патриаршее подворье у Арбатских ворот в Москве. М., 1881. 32 с.
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 311.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 35.
[10] Богословский Т. Иерусалимская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 3. С. 64.
[11] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 206.
[12] Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4. С. 4.
[13] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 155.
[14] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 25.
[15] Овсянников В. Храм Воскресения Словущего в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 11. С. 60-63.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 22.
[17] Клименко М. Иерусалимское подворье в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 5. С. 56-59.
[18] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 105-106.
Список сокращений
Всего текстов: 1