версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6841

Церковь Сергия и Вакха Сергие-Вакхской старообрядческой общины

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 343
Церковь святых мучеников Сергия и Вакха "Сергие-Вакхской общины"[1]
2-й Золоторожский, ныне Гжельский, пер., старый № 11, новый - 13
В адресных книгах "Вся Москва" на 1908-1917 гг. в поуличном списке владений нет 2-го Золоторожского пер. - там имеются два просто "Золоторожских". Первый из них - это нынешний Верхний Золоторожский пер.; на нем было немного домов, а владения № 11 не существовало вовсе. Второй - нынешний Гжельский пер. Хотя он получил официальное современное наименование еще в 1892 г.[2] и на карте Москвы, приложенной к адресной книге "Вся Москва" на 1916 г., назван именно так, но в народе, по-видимому, все еще слыл по-старинке "Золоторожским", ибо в самой адресной книге Гжельского переулка не указано, а имеются на прежний лад два "Золоторожских".
В 1967 г. М. Л. Богоявленский записал со слов старожилов, что старообрядческая церковь была на втором этаже нынешнего дома № 13. С 1967 г. по 1990 г. внутри него помещалась столовая расположенного рядом химико-фармацевтического завода им. Семашко. Дом старинной постройки, не моложе первой трети XIX в., с 6-колонным портиком. К сожалению, на государственной охране он не числится, хотя является памятником архитектуры и требует реставрации.
В 1908 г. дом принадлежал потомственному почетному гражданину Максиму Сергеевичу Балашову. Однако, будучи домовладельцем, сам он здесь не жил, квартируя неподалеку в доме № 25 по М. Алексеевской (ныне М. Коммунистической ул.) в доме Евдокии Трофимовны Князевой, близ ц. Алексия митрополита. По-видимому, здание в Гжельском пер. целиком использовалось для культовых нужд.
"В 1922 г. инспектор адмотдела Моссовета Брыков доложил, что после его ревизии причт кадил храм, изгоняя "большевистский антихристов дух", после чего ц. Сергия и Вакха закрыли. Около 150 икон передали на Рогожское кладбище, часть утвари забрал Мосфинотдел и ячейка ВЛКСМ при фармацевтическом заводе им. Семашко, который занял и само здание храма"[4].
Впоследствии завод перегородил переулок поперек, превратив его в два тупика.
 
[1] Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
[2] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 100.
[3] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С. 251; Отд. 3 и 4.
[4] Козлов В. Судьбы старообрядчества // Моск. журнал. 1992. № 7. С. 37.
Список сокращений
Всего текстов: 1