Я ранее интересовался происхождением погостов. Из разных источников сложилась примерно такая картина.
В основе погоста лежала сельская община, объединенная общественным кладбищем. При зарождении гос. власти ее первыми функциями, кроме защиты земель, стали, по С. Ф. Платонову, сбор дани и обеспечение торговли. Последние две функции были связаны между собой, так как из податных товаров формировались торговые караваны. Сельские общины стали податной единицей, а места, где производились сбор дани и торговля получили название погостов. С. Б. Веселовский, кажется, в статье «Село и деревня в северо-восточной Руси», предполагает на погостах нахождение идолов, что кажется разумным, так как религиозное почитание предков и сакрализация власти были характерны не только для христиан, но и для язычников. Он же производит термин «погост» от «гостя», как торгового человека. Лично мне ближе производить «погост» от временного пребывания князя в противоположность «селу», как месту его постоянного жительства. Изначально «село» имело смысл «жилища». После Крещения Руси вместо идолов, если таковые были, ставятся храмы. В северо-восточной Руси при активном участии княжеской власти, в Новгородских землях, где княжеская роль слабее, при содействии епископов, купцов, сельских общин.
С развитием государственности появляются судебные функции, значительная часть которых возлагается на Церковь. Имеются письменные свидетельства о судах на погостах в Новгородских и Псковских грамотах. В северо-восточной Руси при большей централизации объем церковных судов сокращается быстрее, и о судах на погостах цитат не встречал, хотя в XII-XIII веках они, может быть, и были.
Свое административное значение погосты теряют в XV-XVI вв. с развитием вотчинного и помещичьего землевладения и соответственной сменой податной системы. Здесь тоже могут быть различия между Новгородским и северо-восточными княжествами, что и отмечено у Лаппо. Впрочем, после покорения Новгорода эта разница должна была бы исчезнуть. О северо-восточных погостах С. Б. Веселовский пишет, что вслед за смещением административного центра в сельцо или село вотчинника туда же смещается религиозный центр, и документы XV-XVI веков содержат сведения о запустении церквей на погостах. Во всяком случае, после потери административного значения под «погостом» стали понимать кладбищенскую церковь.
Жили на погосте очевидно священно-церковнослужители (поп, пономарь, дьячок, просвирня). На крупных погостах встречал упоминания о нищих. До XVII века крупные поселения более 5-6 дворов вообще не характерны. Погост, естественно обладал участком земли, но часто по документам XVII века, кроме того, имел и пустоши. Из излишков церковнослужителей на погостах формировались дворы бобылей, которые впоследствии закреплялись за попами. Интересно, что земли погостов не попали под секуляризацию в 1764 году. Хотя сам Указ не видел в полном виде, но смотрел дело, в котором церковные бобыли претендовали на часть земель погоста. Им было отказано, а Коллегии экономии велено озаботиться подысканием земель для этих крестьян.
Искал, когда погосты стали передаваться в вотчины, но никаких глобальных указов не нашел. Если кто знает, напишите, буду благодарен, как за дополнительную информацию, так и за уточнения.
Большой текст получился.
С уважением, Дмитрий.