версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Санкт-Петербург/- Центрhttp://www.temples.ru/card.php?ID=7370

Церковь Пантелеимона Целителя

Тексты
Всего текстов: 1
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 109-110
{Церковь} Вмч. Пантелеимона Целителя
Ул. Пестеля (Пантелеимоновская), 2а, угол Соляного пер., 17
Желая приучить жителей столицы к воде и морскому делу, Петр I завел в 1718 в истоке Фонтанки, против Летнего сада, партикулярную верфь, где строились мелкие суда для частных лиц. Одновременно для рабочих верфи была выстроена деревянная часовня вмч. Пантелеимона, ибо в день его памяти русский флот одержал над шведами победу при Гангуте, а позже - при Гренгаме.
В 1721 часовню заменила полотняная церковь, размещенная в одном из домов, а 2 сентября 1722 епископ Вологодский Павел освятил, "между магазейнами", мазанковый храм, заложенный Петром I год назад по проекту Н. Ф. Гербеля. Двенадцать "картин" написал для него адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов.
Церковь простояла недолго, и уже в 1736 на ее месте по проекту адмиралтейского зодчего И. К. Коробова был начат каменный храм в стиле барокко, снаружи украшенный тосканскими пилястрами. Плафон и образа в нем написал А. Квашнин, часть убранства взяли из прежнего храма. В храмовый праздник, 27 июля 1739, церковь освятил епископ Вологодский Амвросий. Так как она была холодной, то 25 января 1764 рядом иереем Андреем Михайловым, ключарем Петропавловского собора, был освящен "в каменной палатке" теплый придел вмц. Екатерины с иконостасом из деревянной церкви. В начале ноября 1783 придел перенесли в трапезную. В следующем году Пантелеимоновская церковь из Адмиралтейств-коллегий передана епархии.
В 1834 за переделку здания взялся В. И. Беретти: сохранив внешний вид, он за год работы повысил главную часть, несколько изменил форму купола, устроил своды, коринфские колонны и расширил внутреннее пространство. Тогда же в главном иконостасе появились новые иконы, на сводах - новая роспись, а через несколько лет - на фасаде три барельефа работы А. В. Логановского.
Поскольку церковь вмещала всего 900 человек, ее то и дело расширяли: в 1852 по проекту И. Г. Мальгина - с запада, в 1875 - с юга, когда В. Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нем часовню. В 1895 Е. Е. Аникин (или И. М. Гольмдорф) на средства дейст. стат. сов. Михаила Георгиевича Петрова пристроил с севера выдержанный в стиле храма придел благ. кн. Михаила Черниговского и его сына Феодора, освященный 20 сентября 1896 митрополитом Палладием. Иконостас для этого придела исполнил Сигов, иконы "с лучших образцов" написал М. В. Игумнов. Спустя два года вход в придел был переделан арх. В. Н. Бобровым.
В 1912 в храме был проведен большой реставрационный ремонт. Через два года Военно-историческое общество укрепило на его фасаде мраморные доски с перечнем полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме. День этих сражений отмечался особым молебном. Торжественный молебен с акафистом и водосвятием служился также 15 августа перед образом Успения. В первое воскресенье июля из храма вокруг ныне снесенного Пустого рынка шел крестный ход.
Особым почитанием в церкви пользовались две иконы вмч. Пантелеимона, одна из которых происходила из первоначальной часовни. Хорошие греческие образа этого святого и Успения подарила приходу Императрица Мария Александровна. Интересный образ Христа Спасителя был передан в 1834 из домовой церкви кн. В. С. Трубецкого. Довольно много предметов датировалось XVIII веком: серебряная утварь, иконы "Свт. Николай в житии", "Семь Вселенских Соборов", резной золоченый ампирный иконостас, сделанный, видимо, резчиками партикулярной верфи.
В 1867 при церкви открыто благотворительное общество, которое имело женскую богадельню и детский приют, в 1906 - первый в городе церковно-приходской совет, в 1913 - братство свт. Иоасафа Белгородского.
Очень долго в храме служили два протоиерея: Стефан Стефанович Славинский (1831-1866) и Михаил Ферапонтович Архангельский (1864-1904), автор церковно-исторических и гомилетических сочинений. Последним до революции настоятелем был прот. Николай Георгиевич Дроздов, церковный публицист.
Храм, попавший в руки обновленцев, 15 июля 1935 закрыли и отдали под склад. Часть икон была передана в Преображенский собор; здание взято под охрану как памятник архитектуры.
В 1980 оно отдано Музею истории Ленинграда для выставки "Гангутский мемориал". Вскоре И. Н. Бенуа, архитектор-реставратор, предложила вернуть храму облик XVIII века. В 1994 церковь передана епархии, и в Крещенье, в правом приделе возобновилось богослужение; 25 сентября того же года отслужена первая литургия и началась реставрация храма, ныне законченная.
 
= Архивные источники =
РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 2076; Ф. 797. Оп. 64. Д. 341; Ф. 834. Оп. 4. Д. 392. Л. 6.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1383, 2974, 5503; Ф. 513. Оп. 102. Д. 4338; Ф. 921. Оп. 23. Д. 149.
= Литература =
ИСС. 1876. Т. 5. С. 373-384.
ЛМХ. Вып. 4. С. 135-139.
ПАЛ. С. 294-295.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 62-64.
Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. СПб., 2004. С. 84.
= Периодика =
ПДВ. 1896. № 39. С. 766-767.
РП. 1914. № 29. С. 468-469.
ЛП.1984. № 7. С. 34-37.
СПбЕВ. 1995. Вып. 13. С. 3; Вып. 14. С. 6.
Список сокращений
Всего текстов: 1