Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 254-256
Церковь Иоасафа Царевича Индийского в Измайлове, на острове у пруда
Измайлово, ныне Городок им. Баумана (против прохода посреди южного корпуса двора - пустырь, окруженный деревьями)
"Владельцы Измайлова: Н. Р. Юрьев - 1573; И. Н. Романов - 1627; царь Феодор Алексеевич, построивший ц. Иоасафа; дворцовое ведомство"[2].
Любопытно, что житие св. Иоасафа имеет общие черты с жизнеописанием Будды, однако в последнее время эта версия оспаривается [5, 6 и др.; ср. 11].
"Церковь построена в 1676-1679 гг., перестраивалась в 1687-1688 гг. В верхнем этаже главный престол, в нижнем ярусе придельный храм Всех святых"[1].
"По плану храм трехчастный, каждая часть увенчана главой. Чисто украинское трехглавие расположено с запада на восток"[3].
"Это один из первых русских храмов в стиле барокко"[2].
"Церковь Иоасафа Индийского видела в своих стенах художников петровских лет Ивана и Романа Никитиных, брат которых состоял при ней священником"[12].
"Церковь выстроена в 1678; 1687-1688 гг. Т. Макаровым, К. Мымриным, М. Ивановым, П. Ларионовым. Входила в комплекс Государева двора царской усадьбы Измайлово. Начатая строительством в 1678 г. она была закончена при регентстве Софьи Алексеевны артелью зодчих под руководством Терентия Макарова. Как памятник переходного времени - от архитектуры середины XVII в. к расцвету "московского (нарышкинского) барокко" - демонстрирует преобладание черт последнего. Если в облике колокольни и абсиды нижнего храма, расположенного в подклете, относящихся к первому строительному периоду, еще заметны черты архитектуры предшествующего стиля (оформление и размеры окон, спаренные полуколонки абсиды, кокошники по углам четверика колокольни, ее шатер и т.п.), то центральная часть здания - решительный шаг в области освоения западноевропейских барочных форм. Композиционное построение церкви предвещало появление шедевра русской архитектуры - храма Успения на Покровке 1696-1699 гг. Одновременно храм начинал ряд продольноосевых церквей - "кораблем", особенно распространенных в следующем столетии, сохранявших центричность в главном объеме, высокий подклетный этаж и в ряде случаев обходные галереи-гульбища. Ядро композиции - восьмерик на четверике, с востока и запада дополненные равновеликими пониженными объемами, над которыми возвышаются главки (восточная отмечает алтарь верхней церкви) - один из излюбленных приемов решения надвратных сооружений, известных с момента построения Передних ворот 1672 г. в Коломенском. Церковь Иоасафа, входившая в ограду прямоугольного Государева двора, естественно, приобрела подобную же триумфально-парадную ярусную воротную форму, задуманную, вероятно, уже в первом строительном периоде как развитие темы двух въездных ворот Государева двора - Передних и Задних, 1679-1680 гг., которые повторили общую идею Коломенских ворот в несколько ином, более декоративном плане. Подчиненность облика храма общей идее Государева двора, обстроенного по периметру жилыми, хозяйственными и конторскими помещениями (усадьба Измайлово была своего рода опытным сельскохозяйственным центром России), объясняет светские черты ее архитектуры. Новое для того времени явление - регулярность - соблюдается не только в компоновке объемов, но и в декоре, главным элементом которого был избран пилястровый ордер с тонкой профилировкой карнизов, обрамлений окон и порталов, овальных ниш, центрирующих фасады (такая плоскостная, едва заметная пластика фасадов впоследствии стала отличительной чертой петровского барокко). Более рельефные детали - излюбленные москвичами колонки - применены лишь для выделения порталов и на ребрах восьмерика. В нем, как и во всем облике здания, особую роль играют окна - высокие, прямоугольные, превращающие восьмерик в своеобразный световой фонарь, что хорошо ощущалось изнутри. В среднем горизонтальном членении (ради соблюдения определенного ритма) боковые части южного и северного фасадов получают ложные окна, оформленные, подобно оконным проемам двух главных ярусов, однотипными наличниками с разорванными фронтонами. Контрастной основному объему здания, завершенному стройным восьмигранником светового барабана с граненой главкой, выглядела галерея-гульбище с уникальной обработкой столбов на манер каннелированных пилястр (вернее, тройных полуколонн, объединенных общей креповкой карниза и цоколя), с широкой лентой карниза и парапета из ширинок. Но и в ней нарочито вытянутые пропорции арок поддерживали общую стройность объемов, перекликаясь с вытянутыми окнами барабана. Скромно обработанный интерьер отличался поразительной цельностью, плавным переходом четверика в восьмерик. Единство центрального пространства, его устремленность ввысь хорошо передает фотоснимок: видны трехступенчатые криволинейные тромпы над углами четверика, граненый сомкнутый свод, прорезанный световым барабаном и стянутый железными связями, голосники в стенах, верхняя часть иконостаса (вторая половина XIX в.?). Неожиданную декоративность приобретают окна - нижнему ряду окон восьмерика вторят световые пятна окон барабана, образуя концентрический узор"[13].
В 1952 г. появилась статья с высокими похвалами архитектурным достоинствам ц. Иоасафа - но увы, за 15 лет до этого, в 1937 г., она была снесена якобы "из-за ветхости" (?!)."Двухэтажная каменная церковь построена в 1678 г., что явствовало из двух медных таблиц, найденных под престолами. С 1681 г. в нижнем этаже известен придел Всех святых. Колокольня и паперть 1681 г. Обновление было при К. А. Тоне и в XX в. при С. К. Родионове. В верхнем храме из-за удара молнии 2 мая 1780 г. древностей не оставалось, в нижнем были остатки старого иконостаса с записанными образами. Внутри в верхнем храме было необыкновенное количество голосников. Непосредственным строителем церкви был подмастерье каменных дел Терентий Макаров. Храм был закрыт для служб в начале революции, в 1930 г. назначен к сломке и вскоре разобран"[1]. По словам местных жителей, записанным в 1969 г. М. Л. Богоявленским, на церковном месте в войну сажали картошку. Теперь на новом плане усадьбы, вывешенном при входе в нее, указаны "фундаменты" ц. Иоасафа как раз напротив ворот посреди южного корпуса прямоугольника Государева двора - вне его, метрах в 10-15.
[1] Рукопись Александровского, № 391.
[2] Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 32-33.
[3] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 89.
[4] Чинякова А. Церковь царевича Иоасафа в Измайлове // Архитектурное наследство. М., 1952. Т. 2.
[5] Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче Индийском. М-Л., 1947.
[6] Балавариани. Тбилиси. 1962 (грузинская версия романа о Варлааме).
[7] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1887. Вып. 5. Радонежская десятина. С. 34.
[8] Успенский А. И. Церкви села Измайлова. Гл. 3: Церковь св. Иоасафа // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Моск. епархии. М., 1907. Т. 1.
[9] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1891. Приложение 2-е (фото усадьбы).
[10] Путеводитель Машкова. Фото на табл. XIV.
[11] Кузнецов Б. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. XXXIII. С. 238-246.
[12] Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 123-138.
[13] Памятники архитектуры Москвы. М., 1982. Т. 1. С. 122-123.