версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах МКАД/- Восточная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=7082

Церковь Рождества Христова в Измайлово

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 153-155
Церковь Рождества Христова в селе Измайлове
2-я Советская ул., 16, близ Измайловского пр. и Никитинской ул.
"Село принадлежало: Н. Р. Юрьеву в 1573 г.; Н. И. Романову - 1623 г.; дворцовому ведомству"[1].
"Церковь выстроена в 1676 г. Колокольня начала XVIII в."[7] или - "второй половины XVIII в. Внутреннее убранство - позднейшее"[1].
"Церковь выстроена в 1678 г." ([2]; охранная доска на храме).
"Южный придел Казанской иконы Богоматери, северный - св. Николая[3].
"Церковь 1665 г. с двумя приделами и двухстолбной трапезной. Колокольня елизаветинского времени, некоторые образа древние"[11].
Храм не закрывался. Состоит на государственной охране под № 168[7]. Вокруг сохранилась ограда, с северо-запада домик причта. За оградой небольшое, закрытое для новых погребений кладбище. Жители ныне снесенного села, как рассказывают, еще в 1970-е гг. знали друг друга наперечет, и при похоронах их здесь встречали колокольным звоном. На колокольне сохранился набор небольших колоколов, в которые также звонят по праздникам. В черте города церковь находится с 1960 г.
"В ц. Рождества в Измайлове в правом Казанском приделе находится в настоящее время чтимый чудотворный образ Иерусалимской Богоматери - список, сделанный для царского дворцового храма Покрова в Измайлове в конце XVII в.; его перенесли впоследствии в ц. Рождества Христова. Икона благодаря своим размерам - 3 аршина в высоту и 2,5 в ширину - очень тяжела: ее с трудом могут нести восемь человек. Она сделана на вырезе на левкасе: по бокам находятся изображения апостолов, а внизу - св. мучеников Меркурия, Георгия и Прокопия. Особенности образа заключаются в том, что Богоматерь держит Младенца на правой руке, глава Ее также наклонена вправо; кроме того, персты благословляющей десницы Спасителя сложены именословно. В 1866 г. святыню носили с крестным ходом в села Ногатино, Новинки и Дьяково, близ Коломны, где вспыхнула было холера. С тех пор и повелся обычай ежегодно после Пасхи поднимать чудотворную икону и с крестным ходом носить ее по всей округе в течение лета, вплоть до дня празднования ей, совершаемого 12 октября"[8]. "Чтимой святыней является также образ Нерукотворного Спаса"[10].
 
[1] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 34.
[2] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 185 (в переиздании 1970 г. немногие строчки про ц. Рождества в Измайлове исключены).
[3] (Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1984. С. 71. № 308.
[4] Успенский А. И. Церковь Рождества Христова в Измайлове // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1907. Т. 1 (описание ц. Рождества представляет собой третью часть статьи А. И. Успенского "Церкви села Измайлова").
[5] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1887. Вып. 5. Радонежская десятина. С. 34.
[6] Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 306 (текст). С. 309 (фото).
[7] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 82.
[8] Богословский Т. М. Московские святыни: Иерусалимская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 3. С. 65-66.
[9] Синицын П. В. Преображенское. М., 1895. С. 99.
[10] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 35.
[11] Рукопись Александровского. Часть "Окраины".
[12] Вертоградова Е. Чудесное явление // Моск. церковный вестник. 1992. № 1. С. 11.
Список сокращений
Всего текстов: 1