Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 285-288
Храм Рождества Христова, зимняя церковь Рогожской общины с юга от Покровского собора
Рогожский пос., 29/9
"Выстроен в 1804 г., архитектор М. Ф. Казаков"[1].
Вместе с Покровским храмом ц. Рождества Христова была подвергнута в 1856 г. опечатанию алтарей и действовала в качестве часовни. Распечатан алтарь был в пасхальную ночь с 16 на 17 апреля 1905 г. по царскому манифесту о веротерпимости[3].
"Храм 1804 г., в украшениях были детали в стиле царицынского дворца. Холодный при теплом Покровском. Были важные древние иконы, но не в таком числе, как в церкви Покрова"[2].
"В храме было два придела: Николая Чудотворца и Архангела Михаила"[3].
"Здесь находилась также ценная коллекция древних икон"[4].
"Летом 1929 г. Президиум ВЦИК одобрил ликвидацию ц. Рождества на Рогожском кладбище для устройства в ней рабочей столовой"[7].
"Богослужение проводилось в двух церквах: с праздника Пасхи до праздника Покрова - в летнем Покровском храме, а с Покрова и до Светлого Христова Воскресения - в зимнем, освященном во имя Рождества Христова.
Рождественский храм я помню смутно. Припоминается только, что при входе в него, на паперти, была решетка отопления, откуда веяло ароматным теплом, и, входя с мороза, я сразу же ощущала атмосферу отдыха и умиротворения. Да и сам храм, несмотря на внушительные размеры, был всегда как-то по-особому уютным.
Летом 1929 года власти объявили, что зимняя церковь подлежит закрытию. После такого известия было решено, несмотря на летнее время, отслужить в храме прощальную службу. И вот на праздник Преображения Господня в Христо-Рождественском храме были совершены всенощное бдение и святая божественная литургия - в последний раз! Чтение канона Преображению Господню в это прощальное богослужение исполняла замечательная певчая Рогожского кладбища, тогда совсем юная, Александра Андреевна Зубова. О том, каково было настроение молящихся, нетрудно догадаться.
Храм был закрыт, крест и главы снесены, замечательная настенная роспись уничтожена... А к Пасхе 30-го или, может быть, 31-го года в бывшем здании храма открыли столовую. В первый день ее работы на одном из столов красовалась "пасха", сделанная из картошки и политая киселем... Вскоре при столовой появился буфет со спиртными напитками. И на той самой площадке, где еще недавно взоры верующих поднимались к куполу храма с крестом и произносились молитвы, пьяные изрыгали сквернословия и блевотину. От столовой ветер доносил далеко не аппетитные кухонные ароматы, смешанные с запахами винного перегара из буфета и непромытых туалетов, сооруженных при входе, на бывшей паперти. Воистину на святом месте храма Божия воцарилась "мерзость запустения".
Вскоре стало приходить в упадок и само здание. Памятник русского зодчества превращался в полуразрушенный грязный свинарник, с кучами мусора и гниющих пищевых отходов...
В годы войны в подвале здания было устроено бомбоубежище, а когда надобность в нем отпала, здесь разместилась какая-то фабричонка.
В 70-е годы столовую, наконец, закрыли, и помещение передали сначала Мосаттракциону, а затем под склады музеев Московского Кремля с обязательным условием - привести здания в приличный вид. Кое-какие ремонтные работы были выполнены, но явно недостаточные. Но уже то хорошо: не стало здесь больше пьяных хулиганов.
После закрытия зимнего храма предполагалось и летний приспособить под театр. Лишь чудом храм уцелел, существует и поныне - сам как чудо, как осколочек Древней Руси, храм мой родной, любимый"[6]. Большой купол, увенчанный барабаном с главкой и крестом, сломан. Внутри после закрытия помещались: цех фабрики, склад, магазин, столовая. В 1980 г. - база игральных автоматов Всесоюзного общества "Союзаттракцион". Затем она была выведена и началась крайне медленная реставрация. Внутреннее убранство полностью погибло. Здание стоит на государственной охране вместе с тремя другими храмами Рогожской общины под № 96[1]. К 1990 г. отремонтирован внешне лишь западный фасад.