версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6861

Часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 394-396
Часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище
Преображенский вал, 17а (территория кладбища)
Основатель Филипповского толка беглый новгородский стрелец Фотий постригся в Выговском скиту под именем Филиппа. После смерти Даниила Викулова Филипп хотел занять место настоятеля скита, но общество избрало Семена Денисова. Филипп не подчинился Денисову, обличил его в разных неправильностях. Был собран собор старцев, который принял сторону Денисова. Филипп ушел из скита и увлек за собою человек 50, которые основали с ним собственный скит в нескольких верстах от Выговского. В это время была наряжена комиссия Самарина к поморцам. Выговцы согласились молиться за Государя. За это Филипп ожесточился на них. Правительственные войска окружили Филипповский скит на р. Умбе в 1743 г. Филипповцы наотрез отказались открыть ворота. Тогда штурмовавшие решили выломать их. В ответ Филипп и около 70 человек его сторонников "подпустили огня" и сожгли себя. Это было первым обнаружением филипповцев правительством. Потом они сжигались в разных местах России за "соблюдение чистоты веры", защищаясь от "антихристовых слуг". Самосожжение даже выставлялось основным догматом. Аскетизм у филипповцев царил дольше, и они слыли "крепкими христианами". Устройство их шло медленно и стало приходить в порядок, когда прекратились преследования. Самосжигательство вообще - исключительная особенность некоторых беспоповских толков. Первый случай самосожжения был в Поморье на Пильострове в 1687 г., тогда сгорело сразу 2700 человек. Всех же случаев самосожжения было 117, число сгоревших оценивается свыше 10 000. Во второй половине XVIII - начале XIX в. от филипповства отделилась часть "аароновцев" и "адамантово согласие". Оба они отвергли запись в правительственные раскольничьи списки, но признали брак. Последнее к тому же запрещало пользоваться деньгами, поскольку-де "на них стоит печать антихриста". Большой центр филипповцев был в селе (ныне город) Кимры на Волге в Тверской губернии.
До 1917 г. филипповцы имели в Москве два храма. Один из них ныне закрыт, другой - снесен. Одной из общин тем не менее разрешили после упразднения ее храма собираться в одном из помещений на Рогожском кладбище, а в 1940 г. передали им федосеевскую часовню на Преображенском кладбище.
"Часовня выстроена в 1783-1785 гг. и стоит на государственной охране вместе с комплексом Преображенской общины под № 169"[6]. Некоторые авторы считают, что ее выстроил В. И. Баженов - например, автор его биографии В. Пигалев, сообщающий другую дату постройки: 1772 г.[5].
По последним исследованиям, часовня выстроена в 1805 г. архитектором Федором Кирилловичем Соколовым[8].
В XIX в. она принадлежала построившим ее федосеевцам[3]. "Часовня находится в самой средине кладбищенской рощи и окружена могилами. В настоящее время (1895 г. - П. П.) в ней находится несколько древних икон, пред которыми совершается служба так называемыми "отцами", или наставниками"[2].
Внешне здание выглядит очень нарядно, выстроено в стиле "русской готики"; считалось, что образцом послужило оформление царицынского дворца. Наверху 9 осьмиконечных крестов, на которых ранее помещались еще небольшие распятия, ныне украденные. Недавно и один из крестов, приняв за золотой, содрали, а увидав, что он всего лишь позолоченный, бросили тут же рядом - и теперь он хранится внутри часовни. Снаружи здание имеет опрятный вид и содержится благолепно, но владеющая им крайне немногочисленная община средств для реставрации не имеет. Окна забраны решетками, а изнутри заставлены иконами исподом наружу, так что разглядеть что-либо совершенно невозможно.
В продолжение многих посещений кладбища нам никак не удавалось застать кого-либо из членов общины. Наконец, летом 1980 г. на Владимирскую в воскресенье наружная дверь оказалась отпертой, хотя вторая внутренняя так и осталась затворена. На стук вышел молодой человек в подряснике, сообщивший некоторые сведения. Одни из них (о переезде общины) уже изложены выше. Из прочих любопытно было сообщение, что возглавляет общину старуха, а общая численность ее уже менее 20 человек, т.е. минимума, требуемого действующим законодательством о культах и, таким образом, часовня не закрывается лишь по долготерпению властей. Федосеевцы-соседи предлагали филипповцам объединение или хотя бы помощь, но те решительно отказались. Служба совершается только под праздники, начинаясь около полуночи и оканчиваясь к 6 часам утра; еще бывают отпевания для тех филипповцев, кого удается привезти сюда из других городов (община филипповцев все еще теплится в Кимрах). Всего по стране их осталось едва ли более сотни. На вопрос о том, не волнует ли их, что к 2000 г. ни одного филипповца уже не останется на Земле, юноша возразил, что у него нет уверенности, останется ли сама Земля к этому сроку.
Затем он стал изрыгать хулы на православие, заявив, что все православные филипповцам - враги, ибо жгли его единоверцев, а насчет заповеди Христа "любить врагов" рассудил, что врагов любить можно, а еретиков, каковыми являются все, кроме членов филипповской секты, необходимо исключительно ненавидеть. "Мы с вас клятв-то не сняли!" - повторил он известный ответ части современного старообрядчества на деяние Собора 1971 г. и прекратил дальнейшую беседу. Впоследствии нам довелось узнать, что этот молодой искатель истины пришел на Преображенку из художников, состоял сначала в православных, затем сменил поморцев и федосеевцев, пристал к филипповцам и, наконец, был осужден по обвинению в краже икон из этой часовни, из-за чего ее едва не закрыли.
В 1990 г. представителям государственной власти был сдан ключ от часовни; однако община еще неформально существует.
 
[1] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345.
[2] Синицын П. В. Преображенское. М., 1895. С. 135, рис. между с. 134 и 135.
[3] С-н А. Прогулка на Преображенском кладбище в Москве. М., 1879. С. 5.
[4] Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.
[5] Пигалев В. Баженов. М., 1980. С. 218.
[6] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
[7] Русакомский И. К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148-170.
[8] Снегирев В. А. Готическая часовня на Преображенском кладбище в Москве // Архитектурное наследство. М., 1959. № 9. С. 186.
Список сокращений
Всего текстов: 1