версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6006

Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 100-103
Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище, бывшая единоверческая
Рогожский поселок, 29, дом 1-а (старый адрес - Старообрядческая ул.), близ ул. Войтовича
"Рогожские вал, пер. и поселок названы в XVIII-XIX вв. по находившейся здесь в XVII-XVIII вв. Рогожской ямской слободе, обслуживающей сообщение по тракту на село Рогожь (с 1781 г. город Богородск, теперь г. Ногинск) и дальше на Нижний Новгород"[7].
"Рогожское кладбище основано в 1771 г. во время чумы, когда кладбища в черте города были закрыты, в том числе и два старообрядческих. Взамен графом Г. Г. Орловым, командированным в Москву на борьбу с чумой, отведены Рогожское и Преображенское кладбища. С разрешения Екатерины II здесь было построено два храма, богаделенный дом и поселок. Так организовался духовный и административный центр русской старообрядческой церкви, приемлющей священство. Никольская церковь соединена крытым переходом с домом, в котором живет московский старообрядческий епископ. В доме проходят съезды представителей всех старообрядческих общин рогожского согласия"[4].
"Никольский храм сооружен в 1776 г. сначала как старообрядческая часовня поповщинского согласия во имя св. Николая на месте деревянной часовни 1771 г."[8].
"Церковь Николы впервые построена в 1776 г. московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества"[3].
"В 1800 г. в России начала вводиться единоверческая (или новоблагословенная) церковь, как компромиссная форма между православием и старообрядчеством. Единоверцы совершают богослужение по старому чину, как совершали его до Никона, но подчиняются господствующей церкви в иерархическом отношении"[5].
"7 июля 1856 г. вследствие настояний митр. Филарета (Дроздова), опиравшегося на доклад перешедшего из старообрядчества в православие иеромонаха Парфения (Агеева; автора известного 4-томного "Сказания" о хождении по России, на Афон, в Турцию и Иерусалим. - П. П.) о том, что на Рогожском кладбище активно соблазняют православных, организуя даже открытые столкновения, алтари летнего и зимнего старообрядческих храмов были запечатаны, а Никольский обращен в единоверческий" ([4] - вообще изложение страдает неточностью и тенденцией в пользу раскольников; поэтому некоторые выражения пришлось изменить. - П. П.).
"В августе 1854 г. группа рогожских старообрядцев решила присоединиться к Матери - Апостольской Церкви. Было подано прошение на имя митр. Московского Филарета о принятии их в лоно Матери-Церкви и о преобразовании Никольской часовни в единоверческий храм. По благословению Синода освящение часовни было совершено 23 сентября того же года. Первым настоятелем единоверческого храма был священник Симеон Морозов. В 1863-1866 гг. Никольский храм был перестроен и принял тот вид, какой он имеет теперь"[8].
"В 1855 г. храм посетил наследник цесаревич Николай Александрович, который затем прислал в дар церкви через митрополита Филарета образ св. Николая. Но накануне Николина дня следующего года, когда собирались внести икону в храм, сгорела стоявшая до того около 60 лет деревянная колокольня. Тем не менее очень быстро была выстроена новая каменная, воздвигнутая как бы "обыденкою", с новыми восемью колоколами и 13 мая 1856 г. икона была внесена в единоверческий храм"[13].
"Церковь выстроена в 1776 г., при ней был придел равноап. Владимира. В 1866 г. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина архитектор Н. В. Карнеев его перестроил (здание 1776 г. было пятикупольным). Карнеев пристроил четвероугольную колокольню с шатровым верхом, своды храма поднял на 3 аршина, пристроил по сторонам приделы Покрова и Богоматери "Троеручицы" (Владимирского придела не стало). Главный иконостас новый, освящен 5 мая 1905 г. Иконы старые, хорошего письма, но не первостепенные. Чертежи Карнеева сохранились в Гос. Историческом музее"[2].
Приделы: во имя Покрова Богородицы - северный; иконы Богоматери "Троеручица" - южный.
В 1930-е гг. храм не закрывался, однако северный придел был занят переехавшей сюда из города беглопоповщинской церковью во имя св. Николая, которая его отгородила глухой стеной (подробнее о старообрядческих храмах Рогожского кладбища см. в части "Иноверческие церкви"). Единоверие в Москве постепенно сходит на нет. Единоверческая Троицко-Введенская община на Самокатной ул. закрыта, два храма сохранились, но не действуют. Женский Всехсвятский единоверческий монастырь (шоссе Энтузиастов, 7) закрыт и почти полностью разрушен, он стоял у поворота с Владимирки (ныне ш. Энтузиастов) на Рогожский поселок. Мужской Никольский монастырь на Преображенке закрыт (Преображенский вал, 25), единственная оставшаяся действующей его церковь поделена между православным Никольским приходом, занявшим трапезную, и церковью беспоповцев-старообрядцев, поместившейся в 1930-х гг. в главном храме.
Последний единоверческий приход - Никольский храм на Рогожке. Ныне он разделен на три части. Северный придел, как указано уже выше, отошел к беглопоповцам. Главный храм и южный придел Троеручицы вплоть до 1960-х гг. числились единоверческими и административно, как и прочие немногочисленные единоверцы, подчинялись Московской Патриархии. С резким уменьшением количества единоверцев главный храм сам собою вновь обратился в православный, а в южном приделе, когда наберется достаточно единоверцев, для них священник служит свою единоверческую службу (иногда еще по субботам можно застать момент, когда в Никольском храме одновременно идут три всенощных). Придел сообщается с главным храмом через двери в южной стене церкви, сквозь стекло которых можно наблюдать единоверческое служение, присутствуя на православном. Но все чаще единоверцев недостает и в приделе, где к настоящему времени лишь примерно половина причта и хора принадлежат еще к этому согласию, так что и здесь служат по-православному.
В 1979-1980 гг. прошел внешний ремонт храма. Колоколов на колокольне нет (у старообрядцев осталась своя колокольня - храм, о ней также см. в части "Иноверческие церкви"). Здание Никольского храма вместе с другими храмами Рогожского кладбища стоит на государственной охране под № 96[9]. Внутри сохранилось множество древних икон, а также написанных в XIX - начале XX в. в древнем стиле.
"В 1976 г. исполнилось 200 лет Никольскому единоверческому храму на Рогожском кладбище в Москве. К юбилею в храме была закончена реставрация настенной живописи. В неделю св. Праотец 26 декабря Божественную литургию в храме по благословению Патриарха Пимена совершил архиепископ Волоколамский Питирим в сослужении благочинного храмов Преображенского округа г. Москвы прот. Анатолия Новикова, настоятеля игумена Серафима Третьякова и местного причта. Песнопения евхаристического канона и благодарственный молебен пел единоверческий хор древними распевами по старопечатным книгам. Некоторые возгласы и благодарственная молитва в конце молебна произносились по старопечатному служебнику. Все присутствовавшие, в том числе прихожане-единоверцы, благодарили Патриарха Пимена и архиепископа Питирима за торжественную молитву"[8]. Это была, вероятно, последняя единоверческая служба в главном приделе Никольского храма. С 1989 г. единоверческие службы в церкви прекратились.
К 1993 г. беглопоповцы выехали в храм Покрова на Новокузнецкой ул. и вся церковь, наконец, стала православной.
 
[1] Александровский, № 274.
[2] Рукопись Александровского, № 635.
[3] Синодальный справочник.
[4] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 343-354.
[5] Ушедшая Москва. М., 1964.
[6] Освящение Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище. М., 1867.
[7] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 256.
[8] Журнал московской Патриархии. 1977. № 6. С. 14. 19; ил.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие на государственной охране. М., 1980. С. 25.
[10] Шлеев Е. О единоверии (к 150-летию его существования) // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 6. С. 34-43.
[11] Каталог архивов. Вып. 5. С. 189.
[12] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 35.
[13] Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. С. 23-24, 38-42.
Список сокращений
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 359-361
Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище
Рогожский пос., 29, северный придел Никольского храма
"Беглопоповцы" - древнейший толк старообрядчества, значение и численность которого заметно упали после образования Белокриницкой иерархии. До 1917 г. в Москве было всего три храма беглопоповцев. Одна из этих общин в 1920-е годы сумела при закрытии своего храма перебраться в северный Покровский придел единоверческого Никольского храма на Рогожском поселке, где ей удалось закрепиться и остаться действующей доныне. Придел был отгорожен от главного храма и переосвящен во имя св. Николая.
Как уже упоминалось выше, Рогожское кладбище было основано во время чумы в 1771 г. "В том же 1771 г. при кладбище была построена деревянная часовня во имя Св. Николая, которая через пять лет была заменена обширной каменной церковью, существующей и поныне (см. "К истории Рогожского кладбища" Субботина. С. 4)"[1].
"Здание Никольского храма выстроено первоначально в 1776 г. московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 г. храм переосвящен в единоверческую церковь. В 1864 г. перестроен иждивением московского купца Никандра Алясина"[2] "по проекту архитектора Н. В. Карнеева"[3].
"Колокольня и храм 1776; 1863 гг."[4].
"Древнейший храм на Рогожке во имя св. Николая выстроен в 1776 г. В 1854 г. освящен вновь как единоверческий с приделом равноап. Владимира. В 1866 г. перестроен на средства купца Н. М. Аласина архитектором Н. В. Карнеевым. Церковь 1776 г. была пятикупольная, Карнеев приподнял ее своды на три аршина и пристроил два придела - Покровский и Богоматери Троеручицы (Владимирского не стало). Главный иконостас новый, освящен 5 мая 1705 г. Иконы внутри большею частью старые, хорошего письма, но не первостепенного значения. Чертежи Карнеева хранились в Исторической музее"[7].
После 1917 г. беглопоповцам также, наконец, удалось устроить у себя "законную" иерархию. Вот как об этом ехидно пишет календарь их соперников-белокриничников в 1982 г: "В настоящее время "древлеправославные христиане", как именуют себя бывшие беглопоповцы, имеют свою самостоятельную трехчинную иерархию с духовным центром в г. Новозыбкове. Начало ей положил архиеп. Никола (Поздеев) Саратовский и Петровский. Еще до своего присоединения он был запрещен Патриархом Тихоном в июле 1923 г. за уклонение в обновленчество. В октябре 1923 г. архиеп. Никола подал прошение в св. Синод, в котором просил разрешения присоединиться к старообрядческой Церкви в сущем сане и дал подписку о том, что переходит в старообрядчество единственно только для того, чтобы всех их объединить с новобрядческой Церковью, и что он до конца своей жизни будет пребывать в единении с Синодом. От архиеп. Николы Поздеева получили хиротонию и другие иерархи беглопоповской церкви. В настоящее время главой этой церкви является Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси"[5].
Центр "старообрядческой церкви древлеправославных христиан", как называют себя ныне беглопоповцы, все время перемещался: Саратов, Москва, Куйбышев. С 1960-х гг. он находится в г. Новозыбкове Брянской области"[6]. Любопытно теперь само их титулование своего первоиерарха в отношении порядка званий: сначала "Новозыбковский" затем "Московский" и потом уже "всея Руси". Численность беглопоповцев значительно сократилась; после того, как нынешний архиепископ Геннадий пошел на сближение с Русской Православной Церковью, множество "непримиримых" раскольников стало покидать этот толк и присоединяться к Белокриницкому согласию.
Здание Никольского храма вместе с тремя другими церквами Рогожского поселка стоит на государственной охране под № 96[4]. Главный храм, с быстрым вымиранием единоверцев, с 1970-х гг. принадлежал уже Русской Православной Церкви, южный придел во имя иконы Богоматери "Троеручицы" покуда еще по воскресеньям и праздникам вмещал последних единоверцев, северный же, переименованный из Покровского в Никольский, служил общиной "древлеправославных христиан-старообрядцев". Иногда в субботу в одном здании шли одновременно три всенощные (!). Служба у беглопоповцев совершалась по субботним и воскресным дням, а также на праздники.
Колокольня с запада Никольского храма лишена звона. Она соединена переходом со зданием, где ранее жил белокриницкий архиепископ Москвы.
Никакой издательской деятельности беглопоповцы не ведут. Общины их еще существуют в Болгарии и Румынии.
В 1990 г. принято решение о передаче беглопоповцам бывшего белокриницкого храма Покрова.
 
[1] Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. С. 3.
[2] Синодальный справочник.
[3] Александровский, № 274.
[4] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 25.
[5] Старообрядческий церковный календарь на 1982 год (белокриницкий). М., 1982. С. 68.
[6] Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М., 1979. С. 39.
[7] Рукопись Александровского, № 635.
[8] Освящение Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище. М., 1867 г.
[9] По Москве // Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 343-354.
Список сокращений
Всего текстов: 2