версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Северная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6559

Церковь Иоанна Воина, что на Старых Убогих домах

Церковь Иоанна Воина на Старой Божедомке; Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Старых Убогих домах; Церковь Воздвижения Честного Креста Господня на Старой Божедомке
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 435-436
Церковь Иоанна Воина, иначе именовавшаяся Воздвижения Креста Господня на Старых Убогих домах
Ст. Божедомка, ныне ул. Дурова, 3/13, угол Самарского пер., 1
"Улица Божедомка получила название по стоявшему на ней "Убогому дому" - моргу и кладбищу для подбираемых на улице убитых и неопознанных лиц, с церковью Иоанна Воина на горке, находившихся на углу Самарского переулка и площади Коммуны, где теперь большое здание гостиницы Центрального дома Советской Армии. "Убогий дом" в народной речи был переименован в "Божий дом", отсюда и произошло название улицы "Божедомка"[6].
"В старину около этой церкви собирали в яму и хоронили бездомных покойников, откуда и произошло название "убогие дома" ("Божьи дома" по народному прозванию) этой и подобных церквей и местностей при них. Обычай складывать в яму под крышей казненных, утопленников, замерзших, спившихся, безвестных покойников и самоубийц и погребать их два раза в году - под Троицу и под Покров (отчего зловоние распространялось далеко вокруг) - существовал до второй половины XVIII в. Екатерина II отменила его. В XVII в. считалось благочестивым делом одеть в саван такого покойника, лишившегося погребения из-за того, что он не получил отпущения грехов и причастия перед смертью"[4].
"В Москве издревле находились особые места для погребения тел умерших убогих или неизвестных людей. Такие места называли "Убогими домами". До позднейшего времени сохранился такой дом при бывшем Воздвиженском монастыре за Петровскими воротами, где теперь Крестовоздвиженская, или Иоанна Воина церковь на Убогих домах. В 1732 г. дом или "анбар" для хранения мертвых тел перенесен в поле близ Марьиной Рощи. "За анбаром ведать и смотреть велено попу той Крестовоздвиженской церкви и присланные из разных приказов человеческие мертвые телеса в анбаре класть и по вся лета в четвертом седьмыя недели по Пасце по погребении мертвых телес поминование чинить"[5].
"Прежде здесь находился мужской Божедомский Воздвиженский монастырь, обращенный в приходскую церковь в половине XVIII в."[3].
"Церковь документально известна с 1635 г."[8].
"В 1590-е гг. были сооружены стены Белого города и сюда перенесен убогий дом от ц. Николы Божедомского на Рождественке и тут основана Воздвиженская церковь, а при ней монастырь. Документально храм с приделами св. Николая и Воздвижения Креста Господня известен с 1635 г. 13 июня 1635 г. он сгорел и был выстроен нынешний каменный 1692-1693 г.; с 1692 г. при нем числится приход. Новый придел Иоанна Воина выстроен несколько позже Никольского. В 1744 г. храм освящен вновь после сооружения невысокой двухоконной трапезной и двухъярусной колокольни. От того же времени сохранялся внутри главный иконостас с иконами. В 1763 г. при церкви был закрыт последний на Москве Убогий дом. В начале XIX в. произведена стенопись главного храма. В 1908 г. церковь увеличена на запад. Сделана высокая четырехоконная трапезная, так что старые приделы стали алтарями новых; выстроена архитектором Н. С. Курдюковым шатровая колокольня. Храмоздателем был Д. В. Веденеев, пожертвовавший сорок тысяч рублей из доставшегося ему 200-тысячного выигрыша"[2].
"При храме имелось приходское попечительство"[7].
Разрушен он в 1930-е гг. Тогда же на его месте было выстроено здание гостиницы ЦДСА. "Здание гостиницы по проекту Г. Г. Козлова воздвигнуто в 1937-1941 гг."[11].
 
[1] Александровский, № 166.
[2] Рукопись Александровского, № 216.
[3] Синодальный справочник.
[4] Снегирев И. М. Русские достопамятности. М., 1883.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1870. Ч. 2. Кн. 1.
[6] Сытин. С. 631, 637.
[7] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 805.
[8] Материалы. С. 777.
[9] Токмаков И. Ф. Краткое историко-археологическое описание ц. Иоанна Воина на Божедомке // Старая и новая Москва. Вып. 4 (14). М., 1892, 16 с.
[10] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 311.
[11] Романюк С. Божедомка // Моск. журнал. 1992. № 8. С. 33.
Список сокращений
Всего текстов: 1