версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6209

Церковь Воскресения Христова на Рогожском кладбище

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 290-293
Церковь Воскресения Христова в колокольне Рогожской общины с запада от Покровского собора
Рогожский пос., 29
"Выстроена в 1906-1912 гг. Архитектор Ф. И. Горностаев"[4].
"Освящена 18 августа 1913 г. В освящении принимали участие старообрядческие архиепископ Иоанн и епископ Александр. Вместимость храма небольшая - всего 300 человек. Вся внутренность расписана в новгородском стиле XVI в.; в том же стиле сделаны иконостас и вся утварь"[2].
"Церковь построена в 1912-1913 гг. в память распечатания алтарей в Рогожских соборах. Представляет собою подобие старинных столпообразных храмов. По фасаду украшена изображениями сказочных райских птиц Сирина, Алконоста и Гамаюна (м.б. скорее символа Христа "неясыть птицы", т.е. пеликана. - П. П.). Внутри несколько икон XV столетия новгородских писем (Рахмановского собрания) и XVII в. Строгановских писем"[1].
По преданию, старообрядцы выхлопотали разрешение выстроить эту колокольню всего одним метром ниже кремлевского Ивана Великого. В 1920-е гг. колокола были сняты; некоторое число небольших колоколов ныне находится на самодельной "звоннице" внутри западной паперти Покровского собора.
"Для проведения будничных служб, небольших праздников и исполнения треб поначалу использовалось помещение под колокольней - храм во имя Воскресения Христова. Но в середине 30-х годов все здание колокольни у общины было отобрано. Пришлось терпеть: не только праздничные, но и будничные службы совершать в насквозь промерзшем храме. Там же исполняли и все требы. Крестить детей старались в теплое время, а зимой крестины, случалось, проводили прямо на дому.
Брошенная на произвол судьбы колокольня стала разрушаться. Стены ее чернели, облицовка трескалась и отлетала. Внизу колокольни был устроен какой-то склад. Я видела, как туда сгружали огромные оплетенные бутыли. А вокруг колокольни грязь, каменья, чуть ли не отхожее место.
Однажды, в мае 1938 года, я сидела дома, готовясь к школьным экзаменам. Внезапно за окном потемнело, в небе раскатисто загрохотало - и началась страшная, с ураганным ветром и ливнем, гроза. Когда ненастье уже стало затихать, к нам в квартиру прямо-таки влетела с криком одна из моих подруг: "Крест! Крест упал!" Мы сразу же выскочили на улицу и бегом к колокольне. С южной ее стороны, около сквера, лежал огромный крест, глубоко врезавшись в землю. Какая же это была громадина! Мы и не представляли, что маленький крест, парящий над куполом колокольни, может быть таких гигантских размеров. Возносили его в поднебесье в 1909 году на праздник Воздвижения Креста Господня, а сорвался он в мае 1938 года"[7].
Храм, по сведениям общины, закрыт в 1933 г; вновь открыт в 1947 г. и переосвящен в честь Успения. В 1977-1979 гг. прошел внешний ремонт здания. Он вместе с другими тремя храмами Рогожской общины стоит на государственной охране под общим № 96[4]. В 1988 г. в храме состоялся собор старообрядцев, посвященный 1000-летию Крещения Руси, решивший усвоить своему главе Алимпию титул митрополита. В 1990 г. храм реставрируется внутри, открыта настенная живопись начала XX в. В августе 1990 г. колокольня вновь заговорила. "В лето 1910 месяца октября в 27 день сей колокол лит усердием потомственной почетной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой..." - читаем строки славянской вязи на бронзовом боку.
Шестьдесят лет не благовестил этот колокол. О том, что он остался цел и невредим после того, как его сняли с колокольни старообрядческого Покровского храма, знали немногие. Но надежда жила. Вот что рассказывает прихожанка Рогожской старообрядческой общины Г. А. Мариничева:
- Еще до войны сами старожилы Рогожского поселка уверяли меня, что слышали этот колокол в спектаклях Московского Художественного театра, другие - что в операх Большого...
И ведь не ошиблись! В минувший вторник 260-пудовый колокол, переданный коллективом МХАТа Русской православной старообрядческой церкви, занял свое место на второй по величине московской колокольне. Перед подъемом состоялись торжественный молебен и освящение колокола, в которых принял участие митрополит Московский и Всея Руси Алимпий"[5].
 
[1] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 346.
[2] Искры. 1913. № 38. С. 258 (сообщение об освящении храма и 2 фото).
[3] Снимки с древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве. М., 1913.
[4] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 25.
[5] Вновь звучит колокол // Сов. Россия. 1990. 9 авг.
[6] Ястржембский В. Из МХАТа - на колокольню. // Родина. 1990. № 9. С. 33-37.
[7] Мариничева Г. В ожидании благовеста // Там же. С. 68.
Список сокращений
Всего текстов: 1