версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2403

Церковь Пимена Великого, что в Старых Воротниках

Церковь Троицы Живоначальной, что в Старых Воротниках, Церковь Пимена Старого
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 456-458
Церковь Преподобного Пимена в Старых Воротниках
Воротниковский пер., 5, угол Пименовского, с 1922 г. Старопименовского, а ныне генерала Медведева ул., 9
"Редкое "во-имя" храма объясняется тем, что в день памяти преп. Пимена 27 августа 1382 г. в Москве "отворили врата градныя" Тохтамышу, и он сжег город.
Воротники, охранявшие городские ворота, жили тогда еще близ его стен. В 1493 г. церковь Пимена перенесена на нынешнее место. В 1657 г. была деревянной. Каменная выстроена в 1681-1682 гг. и освящена 28 октября 1682 г. Патриархом. Главный храм был во имя св. Троицы. Тогда же построена отдельно стоявшая шатровая колокольня. Обновление было в 1689 г. после пожара. В 1743 г. выстроена новая трапезная, куда перенесли Пименовский придел. Нынешнее здание на месте прежнего выстроено в два приема. В 1825 г. была готова теплая трапезная с приделами преп. Пимена и Всех скорбящих радости - последний освящен 7 сентября. Главная церковь перестраивалась с 1848 г., освящена 20 сентября 1859 г. 18 января 1859 г. освящен и новый престол преп. Сергия. Архитектором был А. Г. Григорьев. Храм обновлялся в 1893-1899 гг., сделана новая стенопись"[2].
"При храме приходское попечительство и богадельня"[6].
С церковью Пимена Великого, "Пимена, патрона всех историков", связан очерк М. Цветаевой "У Старого Пимена" - о семье историка Иловайского, автора известного учебника русской истории для гимназий и многих научных трудов, замечательного патриота, издававшего газету "Кремль". К сожалению, очерк этот[10] крайне тенденциозен - и не в пользу Иловайского.
М. М. Сухман дает иное толкование прозвания храма, указывая, что "воротом" назывался щит для защиты орудийной прислуги, а "воротниками" те, кто его подымал перед выстрелом (ссылаясь на "Историю военного искусства" Разина и Новгородскую 4-ю летопись).
"Постановлением Моссовета опечатана церковь Пимена в Пименовском переулке. На колокольне церкви обнаружен самогонный аппарат, бочонок с закваской и пустая четверть с запахом самогонки. Церковный сторож Ф. М. Евдокимов сознался, что завод организован им. Отдел управления расторгает договор с группой верующих на церковь Пимена за несоблюдение верующими договора. Церковь будет приспособлена для культурных целей"[8].
"Постановлением отдела управления Моссовета опечатана церковь Пимена, находящаяся в Пименовском переулке" - сообщали 28 февраля 1923 г. "Известия ВЦИК". А 11 марта того же года они уже бодро докладывали:
"Президиум Краснопресненского райсовета помещение церкви Пимена в Пименовском переулке предоставил РКСМ под аудиторию".
В № 100 "Правды" от 8.V.1923 г. находим следующее описание, как была использована комсомольцами захваченная ими церковь Св. Пимена (в Москве):
"3-го мая Краснопресненский райком РКСМ созвал в ней конференцию..."
Церковь приняла, по словам газеты, следующий вид:
"...Портрет Либкнехта раздвинул образа в алтаре.
Спрятался за знаменами Пантелеймон-Целитель. Со стен кричат заголовками стенные газеты:
- Готовим смену!
- На обе лопатки святых!
Молчат угодники...
Шла бабушка мимо древняя... Смотрит - народ в церковь валом валит - верно, архиерей служит.
Зашла.
Парень из мандатной комиссии поглядел:
- Заходи, бабушка...
Комсомолец у входа убрал винтовку:
- Милости просим...
На пороге, перекрестясь, слушает..."
(Дальше передается отвратительное содержание кощунственных песен, использовавшихся в храме молодыми хулиганами)" (Цит. по: [11]).
Впоследствии, как явствует из воспоминаний Л. Лебединской "Зеленая лампа" (М.: Сов. писатель, 1965), ее обратили в комиссионный магазин. Разрушили же в 1932 г., но еще стояла колокольня - вскоре и ее разобрали[2].
"В феврале 1930 г. началась борьба за церковь преп. Пимена в Ст. Воротниках. Разумеется, что судьба позднего храма, построенного в 1820-1840-е гг., была предрешена, и вступаться за него просто не имело смысла. Реставраторов интересовала лишь колокольня XVII в. Первоначально ЦГРМ не возражали против ее сноса, а когда в 1931-1932 гг. колокольню все же причислили к первой категории, было уже поздно, и ее вместе с церковью разобрали"[15]. На их месте стоит 6-7-этажный жилой дом. "Жилой дом № 7/9 выстроен в 1932-1935 гг."[12].
 
[1] Александровский, № 369.
[2] Рукопись Александровского, № 30.
[3] Материалы. С. 618.
[4] Синодальный справочник.
[5] Сытин. С. 413-414.
[6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отдел I. С. 807, 858.
[7] Путеводитель Машкова. С. 192.
[8] Известия. 1923. 23 февраля; 2 и 22 марта.
[9] Токмаков И. Ф. Историко-археологическое и статистическое описание церкви Пимена Великого в Старых Воротниках. М., 1893. 43 с.
[10] Москва. 1966. № 7.
[11] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 90, 94-95.
[12] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 222.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313.
[14] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 170.
[15] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38.
Список сокращений
Всего текстов: 1