версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=5484

Церковь Никиты Великомученика на Старой Басманной

Церковь Сретения Иконы Божией Матери Владимирская на Старой Басманной
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 87-89
Церковь Никиты Великомученика в Старой Басманной
Ст. Басманная, затем Карла Маркса, с 1990 г. вновь Ст. Басманная ул., 16
"Прежнее название улицы дано по стоявшей здесь в XVII в. дворцовой Басманной слободе: ее тяглецы выпекали казенный хлеб с клеймом "басман"[8].
"Впервые выстроена в 1517 г. иждивением вел. князя Василия Ивановича"[4, 5].
"Значится с 1625 г."[9].
"Вновь выстроена в 1721 г. дворянами Басманной улицы"[6].
"Нынешняя церковь построена в 1750-1751 гг., приписывается архитектору кн. Д. В. Ухтомскому. Связавшая храм и колокольню трапезная перестроена из церкви XVII в. С южной и северной сторон над входами были сделаны портики; северный портик - тот, что выходил непосредственно на улицу, - после 1917 г. снесен. Храм Никиты Мученика принадлежит к довольно немногочисленным в Москве памятникам зрелого барокко, являя собою прекрасный образец архитектуры елизаветинской эпохи"[3].
"Первоначально церковь звалась "Сретения Владимирской Богородицы", обстоятельства ее появления описаны в Никоновской летописи. 2 июля 1518 г. из Владимира на Москву принесли на поновление образа Спасения и Божией Матери, 15 сентября 1519 г. их торжественно провожали великий князь Василий III и митрополит "за посады", они поставили новую церковь во имя Владимирской Богоматери "честного и славного ее сретения и провожения". Причем церковь была поставлена не на месте встречи и проводов образа, а во вновь явившейся слободе - день ее освящения совпал с отпуском икон во Владимир, и поэтому крестный ход отклонился от обычной дороги в этот город, чтобы соединить два празднования. В память события 15 сентября - на день великомученика Никиты - был установлен сюда ежегодный крестный ход из Успенского собора, просуществовавший до 1683 г.
В 1620 г. храм был деревянным и однопрестольным. Придел мч. Никиты появился, вероятно, вместе с первым каменным храмом в 1685 г., хотя документально известен лишь с 1715-го. С этих же пор повелось именовать всю церковь Никитской. 21 октября 1745 г. дан указ об освящении новопостроенного придела Рождества Иоанна Предтечи, вероятно, по тезоименитству купца I гильдии Ивана Ильича Рыбникова, построившего при храме каменную богадельню. Вероятно, это была временная особая церковь, нужная в пору разборки старого храма, к которой приступили в 1745 г. Полная перестройка храма завершилась 31 мая 1751 г. (на чердаке Никитского придела уцелели, впрочем, обрывки арочного кирпичного карниза, венчавшего стены четверика XVII в.). В построении здания 1751 г. принимал участие богатый фабрикант Бабушкин. Иконостас сохранился с иконами и почти всей обстановкой того времени. "Теплая" церковь соединена с "холодной" посредством неширокой двери, так что возможно было одновременно служить и восточной и западной половине. Теплая церковь двусветная, без хор, в ней престолы Никитский и Предтеченский. Обстановка в ней была XIX и начала XX в., но сохранялись некоторые древние иконы. Колокольня в том же стиле барокко. Большой двор был обнесен пышной оградой, одновременной храму, с железной решеткой интересного рисунка. Архитектор в точности неизвестен - называли Ухтомского, Евлашева или И. Бланка.
В древности местность звалась "Ехалово". Быть может, именно здесь, а не в "Елохове" жил в свое время Василий Блаженный. В пользу этого предположения говорит существование в церкви образа святого XVII в., знаменитого изображением на нем Кремля. Образ погиб при частичном пожаре теплой церкви в 1905"[2].
"Храм обновлялся в 1897 г."[4].
"Церковь Никиты Мученика "оказалась" как раз в том месте, где Бауманский райсовет задумал построить Дворец районного масштаба. В феврале 1933 г. архитектурно-планировочное управление информировало московские власти о том, что препятствий к сносу храма нет и, по словам начальника этого ведомства Крючкова, Главнаука также не будет возражать, если президиум Моссовета утвердит генсхему АПУ со сломом Никитской церкви. Но, видимо, последнее заверение не соответствовало действительности, ибо директор ЦГРМ Я. Лидак в своем письме в Моссовет пытался вступиться за этот ценный памятник архитектуры. Тем не менее президиум Моссовета 31 марта 1933 г. ходатайство о сносе поддержал. А через два месяца и облисполком постановил "разрешить Мосгорисполкому церковь так называемого Никиты закрыть, а здание ее снести". В начале августа сектор науки Наркопроса в качестве крайнего средства спасения Никитского храма предложил использовать для нужд города здание находящейся поблизости церкви Вознесения на Гороховом поле, "которая внутри не имеет столь стильного убранства". Возможно, такая позиция при всей ее этической небезупречности сыграла свою роль, потому что президиум рекомендовал московским властям отказаться от идеи сноса храма Никиты Мученика и передать его Лесотехническому институту. В начале июня 1933 г., по словам председателя московской комиссии по делам культов Д. Кандыбина, "необходимость в сносе здания отпала", и вскоре храмом завладела местная бригада ПВО для своих учебных занятий. Огромный, донельзя запущенный, но все же выстоявший в черные десятилетия безбожия храм Никиты Мученика и сегодня поражает величием своих форм"[13].
После закрытия занимался складскими помещениями; затем здесь находилась республиканская база Управления планирования материальных фондов и техники Министерства культуры РСФСР. Здание стоит на государственной охране под № 152[10].
В 1960-е гг. храм реставрировался, но скоро опять пришел в аварийное состояние. Новая реставрация прошла в 1979-1983 гг., руководила ею архитектор К. Г. Полунина.
В 1990 г. согласно письму Патриарха Алексия II от 31 августа исполком Моссовета принял решение возвратить храм верующим.
 
[1] Александровский, № 246.
[2] Рукопись Александровского, № 119.
[3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 472.
[4] Синодальный справочник.
[5] Путеводитель Машкова. С. 186.
[6] Сытин С. 675.
[7] (Бондаренко И. Е.). Архитектурные памятники Москвы. М., 1905. Вып. 2-3. С. 25. Табл. 25.
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 145.
[9] Материалы С. 727.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 7.
[11] Георгиевский Г. П. На родине Василия Блаженного // Журнал Московской Патриархии. 1947. № 4. С. 33-37.
[12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583.
[13] Козлов В. Чудом спасенные // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 21.
Список сокращений
Всего текстов: 1