версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Костромская область/- Кострома, город/- Новые районыhttp://www.temples.ru/card.php?ID=3398

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Тексты
Всего текстов: 2
Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868, с. 91-102 (паг. 1-я)
Ипатиевский монастырь основан родоначальником фамилии Годуновых, татарским Мурзою Четом, в св. крещении Захариею, в 1330 году, на правом берегу реки Костромы, недалеко от впадения ее в реку Волгу, в 1/2 версты от г. Костромы с западной стороны; монастырь отделяется от города рекою Костромою. Захария построил монастырь Ипатиевский в благодарное воспоминание чудесного явления ему Божией Матери с Предвечным Младенцем и с предстоящими в молитвенном положении святыми апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудесное явление Чету последовало в то время, когда Чет, привлекаемый доброю славою Московского князя Иоанна Даниловича Калиты, оставив орду и веру отцов своих, ехал на службу к христианскому Государю и остановился близ Костромы для обычного роздыха.
История Ипатиевского монастыря разделяется на три, неравные между собою по числу лет, периода. К первому периоду относится все время от основания монастыря до прекращения его самостоятельного существования, или от 1330 до 1744 года. Этот период составляет время постепенного развития монастыря в нравственном и хозяйственном и время славы и величия в историческом отношениях. К концу этого периода Ипатиев монастырь занял видное и почетное место в отечественной истории. Ко второму периоду принадлежит время упразднения Ипатиевского монастыря, постепенного упадка его экономического состояния и перехода к безвестности. Этот период заключает в себе 91 год времени - от 1744 по 1835. Наконец, 3-й период обнимает собою историю возрождения Ипатиевского монастыря и возвращения ему заслуженного, но утраченного не по его вине, достоинства и самостоятельности. Этот период начинается с половины 1835 года.
Построив монастырь и снабдив его всем нужным, Захария не переставал благодетельствовать ему и после до конца своей жизни[1]. Многочисленные потомки его и между ними особенно род Годуновых были усердными почитателями и щедрыми вкладчиками Ипатиевского монастыря, особенно в конце XVI и в начале XVII века, Дмитрий и Борис Годуновы. Вследствие сего Ипатиевский монастырь имел полную возможность не только поддерживать прежние церковно-монастырские здания, но и созидать оные вновь и украшаться внутри и извне. И как по богатству церковно-монастырских зданий, так и по значительному количеству владеемых им деревень, земель и разных угодий, и, наконец, по данным ему в разное время правам и преимуществам, Ипатиевский монастырь сделался знаменитою обителью и в конце XVI века уже назывался великою Лаврою[2]. В первом периоде своего существования Ипатиевский монастырь находился постоянно в непосредственном ведении и управлении сначала митрополитов всероссийских, потом патриархов и наконец Св. Синода. В 1599 году царь Борис Феодорович Годунов учредил в Ипатиевском монастыре архимандрию, дозволив архимандритам сего монастыря священнодействовать в архиерейской шапке, с панагиею и на коврах. Во время патриархов архимандриты Ипатиевского монастыря были главными правителями не только всех монастырей, соборов и церквей Костромского края, но и некоторых монастырей других епархий, как то: Переяславского, Горицкого и Кирилло-Белоезерского; председательствовали на Десятильничем Дворе, производя суд и расправу со старостами поповскими. Вотчины ипатские освобождены были по царским грамотам от суда воеводского и волостельского, с известными ограничениями, а по грамотам патриаршим от надзора и суда патриарших десятильников.
Настоятели Ипатиевского монастыря были: а) с 1330 по 1599 год, т.е. в продолжение 269 лет, игумены; б) с 1599 по 1744 г., т.е. в течение 145 лет, архимандриты, а с сего времени, т.е. со времени учреждения Костромской епархии, Ипатиевский монастырь поступил в непосредственное заведывание Преосвященных епархиальных Архиереев. Кто был первым настоятелем Ипатиевского монастыря, об этом не сохранилось в монастырском архиве сведений. Известны только 5 игуменов, управлявших сим монастырем. Один из них (Феогност) был настоятелем Ипатиевского монастыря с 1445 года. Последний из игуменов сего монастыря был Варлаам, заведовавший монастырем по 1589 год. Настоятелей с саном архимандрита было 27. Некоторые из архимандритов Ипатиевского монастыря были советниками и членами Св. Синода в 1-й половине XVIII века. Первый епископ Костромской епархии, преосвященный Симон Тодорский, был из настоятелей Ипатиевского монастыря с званием члена Св. Синода, которое сохранено было за ним и по рукоположений его в епископа. Епархиальных епископов, управлявших Ипатиевским монастырем с 1744 по 1857 год, было 15.
Обитель Ипатиевская, как благочестивое знамение веры и любви к Богу Богопросвещенного Захарии, и как место, возлюбленное Богом, привлекала к себе многих благочестивых чтителей не только из бояр и вельмож, приближенных к престолу великих князей и царей Московских[3], но и самих благочестивых князей и царей. Так в 1382 г. великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, бывши в Костроме для набора войска против Тохтамыша, благоговейно посещал, с супругою и детьми своими, еще юную тогда обитель Ипатиевскую и в ней возносил теплые молитвы к Триипостасному Богу о избавлении России от врагов. В 1409 г. великий князь Василий Дмитриевич, по нашествии татарского князя Эдигея на Москву, бывши в Костроме, с тою же целью, как и отец его, нередко посещал с супругою и детьми своими Ипатиевскую обитель и здесь просил у Господа сил и помощи против сил вражеских. В 1433-1434 г. великий князь Василий Васильевич Темный дважды укрывался в Костроме во время междоусобной войны с Галичским князем Юрием Дмитриевичем за великокняжескими престол и искал себе душевного утешения в Ипатиевской обители, которую щедро награждал. В начале XVII века, по изволению премудрого Промысла, Ипатиевский монастырь прославился такою славою, какой не имел до него ни один из русских православных монастырей. В стенах Ипатиевской обители в 1612 году, в тяжкое время междуцарствия, укрылся от врагов Родоначальник ныне благополучно Царствующего в России Дома, Михаил Феодорович Романов, с матерью своею, инокинею Марфою Иоанновною. Здесь же, в Троицком соборе Ипатиевской обители, быв убежден ходатайством Московского посольства и костромитян, 14-го марта 1613 г. юный Михаил принял скипетр Русского самодержавия, хоть и после продолжительного колебания, но с полной преданностью воле Божией, которая выражалась в единодушном избрании народа русского, и таким образом сделавшись Спасителем Веры и Царства[4] от продолжительных смут междуцарствия, по воле Божией, положил начало многовекового счастья России. С этого времени Ипатиевский монастырь, послуживший колыбелью Царственного Дома Романовых, получил почетную известность и пользовался особенным вниманием не только Царя Михаила Феодоровича[5], его Родителя, Святейшего Патриарха Филарета и Державнейшего сына его, Царя Алексея Михайловича, но и позднейших потомков их. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович и сами давали большие вклады в Ипатиевский монастырь, свидетельствовавшие о их глубоком уважении к сей обители, и укрепляли за сим монастырем вклады других жертвователей, также подтверждали права и преимущества, дарованные ему прежними Государями - великим князем Василием Васильевичем, Царями и великими князями Иоанном Васильевичем, Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Василием Иоанновичем[6]. В конце XVII века (1698 г.) Патриарх Адриан, в подтверждении прав настоятелей Ипатиевского монастыря на производство суда над людьми духовными и светскими в делах духовных, дал архимандриту Ипатиевского монастыря Паисию указ с подробным изложением обязанностей его, как судьи духовного, и подсудности ему всех духовных и светских лиц Костромского края по делам духовным.
Во 2-м периоде своего существования, т.е. со времени учреждения Костромской епархии, или с 1744 по 1835 г., в продолжение почти целого века (91 г.), Ипатиевский монастырь начал постепенно клониться к упадку. С открытием епископской кафедры в Костроме, Ипатиевский монастырь упразднен и в нем учреждены: кафедральный Троицкий собор и Архиерейский дом с крестовой церковью. С учреждением же в 1764 г. монастырских штатов, от него отобраны села и деревни и почти все угодья. Хотя и после этих больших перемен в судьбе Ипатиевского монастыря, сохранилось название его[7]; но экономическое состояние его пришло в полный упадок. Все обветшало, разрушилось и требовало неотложного исправления, а средств не было. В таком положении упраздненный Ипатиевский монастырь находился в конце XVIII и начале XIX столетий. Чтобы сделать самые необходимые поправки по монастырю, преосвященный Костромской Евгений исходатайствовал в Св. Синоде дозволение пользоваться доходами от Костромского Успенского собора, в размере 1000 руб. (ассиг.) в год. Этим способом преосвященный в течении 7 лет (в 1800 по 1807 г.) успел исправить в монастыре все необходимое, кроме Архиерейского дома, который только в 1822 году отстроен на суммы (57 т. руб., ассиг.), отпущенные по ходатайству Св. Синона из Государственного казначейства.
В продолжение этого периода, который можно назвать временем исторической безвестности Ипатиевского монастыря, обитель сия имела только одно достопамятное событие, вызвавшее из двухвекового забвения древнюю ее славу. Это посещение Костромы и бывшего Ипатиевского монастыря Императрицею Екатериною II 14-го мая 1767 года. При этом случае преосвященный Костромской Дамаскин в приветственной речи Государыне напомнил о важном историческом значении этой многовековой обители.
В 1834 году, во время Высочайшего путешествия Благочестивейшего Государя Императора Николая I по внутренним губерниям, 7-го октября в 5 часов пополудни Его Величество изволил въезжать в Кострому (проездом из Ярославля по летней луговой дороге) подле Ипатиевского монастыря. Здесь Государь был встречен Костромским преосвященным Павлом, который в краткой, но выразительной речи изложил пред любомудрым Императором великую заслугу, оказанную Ипатиевским монастырем России через сохранение жизни Михаила Феодоровича. На другой день, когда Государь изволил быть в Костромском Успенском соборе, тот же архипастырь, поднося Его Императорскому Величеству копию с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, объяснил, что икона сия приносима была из собора в Ипатиевский монастырь в тот незабвенный день, когда Россия, в лице Московского посольства и костромских жителей, умоляла Михаила Феодоровича принять скипетр русского самодержавия, что с того самого дня - 14-го марта 1613 года, в который Михаил Феодорович в Ипатиевском монастыре вступил на всероссийский престол, по Его Царскому повелению установлено в 14-й день марта торжественное празднование Феодоровской иконе Богоматери, доселе неизменно совершающееся в Костроме[8]. Государь с удовольствием выслушал это объяснение Архипастыря, обратил особенное внимание на обитель священномученика Ипатия и Высочайше повелел представить соображения о способах к приведению Ипатиевской обители, справедливо называемой колыбелью Царствующего дома[9], в прочное и лучшее состояние и о том, как придать оной более наружного величия и благолепия. В то же время Костромское дворянство просило Государя Императора разрешить увековечить событие воцарения Михаила Феодоровича в Ипатиевском монастыре сооружением памятника.
В 1835 году последовало Высочайшее соизволение и на улучшение Ипатиевского монастыря и на сооружение памятника, но не в Ипатиевском монастыре, а на городской площади, которую повелено именовать Сусанинскою, по имени костромского крестьянина Ивана Сусанина, положившего свою жизнь за Царя Михаила Феодоровича, "спасителя веры и царства". По Высочайше утвержденному в 3-й день июня 1835 года докладу Св. Синода Ипатиевский монастырь соединен с Архиерейским домом, по примеру Московского кафедрального Чудова монастыря, и наименован первоклассным кафедральным; затем кафедральным собором, штат которого в течение 91 года (с 1744 г.) был в Ипатиевском монастыре, учрежден Костромской Успенский собор. Высочайшее повеление Государя Императора Николая I об улучшении Ипатиевского монастыря как внутри, так и снаружи, началось немедленно. Многое сделано по монастырю при жизни Николая I, но большая часть улучшений, как внутренних, так и внешних, совершена в благополучное царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича.
Замечательнейшие древности Ипатиевского монастыря.
Зданий, современных основанию Ипатиева монастыря, не сохранилось. Древнейший по времени сооружения храм в Ипатиевском монастыре есть Троицкий собор с приделами св. апостола Филиппа, священномученика Ипатия и преподобного отца Михаила Малеина. Этот собор построен в 1650-1652 годах, по поведению Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Иосифа, иждивением монастырским, на месте того же имени храма, который в 1649 году 29 января разрушился.
Замечательнейшие из св. икон, находящихся в сем храме, суть следующие: 1) местная икона Живоначальной Троицы, на кипарисной дске, украшенная золотом, серебром и драгоценными камнями, приложенная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1600 году; 2) местная икона Божией Матери Тихвинской, древнего письма, богато украшенная. Эта икона издавна почитается чудотворною и носится как при генеральных крестных ходах в Костроме, так и при священнослужениях в дни храмовых праздников в городских церквах. С некоторого времени (не более 10 лет) благочестивые чтители сей святыни начали усердствовать к прославлению ее и в окрестных селах и деревнях, приглашая сию икону для крестных ходов, учрежденных в воспоминание местных событий; 3) за правым столпом большая икона Живоначальной Троицы на кипарисной дске с драгоценными украшениями, высокой работы, приложенная Дмитрием Иоанновичем Годуновым в 1593 году; 4) у правого клироса хоругвь, шитая золотом и серебром с священными изображениями на обеих сторонах, вклад Царя Алексея Михайловича; 5) на левой стороне богато украшенный образ св. Димитрия Селунского, в житии, вклад (1586 г.) боярина Дмитрия Иоанновича Годунова; 6) пред местным образом Спасителя на аналогии, в сребро-позлащенном ковчеге с многими мощами св. угодников Божьих, хранится часть ризы Господней, которая в 1626 году прислана в сию обитель Царем Михаилом Феодоровичем и святейшим Патриархом Филаретом; 7) за левым столпом замечательна икона Божией Матери так называемая "Воплощение" по своей древности и своему отличному писанию. Вообще, по отзыву знатоков древности, в Троицком соборе древних высокого достоинства икон более, нежели в Московском большом Успенском соборе. 8) При южных дверях храма, в вызолоченной киоте, драгоценный мозаический образ Святителя Николая Мирликийского, работы русского художника Сиверса. Этот образ доставлен в Ипатиевский монастырь 27-го июля 1856 г. особою депутацией от Черниговского дворянства, которое принесло сей драгоценный дар в Ипатиевскую обитель в память благополучно и благотворно исполнившегося 25-летия царствования Императора Николая I.
В приделе преподобного Михаила Малеина находится чудотворная икона сего угодника Божия, прославившегося в двадцатых и тридцатых годах настоящего столетия. К сему приделу присоединяется ризничная палатка, в которой есть несколько замечательных, по древности и по богатству, украшений, напрестольных евангелий, священных сосудов и т.п., также святительских облачений. Здесь же хранятся присланные в 1836 г., по Высочайшему повелению, из Московской Грановитой палаты большой серебряный ковш и деревянный посох Царя Михаила Феодоровича. Под Троицким собором, на южной стороне, в 1768 году устроен придельный храм во имя праведного Лазаря, тщанием Преосвещенного Дамаскина. В 1822 году Преосвященным Самуилом, по исправлении в сем храме ветхостей, он вновь освящен.
Новейшие постройки в Ипатиевском монастыре.
Прочие храмы, современные Троицкому собору, равно и те, которые построены были после сего собора, частью разобраны за ветхостью и упразднены, частью перестроены были в конце прошедшего и в начале текущего столетий. Полное же обновление церковно-монастырских зданий и приведение Ипатиевского монастыря, согласно Высочайшей воле Государя Императора Николая I, в благолепное состояние совершилось в течение последних 10 лет, именно с 1857 по 1867 год.
1. В 1857 году кончена постройкою, на ассигнованную из казны сумму, церковь во имя св. мучеников Хрисанфа и Дарии. Церковь сия, начатая постройкою в 1854 г.[10], 10-го мая 1859 года освящена Преосвященнейшим Платоном в присутствии высших гражданских чиновников Костромской губернии. Построение в Ипатиевском монастыре церкви во имя св. мучеников Хрисанфа и Дарии, по воле блаженной памяти Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, имеет целью увековечить в памяти не только костромитян, но и всей России, одно из важнейших событий отечественной истории. Память св. мучеников, именем которых посвящен этот храм Ипатиевской обители, празднуемая православной церковью 19-го марта, соответствует незабвенному для русской церкви и русского государства событию - изшествию 19-го марта 1613 года Благоверного Государя, Царя Михаила Феодоровича Романова, из Ипатиевекой обители, где он имел пребывание и где был умолен принять и принял скипетр самодержавия, в царствующий град Москву на спасение веры и царства[11]. В сей церкви иконостас устроен в древнем византийском виде и удостоился Высочайшего одобрения Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны в 1858 году, когда Их Величества осчастливили своим посещением Ипатиевскую обитель. Тогда же Высочайше повелено произвести стенное расписание в церкви св. мучеников Хрисанфа и Дарии в строго византийском стиле. Ныне это Высочайшее повеление приведено в исполнение. По рисункам академика Солнцева окончены работы по расписанию сей церкви художником Софоновым за счет казны. Церковь освящена и открыта для Богослужений.
2. Теплая Рождество-Богородицкая церковь с приделом св. Иоанна Златоустого, в 1760-1764 годах перестроенная из прежде бывшей, по указу Св. Синода, от 11 мая 1859 г. за №4065, за ветхостью назначена к перестройке на ассигнованную от казны сумму и в том же году разобрана до основания. На место этой обветшавшей церкви в 1860-1863 годах воздвигнут новый великолепный собор, который был заложен и освещен Преосвященнейшим Платоном 2-го февраля 1864 года.
3. 4-го февраля того же года освящен также Преосвященнейшим Платоном придельный храм во имя трех Святителей.
4. В 1864 году усердием и иждивением г-жи полковницы Надежды Деспот-Зенович, в нижнем этаже Рождество-Богородицкого собора, устроен храм во имя Божией Матери, в честь ее иконы Смоленской-Шуйской. В нем устроен весьма изящный иконостас, для которого г-жей Деспот-Зенович пожертвованы свои родовые иконы, числом до 50, заслуживающие внимания как по своему письму, так и по окладам довольно ценным. Она же снабдила сию церковь в достаточном количестве утварью, ризницею, полным кругом богослужебных книг и другими необходимыми принадлежностями для храма. Освящен этот храм 1-го ноября 1864 г. В сей церкви, с самого дня освящения, совершается неусыпающее чтение псалтыри с поминанием царственных благодетелей обители и всех других усердствующих.
Реставрации и торжественное освящение покоев Царя Михаила Феодоровича.
В 1860-1863 годах, по Высочайшему повелению, производилась реставрация существующих в Ипатиевском монастыре покоев, в которых имел пребывание в 1606-1613 годах Царь Михаил Феодорович. Реставрация этих покоев во вкусе XVII века производилась на суммы придворного ведомства[12] по Высочайше утвержденным планам, под наблюдением Архитектора Московской дворцовой Конторы.
По Высочайшему повелению, изъясненному в отношении господина министра Императорского двора от 15 сентября за №4364, покои сии 29 сентября 1863 г., по совершении Божественной литургии, в присутствии президента Московской дворцовой Конторы, князя Трубецкого, начальника Костромской губернии и всех высших губернских чинов, освящены Преосвященнейшим Платоном по церковному чину, при содействии всего духовенства г. Костромы.
При этом торжестве от Ипатиевской обители, в благословение обновленному дому, принесена древняя икона Успения Божией Матери и Неопалимой Купины с тою мыслью, что как Великая Государыня Марфа Иоанновна поручила Царя Михаила Феодоровича покрову и заступлению Царицы небесной, так Ее же покрову и охранению поручается и дом Царя Михаила Феодоровича.
Обновление зданий архиерейского дома.
В 1862 г. окончена капитальная перестройка здания ветхого Архиерейского дома, около 20 лет бывшего в запустении. Суммы на эту перестройку отпущены от Святейшего Синода.
В возобновленном здании устроены удобные помещения для Архиерея и для крестовой братии Архиерейского дома. Внутри сего здания устроена на средства монастыря малая крестовая церковь.
Особенности хозяйственного состояния Ипатиевского монастыря и Архиерейского дома.
Ипатиевский монастырь вместе с Архиерейским домом имеет в своем владении следующие оброчные статьи: 1) две мукомольные мельницы на рр. Черной и Андобе; 2) несколько рыбных ловлей в озерах: Святом и Варском и по речкам Игуменке, Узоксе и близ погоста Веж; 3) четыре сенокосные пожни и 4) небольшое количество пахотной земли. От отдачи этих статей в арендное содержание Архиерейский дом и Ипатиевский монастырь получают до 1500 р. в год. В видах воспособления средствам Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря, указом Св. Синода от 19 марта 1862 г. за №750, разрешено учредить при монастыре заведение для выделки церковных восковых свечей, чтобы снабжать ими церкви Костромской епархии. При первоначальном обзаведении помещения и инструментов, при занятом на проценты капитале для покупки воска, при возвышающейся постоянно дороговизне воска, при соперничестве купцов, свечное производство не приносит значительных выгод для Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря.
Державная воля блаженной памяти Благочестивейшего Государя Императора Николая I о приведении Ипатиевского монастыри в вид благолепный, в краткое время царствования Благочестивейшего Сына Его, Государя Императора Александра Николаевича, приведена в исполнение с истинно царскою щедростью. В течение 10 лет (с 1857 по 1867 г.) употреблено на возобновление Ипатиевского монастыря до 100 т. руб. сер. Кроме сего при Высочайшем посещении Ипатиевского монастыря Государем Императором в 1858 году, Всемилостивейше пожаловано в Ипатиевский монастырь, в память Высочайшего посещения сего монастыря, 1000 руб. сер. Для поддержания всех зданий в исправности обитель нуждается в более прочных средствах.
Штат Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря.
В первоклассном Ипатиевском монастыре и соединенном с ним Архиерейском доме положено по штату 1835 г.: монашествующих 27, в том числе наместник - 1; иеромонахов, из коих быть и ризничему - 8; иеродиаконов - 5; звонарей - 4; сторожей - 4; нижних служебных монахов - 5.
Налицо состоит 19, не достает против штата 8; послушников 9, в том числе 2 диакона.
 
[1] Захария и погребен в Ипатиевском монастыре, по правую (южную) сторону Богородицкой церкви.
[2] До штатов 1764 г. за Ипатиевским монастырем числилось 11494 души крестьян мужеского пола, множество разных земельных угодий, 16 рыбных ловлей на Волге, Костроме и других реках и озерах, 3 перевоза чрез рр. Кострому и Волгу и, кроме сего, подворья в Москве, С.-Петербурге, Ярославле и Костроме и несколько лавок в Костромском гостином дворе.
[3] Многие из них избрали местом упокоения после здешней жизни Ипатиевскую обитель. Кроме Захарии и многочисленных его потомков (более 50), здесь погребены многие обоего пола лица из фамилий князей: Вяземских, Мстиславских, Лобановых-Ростовских, Куракиных, Щербатовых и многих других.
[4] Слова на памятнике Сусанину в Костроме.
[5] Царь Михаил Феодорович в 1619 г. предпринимал особое путешествие для поклонения Костромской святыне.
[6] Об этом свидетельствуют имеющиеся в Ипатиевском монастыре подлинные грамоты Царя Михаила Феодоровича: а) от 1-го марта 1614 и б) от 26-го июня 1623 годов.
[7] Ипатиевский монастырь и с учреждением в нем кафедры Епископа никогда не назывался кафедральным Троицким собором, но, как и прежде, большею частью именовался Ипатиевским монастырем. Историч. описание Костр. кафедр. Успен. собора. Москва. 1855 г. стр. 150 примеч.
[8] В день празднования Феодоровской иконе Богоматери (14 марта) все молитвословия проникнуты благодарением за спасение отечества, стоявшего на краю бездны, за сохранение в чистоте и целости веры и церкви, за благоденствие и славу России. Все это было объяснено Государю.
[9] В докладе Св. Синода об улучшении состояния Ипатиевского монастыря между прочим сказано, что монастырь сей знаменит древностью и особенно тем, что "в ограде его обретена некогда юная Царственная отрасль, возращенная потом Провидением в великое благотворное осенение всей России".
[10] Первая закладки этого храма совершена 25 июня 1840 г., но храм св. Хрисанфа и Дарии, совершенно уже оконченный каменною кладкою, разрушился 2 августа 1841 года.
[11] Событие 19-го марта 1613 года, увековеченное сооружением в Ипатиевском монастыре храма св. мученик Хрисанфа и Дарии, сближается еще с другим многознаменательным событием: с торжественным и вшествием Императора Александра Благословенного, как Победителя, в Париж в 19-й день марта 1813 года.
[12] Несколько ранее этого, именно в 1858 году, по представлению епархиального начальства, разрешено Св. Синодом произвести исправление в этих покоях на суммы Св. Синода более 3000 руб.
Скворцов Н. А. Костромские церковные древности. М., 1910, с. 4-7
Ипатиевский монастырь - это настоящий церковно-археологический музей. Он основан в первой половине XIV века. Существующий здесь Троицкий соборный храм представляет точное воспроизведение соборов ХVI-XVII веков: он построен в 1652 г. с крытыми галереями, на подклете, портик храма на кирпичных кувшинообразных колоннах, арки с подвесными гирьками, врата в церковь XVII в.; внутренние двери из железа, обитые латунью, с изображениями на лицевых сторонах в отдельных рамках, сделанными сусальным золотом; все изображения на дверях символические и прямые касаются Божией Матери и явления на землю Бога во плоти: Благовещение, ветхозаветные пророки с изречениями о рождении Мессии, ветхозаветные прообразы, языческие философы и сивиллы с предсказаниями о Пречистой Деве и пришествии царя Мессии. Стенная роспись фресковая: в галерее изображены Страшный Суд и Лествица Иакова: в храме на стенах ветхозаветные и новозаветные события, песнь песней; на столбах отдельные изображения святых и на одном портретные изображения царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в царских одеждах, со скипетрами в руках и в нимбах. Фресковая стенопись внутри собора исполнена костромскими иконописцами во главе с царским иконописцем первой статьи Гурием Никитиным Кинешемцовым. Имена и отчества их записаны на стенах храма и, кроме того, означено, когда расписана церковь: "лета 7193 и еже по плоти Бога Слова 1685 сентября в день... архипастырствующу же и украшающу престол Российские церкви Пресвятые Богоматери честного ее Успения великому господину святейшему кир Иоакиму патриарху Московскому и всея Руси, уже бо ему кормило церковное управляющи бодростью и кротостью своею в десятице второе лето"...
Надпись, несомненно, искажена. Сентябрьский счет переведен на январский и притом неправильно: сентябрь 7193 г. должен быть переведен 1684 годом; в Словаре царских иконописцев А. И. Успенского значится, что стенопись произведена в 1681 г.; патриарх Иоаким управлял с 26 июля 1674 г.; что же значит выражение "управляющи в десятице второе лето"?
Предалтарный иконостас собора пятиярусный ХVII века, резной, с виноградными ветвями и гроздями; иконы XVI и XVII вв. Местная икона Св. Троицы, пожертвованная в 1593 г. Д. И. Годуновым, при епископе Дамаскине (1758-1769 гг.), переписана на другой доске; сохранились на ней с прежней иконы три золотые медали Карла IX, короля Шведского, пожертвованные царем Михаилом Федоровичем в 1616 г. У правого клироса резное царское место XVII в., паникадило литое пожертвовано в 1659 г. И. И. Щетневым. Замечательна икона Иоанна Предтечи, с крыльями, пожертвованная Д. И. Годуновым.
Под папертью Троицкого собора находится усыпальница бояр Годуновых, здесь же две каменные долбленые колоды: одна для взрослого, другая для младенца, без крышек.
Колокольня, в виде стенообразной звонницы, построена Д. И. Годуновым в.1603 г. В ней нет общего плана, общего покрытия, тяги поясков не сходятся друг с другом.
Во время съезда преосв. Костромским Тихоном была организована в Ипатиевском монастыре церковно-археологическая выставка. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, собраны были для обозрения не только разнообразные предметы древности из монастырской ризницы, но и из разных церквей Костромской епархии.
Здесь были древние иконы Божией Матери в басменных окладах, св. Александра Невского в схиме, пророка Ильи др. Большая часть икон - вклады Годуновых, происхождения и письма московского. Здесь же находились: запрестольный крест, Владимирская икона Божией Матери и большой фонарь, принесенные сюда в марте 1613 года из Москвы земским посольством, предлагавшим юному Михаилу Федоровичу Романову принять царскую корону.
В двух витринах выставлены были напрестольные серебряные вызолоченные кресты 1563, 1594, 1687 годов.
На присланных из Никитской церкви, Нерехтского уезда, царских деревянных резных вратах начала XVIII века изображен крест, внизу плачущий, согрешивший Адам; потомки его представлены поднимающимися над ним вверх, чтобы в спасительном древе креста получить очищение от прародительского греха.
Здесь же на длинных столах расположены были священные сосуды со всеми принадлежностями: массивные золотые - дар Д. И. Годунова 1599 г., два сребропозлащенных сосуда отличной работы начала и второй половины XVII века; три водосвятных чаши: времени царя Иоанна Грозного, 1594 г. и начала XVII века, два серебряных кадила начала XVII в., два кропила с изящнейшими рукоятками - одно от И. А. Голицына, другое 1658 г. Были выставлены древние митры, панагии, кресты, складни резные по кости, камню, металлу, дереву. Особенно хороша резная фигура св. великомученика Феодора Стратилата, несущего запрестольную Федоровскую икону Божией Матери. Замечательны две больших свечи, одна из них шестигранная, украшена в несколько рядов вложенными священными изображениями. Кресты, панагии, складни - московской работы. Тут же можно было видеть старинное шитье - конца XVI и XVII вв.: воздух большой, или сударь, 1592 г., воздухи, шитые золотом, серебром и жемчугом 1599 и 1602 годов, плащаницы, фелони, низаная жемчугом пелена с изображениями Пресв. Троицы и святых - дар Д. И. Годунова 1593 г., его же дар - плащаница 1604 г. Шитье - работа московских мастериц, то самое, которое в изобилии можно видеть в Московской Синодальной ризнице.
Здесь же выставлено было много рукописных и старопечатных церковно-богослужебных книг. Обращали на себя внимание лицевая с 576 миниатюрами псалтирь особой редакции, есть недочет в отделке лиц. Эта псалтырь - дар Годунова Д. И. 1591 г. Лицевая Псалтирь 1594 г. пожертвована тем же Годуновым и писана тем же красивым уставом, как и первая Псалтирь, но миниатюры другого характера. Псалтирь XVI в. недатированная писана хорошим уставом и представляет повторение древнейшего извода. Давид в виде пастушка напоминает иллюстрации Парижской Псалтири X в. Есть печатное Евангелие 1681 г. с миниатюрами на полях (напр., два человека с сучком и бревном в глазах Иисус Христос в обыкновенной шапке) - копия с Библии Пискатора 1674 г. Таким образом, русский миниатюрист пользовался чужими, западноевропейскими образцами.
 
Всего текстов: 2