версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2344

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, что в Барашах

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 379-381
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
Введенский, ныне Подсосенский, пер., 2, угол Барашевского пер., 8
"Переулок назван в 1922 г. по древнему урочищу "под сосенками", здесь находившемуся и известному с 1476 г. по названию церкви "Введения под сосенками". Прежнее название - Введенский - было дано в XVII в. по этой церкви"[8].
"Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку, где стоит здание бывшей церкви Введения, "что в Барашах". Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие, так сказать, армейскими квартирмейстерами. В одной из грамот 1615 г., посланных в Пермь, в которой предписывалось отыскать и привести в Москву ушедших из разоренной после польско-литовской интервенции Москвы тяглецов Барашевской слободы, писалось о барашах: "... служат они нашу шатерную службу в наших походах". Возможно, однако, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих.
В Барашевской слободе, как и во многих других московских слободах, были построены свои приходские церкви: Воскресенская на углу с Покровской (ул. Чернышевского, 26) и Введенская, о которой сохранились сведения, что в 1660-х гг. при ней работала начальная школа, устроенная местным священником И. Фокиным на свои средства. Существующее великолепное здание в стиле нарышкинского барокко построено между 1688 и 1701 гг."[12].
"Первоначально главная церковь построена в 1647 г., а приделы в 1653 и 1668 гг. Нынешний храм 1701 г. Обновление было в 1869 г."[1].
"Церковь Введения в Барашах "под сосенками" построена в 1698-1701 гг."[4].
"Храм и трапезная построены в 1701 г., колокольня XVIII в."[5].
"Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи под Сосною. В 1620 г. она уже названа Введенской, но была деревянная. При ней была придельная церковь Лонгина Сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода, - в день Лонгина, 16 октября на обедне в Барашах присутствовали сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.), здесь же стояли и особые государевы хоромы. О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч кирпича жженого. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г.
В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М. М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. На западной стене главного храма было замечательное изображение Введения XVIII в., записанное. Приделы имели иконостасы 1815 г. работы М. М. Казакова. Колокольня 1740-х гг."[2].
"Убранство одноглавого храма Введения "в Барашах" 1701 г. достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей - карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня "восьмериком" весьма характерна для этого времени"[6].
По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г., когда ему было 11 лет. Воскресенский храм к тому времени уже не действовал. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику.
"В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики "Руссолент". Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения"[16].
Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся:
"Страсти", кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: "Моление о чаше", "Христос перед Пилатом", "Христос перед народом", "Бичевание Христа", "Возложение тернового венца", "Несение креста", "Пригвождение ко кресту", "Распятие", "Снятие со креста", "Положение во гроб".
Праздничный чин кон. XVII - нач. XVIII в.: "Благовещение", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскресение", "Вход во Иерусалим"[9].
"Икона 1713 г. "Богоматерь - умягчение злых сердец" 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ "Новодевичий монастырь"[11].
В 1968 г. М. Л. Богоявленский записывал: "В настоящее время в храме помещается завод электроизделий № 2. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими надстройками - лестницами, трубами разного размера и т.п. Стены закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась. Вид зданий грязный, неряшливый, он окружен высоким деревянным забором. Та же женщина, что рассказывала о храме Воскресения в Барашах, говорила и про церковь Введения. В подвале ее сохранились могилы, на надгробных плитах остались надписи. В 1948 г. пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них - золотые кресты, а на головах - золотые короны. Тут же приехали из НКВД люди и забрали все золотые вещи". В 1977 г. завод начали выводить, окончательно он переехал к 1979 г. Ныне внутри помещается цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК). Тронувшаяся и заглохшая в начале 1970-х гг. реставрация здания была возобновлена: к 1983 г. на колокольне уже водружен крест, стоят леса и на храме; вновь установлены главки приделов. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что абсиды храма далеко выступают за красную линию. Здание стоит на государственной охране с оградой и воротами начала XIX в. под № 123[10].
К 1990 г. реставрация завершена.
 
[1] Александровский, № 193.
[2] Рукопись Александровского, № 79.
[3] Список Бахима, № 110.
[4] Сытин. С. 438.
[5] Путеводитель Машкова. С. 174.
[6] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 102.
[7] Материалы. С. 630.
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 238.
[9] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 455, 456.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 29.
[11] Русские мастера живописи и гравюры XVI-XVIII вв. М., 1989. № 33.
[12] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 254.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 580.
[14] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 268-269.
[15] Воспоминания о московской Введенской церкви в Барашах и ее приходе с 1811 по 1881 год старожила прихожанина Н. П. Андронова. М., 1881.
[16] Козлов В. Чудом спасенные // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 16.
Список сокращений
Всего текстов: 1