версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2382

Церковь Троицы Живоначальной при богадельне им. М. С. Мухановой

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 419-422
Церковь Живоначальной Троицы в богадельне имени М. С. Мухановой
Мертвый, ныне пер. Н. Островского, 3
"Род Мухановых произошел из Польши и весьма древний. Еще в царствование Феодора Иоанновича один из предков Мухановых пожалован был имением в Рязанской губернии. Отец М. С. Мухановой обер-шталмейстер двора их императорских величеств Сергей Ильич был прихожанином церкви Успения на Могильцах с 1822 г. Муханов служил при трех царях: Павле Петровиче, Александре Павловиче и Николае Павловиче и пользовался особенным их расположением, особенно близок был к императрице Марии Феодоровне, - он был поверенным во всех делах ее (Записки М. С. Мухановой). Умер Муханов в 1842 г.
Мария Сергеевна Муханова родилась в начале XIX столетия. Происходя из древней, знатной и богатой, но вместе и благочестивой семьи, она с самых юных лет щедро была одарена Создателем и внутренними высокими качествами: душою возвышенною и пламенною, но вместе кроткою, восприимчивою ко всему благородному и прекрасному. Тщательное воспитание и многостороннее образование, проникнутое религиозными нравственными началами, возвысили, освятили, облагородили ее естественные дары.
В ранней молодости Господь посетил ее тяжкою болезнию, объявшею все существо ее. Болезнь прошла, как и все на земле, но, оправившись от болезни и сохранивши о ней воспоминание, она взглянула на жизнь уже не в призме житейских образов и земных удовольствий, радостей и надежд, а в свете евангельском, поняла глубоко, что земля не рай, а тернистый путь к раю небесному, открытый крестом Христовым, и что только со Христом можно достигнуть рая сладости.
Где же искать Христа? Вот великий вопрос, который тогда возник в душе ее. "Пойду в тюрьму", был первый ответ души на этот вопрос. И пошла, и нашла там Христа страждущего, посетила Его и внесла отраду словом и делом в обитель скорби, и вынесла из нее свет в душе, святую радость в сердце, дела любви в воле, направившие ее последующую жизнь. Направление ее было так твердо и решительно, что она дала обет всякий день сделать какое-нибудь добро. И затеплилась в душе ее новая жизнь, тихая, мирная, светлая.
Она не удалилась от так называемого света, с живым и решительным участием относилась ко всему, что видела в нем доброго, но от суеты светской держала себя далеко. В семейный круг ее, из которого она редко выходила, приняты были только избранные члены столичного общества, выходившие из ряда умом, честностию и другими достоинствами. Пользуясь почтительною любовью всех близких к ней, она, как цвет в долине, разливала вокруг себя благоухание чистоты. Строгий порядок в доме и в жизни, однажды заведенный, соблюдался всегда. Утром дома, до 11 часов - занятия духовные: молитва и назидательное чтение, затем распоряжения по дому; остальное за тем время делилось с другими к взаимному назиданию. Она читала много, но с большим выбором, - не убивала время бесплодным чтением. Оттого познания ее были обширны и разнообразны, но при их разнообразии вера ее была всегда непоколебимо тверда и чиста и молитва ее ничего земного не искала, а искала только благодати Божией.
Так устроилась ее жизнь. Это был второй период ее! Но, после мирных посещений, Господу угодно было рабу свою повергнуть в горнило искушений. Трех сестер ее, составлявших для нее все, что могло привязывать ее к земле, Господь взял одну за другою, двух в одну неделю: она осталась на земле одинокою, яко птица, особящаяся на кровле, смирилась, покорилась Воле, управляющей вселенною, хотела одолеть скорбь, удержать слезы и стенания, подавить тяжкую тугу сердечную усиленною деятельностью и работою над собою и внутри себя. Но не вынесла, - надломила все свои силы, тяжкая болезнь охватила и тело ее и душу. Высокие идеалы святости, прежде ею созданные, сохранились в душе ее, но при сравнении себя с ними она увидала между собою и ими непроходимую бездну, и это составляло для нее самое тяжкое страдание. Однако же и среди сих тяжких страданий Господь не оставлял ее без подкрепления и утешения.
Однажды страдания ее душевные и телесные усилились до крайней степени; всегда терпеливая и сдержанная при страданиях, в этот раз она выразила чувство страдания громким и многократным повторением молитвы: Господи, помилуй! Окружающие ее, видя опасность положения больной, послали для напутствия ее Св. Тайнами. Это было после полуночи, между тем вопль молитвенный был услышан с неба: больную и комнату, в которой она находилась, осеял свет и при этом все боли мгновенно прекратились, больная во всем существе своем ощущала что-то радостное. В другое время, когда она сокрушалась о грехах своих и молилась, чтобы Господь послал ей, для утешения, отца ее, которого она особенно глубоко чтила, - по молитве ее, отец предстал ей в белом длинном облачении и молча, в глазах ее, разодрал написанную хартию.
Духовник ее был протоиерей церкви во имя Черниговских Чудотворцев Иоанн Николаевич Рождественский; из надгробной его проповеди заимствовано и описание жизни ее.
Так страдала почти всю жизнь раба Божия Мария, болезнь и страдания ее не прекращались до самого конца жизни. Но кончину Господь послал ей самую мирную и спокойную и уже в летах самых преклонных, за пределами которых один только труд и болезнь; при самой кончине Господь явил ей неизреченное милосердие свое: три раза сподобилась она вкусить от божественной трапезы, в залог вечного союза с Иисусом Христом, к Которому так рвалась душа ее. Она умерла 12 декабря 1882 г. 79 лет. Тело ее погребено в Троице-Сергиевой лавре"[6].
Таково было жизнеописание одной из многого сонма московских благотворительниц: мы остановились на ней подробнее, чтобы противопоставить хотя бы одно живое свидетельство волне клеветы, плескавшей в лицо русского дворянства в XX в. (П. П.).
"В первый раз в приходе церкви Успения на Могильцах открылась домовая церковь уже в 1833 г., в доме обер-шталмейстера Сергея Ильича Муханова. В сем 1833 г. Муханов подал прошение Московскому митрополиту Филарету о разрешении ему, вследствие болезненного его состояния, устроить в доме своем домовую церковь во имя Живоначальной Троицы, и указом Святейшего Синода от 25 января того же 1833 г. это разрешение было ему дано, но с тем, чтобы служение в оной церкви отправляемо было приходскими священнослужителями, а по кончине его, Муханова, церковь сию - упразднить и всю находившуюся в ней утварь взять в приходскую церковь. Муханов умер 20 марта 1842 г. Впрочем, со смертию его не прекратилось существование сей церкви. Вдова покойного, двора его императорского величества статс-дама Варвара Дмитриевна Муханова опять подала прошение к тому же митрополиту Филарету о продолжении существования сей церкви, - и указом Святейшего Синода от 30 ноября того же 1842 г. существование сей домовой церкви разрешено продолжить до кончины как упомянутой статс-дамы Мухановой, так и дочерей ее, двора ее императорского величества фрейлин: Марии, Анны, Елизаветы и Екатерины Сергеевен Мухановых, из уважения к их слабому здоровью, воспрещающему им быть при богослужении в приходской церкви.
В 1882 г., декабря 19 дня, умерла последняя из сих дочерей покойного Муханова - Мария Сергеевна Муханова, отказавшая, по оставленному ею духовному завещанию, весь дом свой для устройства в нем богадельни. Вследствие такого назначения дома ее, по устроении в нем богадельни, душеприказчиками Мухановой, князем Александром Алексеевичем Щербатовым и генерал-лейтенантом Александром Семеновичем Унковским, испрошено было у Московского митрополита Иоанникия разрешение находящуюся в богадельне домовую церковь опять оставить для совершения в ней богослужения для призреваемых.
В 1893 г. богадельня эта, с Высочайшего соизволения и разрешения Святейшего Синода от 2 июня сего года, перешла во владение церковно-приходского попечительства при Успенской церкви на Могильцах, и существование домовой церкви при богадельне навсегда упрочено и утверждено Святейшим Синодом в выданном для сей богадельни уставе; для совершения же богослужения в оной церкви этим же уставом предоставлено право членам совета богадельни приглашать особого священника.
Домовая сия церковь устроена в виде палаты, длиною 5 сажен, шириною 3 сажени. Утварью снабжена достаточно. Замечателен иконостас в сей церкви; он пожертвован обер-шталмейстеру Сергею Ильичу Муханову покойным императором Александром Павловичем и находился в походной его церкви. Местные иконы в этом иконостасе итальянской живописи и написаны на полотне"[6].
"По преданию, иконостас домовой церкви был взят из походного храма Александра I с иконами работы Боровиковского. После закрытия богадельни при революции иконостас передан в Исторический музей"[2].
"В 1895 г. в престарелых годах скончалась Параскева Алексеевна Муханова, дочь действительного тайного советника, одна из известных благотворительниц. По духовному завещанию пожертвовала: 50 000 руб. на устройство бесплатных кроватей ее имени и на нужды Мариинской больницы, строителем которой был ее родитель, почетный опекун Алексей Ильич Муханов; 50 000 руб. московской духовной семинарии, из них 25 000 на нужды воспитанников, а проценты с остальных 25 000 руб. на выдачу пособий тем воспитанникам, которые будут отправлены в высшие учебные заведения; 50 000 руб. московской духовной академии на учреждение стипендий ее имени; 20 000 руб. глазной больнице на учреждение бесплатных кроватей ее имени; 20 000 руб. Филаретовскому епархиальному училищу на стипендии; 20 000 руб. общине "Утоли моя печали"; 20 000 руб. Братолюбивому обществу распространения духовно-нравственных книг. Значительные суммы отданы обителям и церквам"[3].
"На ул. Кропоткинской, 13 (дом не сохранился) с 1818 г. владение принадлежало княгине Е. С. Шаховской; третья дочь ее, невеста Муханова, была постоянной посредницей между Москвой и ссыльными декабристами"[4]. "Петр Александрович Муханов, автор нескольких статей по военной истории, декабрист, умер в ссылке в Иркутске в 1854 г."[5].
Дом богадельни разрушен, на его месте в 1960-е гг. выстроено здание, где ныне помещается детский сад № 936 Ленинского района.
 
[1] Александровский, № 344.
[2] Рукопись Александровского, № 814.
[3] Московские церковные ведомости. 1895. № 4.
[4] Сытин. С. 384.
[5] Настольный энциклопедический словарь Гранат. СПб., 1903.
[6] Ловцев Ф. М. Исторические сведения о церкви Успения Богородицы, что на Могильцах. М., 1899. С. 51-52, 118-122.
[7] Каталог архивов. Вып. 5. С. 187.
[8] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 41.
Список сокращений
Всего текстов: 1