|
|
Словарь архитектурных и церковных терминов
|
|
|
|
|
См. информацию о разработке Словаря | |
В настоящее время в Словарь включены более 360 терминов, основное внимание уделено терминам русской храмовой архитектуры. Словарь включает в себя архитектурные формы и конструкции, элементы внешнего убранства и интерьеров, функциональное назначение сооружений и помещений, а также некоторые строительные и отделочные материалы. Словарь включает и основные термины церковного характера, взаимосвязанные с архитектурой.
Словарь интерактивный, при наведении курсора на термин выплывает окно с фотографией, при клике открывается термин с текстовым определением и обзором прилагаемых иллюстраций. Словарь иллюстрирован только теми фотографиями, которые включены в общий реестр проекта "Храмы России". В настоящее время для иллюстрации терминов отобрано более 2500 фотографий.
Отдельные термины представлены также и синонимами, то есть словами, сходными по значению, но дающими разные оттенки одного и того же понятия. При клике на термин, являющийся синонимом, открывается основной термин.
Словарь находится в постоянном развитии. Отдельные термины пополняются новыми фотографиями, происходит и замена фотографий на другие, более четко иллюстрирующие данный термин. Продолжается и включение в Словарь новых терминов.
Дополнением к словарю является работа, в которой наименования отдельных терминов даны на фасаде и плане здания, что позволяет более наглядно представить расположение этих элементов в объемно-планировочной структуре русского храма.
Деревянный многоглавый храмУже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм источник: Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера История русского искусства. Т. 1. М., 1910 Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб), усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей. источник: Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986
Иллюстрации: Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм в костромском музее деревянного зодчества. | Преображенская церковь в Кижах Медвежьегорского района Республики Карелия. | Церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому Богородице-Сергиевой пустыни в Килемарском районе республики Марий Эл. | Покровская церковь в Заостровье Приморского района Архангельской области. Вид с юго-запада. | Ленинградская область, Всеволожский район. Покровская церковь на территории паркового комплекса "Усадьба "Богословка". |
|
Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта: Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Контакты
|