версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6081

Спасо-Андроников мужской монастырь

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 319-323, 328
Спасо-Андроников 2-го класса необщежительный мужской монастырь на левом берегу реки Яузы на Андроньевской площади
Андроньевская, ныне Прямикова, пл., 10
"Основан св. Алексием митр. Московским в 1360 г. по обету в память чудесного его избавления от бури на Черном море, во время обратного путешествия после посвящения из Константинополя"[10].
"Застигнутый бурей на море, митр. Алексий обещал воздвигнуть храм в честь святого того дня. По прибытии в Москву митрополит выпросил у св. Сергия Радонежского его ученика Андроника, поручил ему создать Спасскую обитель и сделал его игуменом. Монастырь построен на берегу реки Яузы. Здесь проходил путь из Москвы в Орду. На этом месте встретил татарского хана Батыя кн. Всеволод Юрьевич. Через 20 лет после основания монастыря на этом месте св. митр. Киприан благословил вел. кн. Димитрия Донского, возвращавшегося победителем с Куликовской битвы. По этому пути выступил с войском против Тамерлана вел. кн. Василий Дмитриевич"[3].
"Строителем монастыря и его игуменом был ученик преп. Сергия Радонежского преп. Андроник. Монастырь не раз посещался преп. Сергием: на месте, где теперь стоит часовня (вне монастыря на Вороньей, ныне Тулинской, ул.; здание сохранилось, о нем подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.". - П. П.), преп. Сергий простился с преп. Андроником. В 1368 и 1371 гг. монастырь был разорен литовским кн. Ольгердом, а в 1372 г. литовским кн. Кейстутом; восстановлен св. Алексием и преп. Андроником; в 1382 г. разорен Тохтамышем. После св. Андроника (ум. 13 июля 1404 г.) в настоятельство св. Саввы монастырь был опустошен Едигеем, в его нашествие в 1408 г., но восстановлен преп. Саввою. При преемнике св. Саввы (ум. между 1410-1420 гг.) игумене Александре был построен соборный храм Спаса и расписан андрониковскими монахами Даниилом Черным и Андреем Рублевым, первыми живописцами того времени. В 1451 г. в нашествие Сеид-Ахмета монастырь подвергся опустошению; во второй половине XV в. монастырь пожалован архимандриею - прежде Троице-Сергиевой лавры. При архим. Симеоне в заключении в монастыре находился св. Серапион арх. Новгородский (ум. в 1516 г. в Тр. Лавре). В 1571 г. монастырь был опустошен Девлет-Гиреем, а в 1611 г. поляками и литовцами; возобновлен в 1613 г. В XVII в. монастырь стал "божедомским", и при нем построили убогий дом для отпевания скончавшихся внезапною или насильственною смертью"[1].
"В монастыре трое суток в темном погребе на цепи без пищи, а потом еще в течение целого месяца взаперти содержался в заключении известный расколоучитель протопоп Аввакум"[4].
"В 1748 г. монастырь пострадал от пожара. В 1764 г. монастырь был лишен своих вотчин, причислен к 2-му классу с назначением определенного жалованья, которое Павлом I было увеличено"[1].
"В 1812 г. перед нашествием Наполеона архимандрит Спасо-Андрониева монастыря Феофан увез ризницу из Москвы. 2-го сент. ночью, разбив ворота, неприятели ворвались в монастырь и разграбили его. 4-го сент. монастырь загорелся от Сергиевской в Рогожской церкви. От пожара в соборной церкви своды с главой упали внутрь храма, но мощи св. Андроника и св. Саввы не повредило, сень над ними не сгорела. После пожара неприятель занял монастырь, образа кололи на дрова. В братском корпусе жили обыватели, тела мертвых лежали без погребения"[2].
"В 1812 г. монастырь был опустошен французами, остались в сохранности только драгоценные вещи, вывезенные в Юрьев-Польской архим. Феофаном. С 1813 г. возобновлен на средства, данные Св. Синодом, и частные пожертвования"[1], "тщанием архим. Феофана вновь приведен в цветущее состояние"[3].
"В монастыре принял пострижение св. Варсонофий еп. Тверской в начале XVI в. В обители цел св. колодец, ископанный руками св. Андроника"[1].
"Протекающая под горою речка была названа митр. Алексием Золотым Рожком в память о константинопольской бухте Золотой Рог. По речке названы современные Золоторожские улица, вал и набережная с проездом и переулками. Ручей Золотой Рожок, впадавший в реку Яузу, в 1935 г. заключен в подземную трубу"[5].
"В монастыре имеются иконы XV-XVII вв. Монастырская ограда в виде неправильного пятиугольника с пятью башнями по углам построена во второй половине XVII в."[10].
"С XVIII в. Андроников монастырь становится одним из любимых мест погребения московской аристократии. Здесь погребены многие знатные бояре, некоторые члены фамилии Лопухиных и др. Здесь похоронен Федор Григ. Волков (1729-1763), первый актер и родоначальник русского театра"[6].
"Погребены в монастыре мать и отец царицы Евдокии Феодоровны - Устиния (ум. в 1690 г.) и Феодор Авраамович (ум. в 1743 г.) Лопухины; племянники ее Вас. Авраамович Лопухин - генерал, убитый в 1755 г. при Гросс-Егерсдорфе; Авраам. Авраамович Лопухин - тайный советник (ум. в 1751 г.); Дим. Давидович Загряжский, дипломат, исполнявший поручения Иоанна III в Литве (ум. в 1520 г.); Феодор Дмитр. Загряжский (ум. в 1561 г.) - посол Иоанна IV у крымского хана; еп. Иосиф Воронежский; Пахомий, еп. Устюжский; Сильвестр, еп. Крутицкий; Пав. Григ. Демидов - действ. статс. сов., основатель Ярославского лицея (ум. в 1821 г.); кн. Щербаковы, Толстые, Барятинские и др.; при монастыре кладбище. Монастырю принадлежит мельница наливная на р. Сомынке в Звенигор. уезде при дер. Бореихе; при монастыре земли 13 д. 1999 с. и в др. местах сенок, пахотн. и неудобн. 20 д. 1831 с. В монастыре (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, монахов 18, послушников 4"[1].
"В монастыре похоронен был Андрей Рублев"[7].
"Историк Миллер в конце XVIII в. видел плиту на могиле А. Рублева, он же читал в Троицкой лавре летопись, где упомянуто имя Рублева"[8].
"В сборнике житий святых, находящемся ныне в ярославском краеведческом музее, есть запись нач. XIX в.: "Чудные и пресловутые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный погребены под старой колокольней в Андрониковом монастыре, которая в недавнее время разобрана и место сровнено с землею"[9].
О разысканиях могилы Андрея Рублева см. также сокращенное изложение доклада П. Д. Барановского, опубликованное в[22].
На монастырском кладбище выделялся памятник И. Д. и Л. Ю. Трубецким, работы И. Витали, 1833 г. Воспроизведение его см. в[6].
"В 1919 г. в монастыре устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района"[28].
"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. в монастыре изъято 5 фунтов 54 золотника золота, 28 пудов 6 фунтов 30 золотников серебра, 625 бриллиантов, 125 других камней и жемчужная риза весом в 2 фунта 18 золотников"[27].
Монастырь закрыт в 1922 или 1925 г. (?). В его зданиях первоначально размещена колония для беспризорных. По рассказам старожилов, он использовался также как место заключения. В 1930 г.[34] была взорвана огромная колокольня обители, "державшая" весь ансамбль; полностью уничтожено и кладбище с памятниками.
"В 1947 г. в связи с 800-летием Москвы группа деятелей культуры во главе с акад. Грабарем внесла предложение отреставрировать монастырь и создать в нем музей древнерусской живописи им. А. Рублева. Приказ Министерства культуры был выдан в 1949 г. Д. И. Арсенишвили, который явился с ним в Спасский собор, где находился "архив". Архив не хотел переселяться, Арсенишвили пришлось доставать для него новое помещение и ремонтировать его. После архива на самое древнее здание Москвы стали претендовать другие учреждения. Одно время Давид Ильич принужден был спать в притворе собора, территорию же монастыря не покидал ни днем, ни ночью. Реставрация Спасского собора началась только в 1959 г. по проекту Льва Артуровича Давида"[11]. С тех пор монастырь занят Музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева. С конца 1980-х гг. он преобразован в Центральный гос. музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с перспективой перерастания в одноименный общесоюзный центр.
Весь ансамбль сохранившихся зданий монастыря состоит под государственной охраной, имеет охранный № 97. Он включает, помимо двух оставшихся храмов: "Трапезную одностолпную при церкви Михаила Архангела, 1504-1506 гг.; настоятельский корпус 1670 гг., XVIII в., XIX в.; братский корпус нач. XVIII в.; здание духовного училища 1810-1814 гг.; крепостные стены XVII-XVIII вв.; главные ворота с двумя башнями; юго-западную башню; северо-западную башню; юго-восточную башню XVII-XVIII вв."[23].
"Каменные стены и башни монастыря были возведены во второй половине XVII в. (в XVIII в. они были сильно перестроены). О их первоначальном виде судить сейчас довольно трудно. В 1956-1960 гг. была предпринята попытка восстановить Святые ворота, юго-западную башню и стены монастыря (юго-восточная и северо-западная башни были оставлены в том виде, какой они приобрели в результате переделок XVII в."[12]. Настоятельские покои находятся с запада от входных ворот, на них висит охранная доска с надписью: "Настоятельские покои 90-х гг. XVII в. Реставрированы в 1959-1960 гг." Внутри административные помещения музея.
В братском корпусе нач. XVIII в. в северо-западном углу территории - выставочные помещения музея.
В здании духовного училища в юго-восточной части монастыря - выставочные и административные помещения.
У северо-западной и северо-восточной башен возведены современные постройки, также принадлежащие музею.
Из всех надгробий внутри монастыря не сохранилось ничего; воссоздана лишь плита Федора Волкова. Кладбище обители, находившееся за второю стеной к востоку от монастыря, уничтожено начисто, на его месте пустырь. Рядом осталось несколько принадлежавших монастырю строений, в том числе - "палаты XVII в. по Волочаевской ул., 38. Заняты жилыми квартирами"[13].
"17 июля 1989 г., в первую годовщину причисления преп. Андрея Рублева к лику общечтимых святых, в соборе Спасо-Андроникова монастыря прошла литургия"[29].
"16 июля 1989 г., в канун дня памяти преп. Андрея Рублева, наместник Данилова монастыря архим. Тихон совершил в соборе Спасо-Андроникова монастыря всенощное бдение, в котором с радостью участвовали православные москвичи. Это была первая служба преп. Андрею, совершившаяся в месте его иноческих и иконописных трудов, в месте, где покоятся мощи святого. На следующий день архим. Тихон совершил Божественную литургию на престоле, привезенном из Данилова монастыря. Затем состоялось собеседование на тему: "Духовные традиции Андрея Рублева в современной культуре и Церкви". Центральное телевидение рассказало о праздничном событии, но, к сожалению, текст передачи звучал так, что зрители не смогли понять, о чем шла речь"[30].
С тех пор по праздникам братия Данилова монастыря совершает службы в Спасском соборе. В нем покамест нет даже отопления, что весьма затрудняет воссоздание здесь ежедневных богослужений.
"Ликвидированный в 1927 г. некрополь начали восстанавливать в 1989-м. Уже выявлено 30 захоронений, поставлен крест над могилой Павла Зубова и закладные камни над захоронениями еп. Пахомия Семанского и двух иноков XV в. (Андрея Рублева и Д. Черного?)"[33].
К 1917 г. в монастыре было 5 храмов с 11 престолами.
К 1990 г. 1 храм с 1 престолом действует, 1 храм с 5 престолами передается верующим; 3 храма с 5 престолами разрушены (в их числе и два придела сохранившегося Спасского собора).
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 419-422; библиогр.
[2] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[3] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[4] Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1910. Т. 5. С. 210.
[5] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 132.
[6] Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 8 (на с. 98 фото памятника Трубецким работы Витали); 1912. Т. 10. С. 78.
[7] Сытин. С. 769.
[8] Рукопись Александровского, № 16 - Спасский собор, № 424 - церковь Арх. Михаила, 536 - церковь Рождества Богородицы, № 720 - церковь Симеона, № 886 - церковь Евграфа.
[9] Комсомольская правда. 1977. 20 мая.
[10] Путеводитель Машкова. С. 151-152.
[11] Бродский Б., Калугин В. ...А теперь музей. М., 1969. С. 38-40.
[12] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 470.
[13] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 159.
[14] Александровский, № (соответственно) 6, 168, 29, 306 и 420.
[15] Бондаренко Е. И. Архитектурные памятники Москвы. М., 1905. Вып. 2-3 (фото 48 и текст).
[16] Материалы. С. 836.
[17] Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря / Сост. архим. Григорий. М., 1865. 140 с.
[18] Вагнер Г. К. Спасо-Андроников монастырь. М., 1972.
[19] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. Приложение 1. М., 1888.
[20] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[21] Овсянников Ю. М. Московские монастыри. Дрезден, 1975 (на нем. яз.).
[22] Неделя. 1982. № 6. С. 8-9.
[23] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 32.
[24] Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. С. 122-128, 152-153, 168.
[25] Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря с судьбы их. 2-е изд. М., 1891. 76 с.
[26] Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 182, 188-189 (церковь Евграфа).
[27] Правда. 1922. № 79.
[28] Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 27.
[29] Известия. 1989. 17 июля. С. 3: ил.
[30] Лоргус А., диакон. Памяти преп. Андрея // Моск. церковный вестник. 1989. № 8. С. 4-5.
[31] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 16.
[32] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[33] Моск. ведомости. 1990. № 7. С. 5.
[34] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51.
Список сокращений
Всего текстов: 1