версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6004

Церковь Сергия Радонежского, что в Рогожской слободе

Церковь Троицы Живоначальной, что в Рогожской слободе
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 97-99
Церковь Преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской в старину звалась также "что в Гонной"[2]
Николоямская ул., 59
"Данью обложена в 1627 г., основана несколько раньше. В писцовых книгах 1628 г. упомянуты главный престол Живоначальной Троицы и придел преп. Сергия в деревянном храме, а сам он назван "церковным строением ямских охотников". В списках 1722 и 1727 гг. значится уже каменной. До 1864 г. сохранялась шатровая колокольня этого здания. Однобокая трапезная разобрана в 1796 г. и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами - Сергиевским и св. Николая. В 1818 г. выстроена нынешняя главная церковь, на что издержал почти все свое состояние статский советник Г. П. Смольянский. В 1837 г. был пожар, в 1838 г. обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня. Внутри весьма замечательны были ярусы главного иконостаса из икон первой половины XVII в., неизвестно откуда перенесенных сюда"[2].
"В 1812 г. при нашествии французов на Москву 3 и 4 сентября неприятель грабил и ц. Сергия в Рогожской; 5 сентября там был общий пожар и храм сгорел, - утварь же, зарытая в землю, была спасена"[5].
По сведениям реставраторов, трапезная действительно древнее других частей церкви. Согласно воспоминаниям старожилов, храм традиционно окрашивался в густо-голубой цвет.
Ц. Сергия стояла в древней купеческой слободе, по дороге в Рогожский старообрядческий поселок. Слобода была известна крепкими старообрядческими традициями. Поэтому, стараясь вернуть раскольников в лоно православной церкви, храмы вокруг Рогожской обставлялись древними образами и утварью и наблюдалось, чтобы в них строго исполнялись канонические требования. В частности ц. Сергия в Рогожской славилась исключительно богатой коллекцией старинных икон - воспроизведение которых в книге[7] заняло не один десяток таблиц; здесь также пел замечательный хор, совершались торжественные крестные ходы. Богатство храма было сравнимо с древнейшими церквами Москвы, не исключая кремлевских.
"2 ноября 1899 г. с большою торжественностью состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений, сооруженной при Сергиевской, что в Рогожской, церкви. Накануне литургию в храме совершал митр. Московский Владимир (ныне первый в сонме новомучеников Российских. - П. П.). Здание аудитории выстроено около самого храма, в церковной ограде. Аудитория имеет в длину 34 аршина, в ширину 20 аршин и в высоту 11 аршин. Здание выстроено в два света и отличается обширностью - вместимость его 1000 чел.; в аудитории имеются небольшие хоры, установлен в иконостасе большой образ св. Николая, именуемого Можайским; с наружной стороны на здании помещен образ преп. Сергия. Постройка обошлась в более чем 40 тыс. рублей. В аудитории чрез две недели начнутся собеседования со старообрядцами"[9].
"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из храма изъяли 5 пудов 30 фунтов серебра"[13].
"В 1922 г. после закрытия Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Богоматери по ходатайству рабочих была перенесена в ц. Сергия в Рогожской, где пребывала до затворения этого храма в 1938 г. Затем она перешла в Подмосковье, в частные руки"[14].
Храм закрыт в 1938 г.[10].
По рассказам старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, в 1930-е гг. одна женщина, усиленно хлопотавшая о закрытии церкви, тут же внутри колола иконы и жгла в костре вместе с церковными книгами. Прежде в храме пел известный хор слепых, у которых были ноты, особо изготовленные для незрячих. Слепые умоляли эту женщину не уничтожать их ноты, так как приобрести их было очень трудно. Но она не пожалела, сожгла все до последних... Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад.
До 1984 г. церковь так и оставалась бескрестной. Снаружи на абсиде алтаря висела облупившаяся икона св. Троицы со сценами из ветхозаветной истории, открытая всем ветрам и дождям. Внутри в 1984 г. в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда - здесь ваяли будущих кумиров. Часть под колокольней арендовалась проектно-сметным бюро Управления общественного питания Москвы Министерства торговли РСФСР. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии.
"Ц. Сергия в Рогожской слободе, 1796-1800-1834, с колокольней 1864 г. стоит на государственной охране под № 82"[11].
В 1985 г. храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева[15]. "Начата реставрация, сперва проводившаяся крайне неумело - в погоне за внешними успехами забыли вычинить крышу и чуть не погубили фрески"[16]. К 1990 г. восстановлены кресты на главах, вновь выстроена ограда. Внутри предполагалось устроить экспозицию монументальной живописи - фрагментов фресок, в том числе храма Христа Спасителя, а в приделах и трапезной - копий. Но в конце 1990 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим и создании здесь подворья русского афонского Пантелеймоновского монастыря. Наконец, согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г., исполком Моссовета возвратил церковь верующим. Малое освящение главного престола было 4 декабря 1991 г. "еп. Сергием Солнечногорским. Здесь будет размещен отдел по милосердию и благотворительности Московской Патриархии"[17].
 
[1] Александровский, № 300.
[2] Рукопись Александровского, № 316.
[3] Сытин. С. 702.
[4] Синодальный справочник.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1870. Ч. 3. Кн. 2.
[6] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 339.
[7] Успенский И., свящ. Ц. Сергия в Рогожской // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-20; ил.
[8] Материалы. С. 823.
[9] Московские церковные ведомости. 1899. № 45. С. 569.
[10] Надежда, христианское чтение. Франкфурт-на-Майне. М., 1981. Вып. 6. С. 359.
[11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 27.
[12] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584; Вып. 5. С. 313.
[13] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, С. 261.
[14] Московский церковный вестник (цветной). 1989. № 8. С. 3.
[15] Перфильева Л., Резвин В. Судьба храма в Рогожской слободе // Архитектура и строительство Москвы. 1988. № 6. С. 24-25.
[16] Исакова Е. Когда-то спасли, чтобы сейчас погубить? // Известия. 1989. 15 мая.
[17] Моск. церковный вестник. 1992. № 3. С. 3.
[18] Московские церковные ведомости. 1906. 6 авг. С. 323 (об освящении 5 июля того же года возобновленной небольшой часовни при храме).
[19] Перфильева Л. А., Разина Н. Г. К истории ц. Сергия в Рогожской в Москве // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1990. С. 109-120.
Список сокращений
Всего текстов: 1