версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6769

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской старообрядческой общины

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 306-310
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской общины
М. Гавриков пер., 29
"В 1908 г. 78 лет от роду скончался Иван Иванович Шибаев, из старинного московского купеческого рода. В течение 40 лет он был главнейшим представителем старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство. Несмотря на запрещения и полицейские препятствия, он сумел поддержать и заново отремонтировать рогожские здания и храмы, произвел новые капитальные постройки, увеличил штат духовенства и число призреваемых. Он пользовался доверием и получил от Бутикова и Солдатенкова неограниченные средства. Два года томился в Петропавловской крепости. У себя в доме, на Немецком рынке, содержал богатейшую моленную, теперь поступившую в собственность Покровско-Успенской общины, созидающей ныне здесь великолепный храм. Собрал большую библиотеку"[1].
"Храм построен в 1911 г. архитектором И. Е. Бондаренко, двухэтажный. Нижний на 300 человек для будничных служб, верхний на 1000 для праздников. Своды железобетонные. Интересен купол в конструктивном отношении: стены его из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха опираются на кольцо железной фермы крыши. Глава купола тоже железобетонная, покрыта золоченой майоликовой черепицей. Такой же черепицей покрыт восьмигранный шатер колокольни. Верхний храм богато убран. Очень интересны орнаментальные мотивы бронзового иконостаса и бронзовой золоченой утвари, особенно паникадило. Клиросы, киоты, лампады, плащаница - все это выдержано в русском стиле. Стоимость храма 140 000 рублей"[2].
"Внутри были иконы XV-XVII вв."[7].
"Храм освящен 11 декабря 1911 г."[3]. Верхняя церковь была во имя Покрова, нижняя - Успения.
"К числу архитекторов, посвятивших себя в основном проектированию храмов, относится Илья Евграфович Бондаренко. Постройки его (храмы в Токмаковом пер. и на Малой Андроньевской улице перестроены; в Гавриковом пер. 1908-1912 гг.) обладают неповторимым своеобразием. Он стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Подчеркнутой плавностью и богатой пластикой форм, их экспрессивной выразительностью Бондаренко напоминает двух мастеров модерна - А. Гауди и Ф. О. Шехтеля. Он вводит в употребление прием, который хотелось бы определить как "двойную стилизацию". На реальном теле храма "рисуется" еще один, на стене колокольни обрамление надвратного образа также напоминает храм, благодаря чему богатство ритмов в его сооружениях приобретает особенную изощренность"[6]. Напомним также, что под редакцией И. Е. Бондаренко вышло издание "Архитектурные памятники Москвы": Вып. 1. Александровская эпоха. М., 1904. Вып. 2-3. Эпоха Барокко. М., 1905.
"С собирания древнерусской живописи для новых старообрядческих церквей начал и С. П. Рябушинский: он украсил, например, древними иконами храм Покровско-Успенской старообрядческой общины, построенный в 1911 г. в Гавриковом переулке в Москве"[8].
Дату его закрытия можно косвенно вывести из того же каталога Третьяковской галереи[8], где сообщается, что "деисусный чин этого храма в 1931 г. поступил в ГТГ".
Согласно описанию, ныне в ГТГ, кроме чина новгородской школы первой половины XV в. из 9 икон, хранится также икона "Рождество Христово" второй половины XVI в. новгородской школы, поступившая из ц. Покровско-Успенской старообрядческой общины в Гавриковом пер. первоначально в фонд МОНО (Московского отдела народного образования), а оттуда уже в 1933 г. - в ГТГ[8].
С 1966 г. помещение храма занимал дом физкультуры общества "Спартак". Кресты сбиты, позолота с куполов стерлась. Звоны колокольни заделаны, колокола исчезли. Внутри все переоборудовано. Фигурные ворота по переулку сломаны, но сохранилась чугунная решетка и ограда. Здание дало трещину. И несмотря на все это, оно производит необычайно живописное впечатление. С начала 1980-х гг. район вокруг Немецкого рынка и Бакунинской улицы - бывший "Кукуй" - деятельно разрушается. Здесь намеревались продлить так называемое "третье" кольцо - автомобильную дорогу внутри Москвы, проходящую примерно по старому Камер-Коллежскому валу. Из-за этого возникла угроза сноса (!) ц. Покровско-Успенской общины, несомненно выдающегося архитектурного памятника.
В 1990 г. внутри храма был все тот же "зал физической культуры", но теперь уже принадлежащий Мосгорсовету ВДФСО профсоюзов.
Здание церкви поставлено на государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. № 84.
В 1995 г. храм находится в процессе возвращения исконным владельцам. Не известно, уцелели ли под штукатуркой росписи мастерской Я. А. Богатенко.
 
[1] Старообрядческий календарь на 1910 г.
[2] Путеводитель Машкова. С. 195-201: ил.
[3] Список Бахима, № 494.
[4] Искры. 1911. № 49. С. 386 (фоторепортаж об освящении храма).
[5] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 251.
[6] Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг. М., 1977. С. 92.
[7] Рукопись Александровского, № 1032.
[8] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 22, 115: ил.; Т. 2. С. 35.
[9] Московский архитектурный мир. М., 1912. Вып. 1. С. 56; М., 1913. Вып. 2. С. 75 (есть план).
Список сокращений
Всего текстов: 1