Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 25 апр 2024, 10:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Контрольные отпечатки
СообщениеДобавлено: 09 июн 2008, 17:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Юрий писал(а):
Хотелось бы прояснить вопрос о способе получения контрольных отпечатков. Судя по размерам, делались контактным методом? И действительно интересно, с какого из трёх? Была ли у ПГ универсальная кадрирующая рамка, позволявшая делать отпечаток с любого, или же жёсткая конструкция, рассчитанная только на одну позицию?


Очень интересный вопрос, Юрий! Узнать, с какого из кадров делались отпечатки очень просто, если взять снимки, имеющие заметные дефекты. Я проанализировал вчера несколько таких снимков и нашел среди них случаи, когда контрольки делались с верхнего, среднего и нижнего кадров. При этом мне показалось сначала, что контролька всегда делалась с наиболее хорошо сохранившегося из трех кадров. Эта закономерность привела меня, было, к интересному выводу: все основные повреждения негативов предшествовали моменту снятия контрольных отпечатков! Но этот вывод оказался поспешным. В некоторых случаях контролька была снята ещё с неповрежденного негатива. Хороший пример - "Общий вид г.Твери с юга", который мы здесь реставрировали. Там негатив разбит по всей длине, а контролька без следов трещиин. Далее, контролька Челябинска (LC-DIG-prokc-20518) сделана с ещё относительно «чистых» негативов, тогда как все три современных буквально испещрены поврежденями.
Аналогичная ситуация и со вторым снимком Челябинска (LC-DIG-prokc-20518).

При этом, как показывает пример с контрльками разбитых негативов Твери и Виллаха, контрольные отпечатки тщательно кадрировались и включают в себя только область совпадения все трех цветов. Слишком засвеченные края также решительно отрезались.

К сожалению, в библиотеке Конгресса сканировали с максимальным разрешением только контрольки от несохранившихся или неидентифицированных негативов. В некоторых случаях наличие контрльки высокого качества могло бы помочь реставрации сильно поврежденных негативов.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6034 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 июн 2008, 18:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 май 2008, 09:49
Сообщений: 201
Откуда: Смоленск
Скорее всего, один кадр из трех выбирался так, чтобы максимально хорошо просматривались детали изображения. Из-за особенностей человеческого глаза наиболее вероятно, что это будет "зеленый" канал. ("зеленых" чувствительных компонентов в глазу больше, чем "красных" и "синих", к тому же резкость изображения человек определяет опять-таки по "зеленым" компонентам) И, думаю, в большинстве случаев так и было на кадрах со стандартным дневным освещением. Подозреваю, что контрольные отпечатки с других каналов ("синего" и "красного") делались при нестандартном освещении, например, в утренние или вечерние часы, когда цветовая температура существенно меньше (освещение красно-желтое).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6037 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Ещё один автограф Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 09 июн 2008, 21:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
В альбоме "Разное и этюды" нашел ещё один автограф Прокудина-Горского (http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0004a/0098v.jpg).

Странная надпись "Я сам профессор" на месте оторванной контрольки.
При этом слово "профессор" написано, возможно, кем-то другим (более жирно).

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6039 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 июн 2008, 23:33 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Ну теперь мы точно знаем, что подписи к контролькам делал не ПГ. Это совершенно однозначно.

Еще интересный момент. Я спрашивала у Светланы Петровны, что она думает насчет этих экспедиционных альбомов. Сначала она сказала, что писались они в спешке и т.п., но потом согласилась, что, пожалуй, сами контрольные альбомы не являлись непосредственно экспедиционным материалом и были написаны гораздо позже. Об этом уже многие говорили здесь в наших обсуждениях. Она же добавила, что альбомы могли составляться тогда, когда ПГ готовил коллекцию к продаже Государственной Думе. Тогда и понадобились сопроводительные материалы.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6040 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 июн 2008, 04:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Aml писал(а):
Скорее всего, один кадр из трех выбирался так, чтобы максимально хорошо просматривались детали изображения. Из-за особенностей человеческого глаза наиболее вероятно, что это будет "зеленый" канал. ("зеленых" чувствительных компонентов в глазу больше, чем "красных" и "синих", к тому же резкость изображения человек определяет опять-таки по "зеленым" компонентам) И, думаю, в большинстве случаев так и было на кадрах со стандартным дневным освещением. Подозреваю, что контрольные отпечатки с других каналов ("синего" и "красного") делались при нестандартном освещении, например, в утренние или вечерние часы, когда цветовая температура существенно меньше (освещение красно-желтое).


В принципе возможно, что отпечаток делался со всей пластинки целиком, а потом вырезался и вклеивался в альбом наиболее удачный кадр из трех. (Правда, это - утроенный расход бумаги и реактивов, но кто знает, сколько тогда стоили пластинки и бумага? Может, расходы на контрольную печать составляли малую долю общих расходов.)

В этом случае у "зеленых" кадров наибольшие шансы. Кто снимал на черно-белую пленку, тот хорошо знает совет: фотографировать на улице с желтым или желто-зеленым светофильтром. Это притемняет небо, высветляет зелень, и снимок получается более естественным.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6045 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Ещё один автограф Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 10 июн 2008, 13:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Слава писал(а):
В альбоме "Разное и этюды" нашел ещё один автограф Прокудина-Горского (http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0004a/0098v.jpg).

Странная надпись "Я сам профессор" на месте оторванной контрольки.
При этом слово "профессор" написано, возможно, кем-то другим (более жирно).

Изображение


Я не специалист в области почерковедения, но по-моему слово "профессор" написал тот же человек, что сделал запись:

"Негативы №№ 421, 423, 424, 430 и 453 у профессора. 7/6/38".

Изображение

Очевидно, что под "профессором" имелся ввиду все-таки Прокудин-Горский.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6050 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Загадочная надпись
СообщениеДобавлено: 10 июн 2008, 20:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вот ещё загадочная надпись в одном из альбомов: "Оставш[иеся] целыми в ящ[ике] 8 отмечены сверху знаком х".

Изображение

Ссылка на страницу альбома:
http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0012a/0362v.jpg

После чего оставшиеся целыми? После переезда из России в эмиграцию? Не хочется шутить на такую тему, но, по всей видимости, ящик 8 в дороге уронили.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6059 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 июн 2008, 00:36 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Да какие уж тут шутки.
Светлана Петровна упомянула в разговоре такую историю, когда внук ПГ признался в своей детской шалости: ему, маленькому мальчику, очень нравилось пробираться в семейную лабораторию в Париже и смывать со стеклянных пластин эмульсию.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6063 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Контрольные отпечатки
СообщениеДобавлено: 13 июн 2008, 03:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
Слава писал(а):
Юрий писал(а):
Хотелось бы прояснить вопрос о способе получения контрольных отпечатков. Судя по размерам, делались контактным методом? И действительно интересно, с какого из трёх? Была ли у ПГ универсальная кадрирующая рамка, позволявшая делать отпечаток с любого, или же жёсткая конструкция, рассчитанная только на одну позицию?

Очень интересный вопрос, Юрий! Узнать, с какого из кадров делались отпечатки очень просто, если взять снимки, имеющие заметные дефекты. Я проанализировал вчера несколько таких снимков и нашел среди них случаи, когда контрольки делались с верхнего, среднего и нижнего кадров...

На самом деле, вопрос был задан вот по какой причине. Меня очень удивляет факт совпадения границ кадров, что позволяет нам сейчас собирать панорамы. Т.е. одно дело, когда точное совпадение происходит после подгонки изображений путём обрезки краёв, совсем другое - когда они сразу сняты встык. Я сомневаюсь относительно случайности совпадений: вероятность достаточно мала, а таких кадров много. Не очень понимаю, как это было сделано технически. На глаз? Или на штативе была особая разметка? Зачем так делалось? Предполагал ли ПГ демонстрировать панорамы? Ещё более странно, когда границы почти совпадают, хотя фотограф перемещался. Про параллакс, несомненно, ПГ знал. Или в этом случае действительно случайность?

Это мы сейчас такие умные и снимаем панорамы с большим перекрытием кадров. Те же старые, которые мне доводилось видеть, представляют из себя склейку, причём на стыках могли быть и большие утраты (что говорит о съёмке без перекрытия). Известный пример: Вид Москвы с храма Христа Спасителя, снятый 1867 году. Там, правда, было одно перекрытие, но оно скорее технического плана.

_________________
С уважением,
Юрий


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6095 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 июн 2008, 10:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 май 2008, 09:49
Сообщений: 201
Откуда: Смоленск
Цитата:
Те же старые, которые мне доводилось видеть, представляют из себя склейку, причём на стыках могли быть и большие утраты (что говорит о съёмке без перекрытия)

Я клеил панораму Смоленска с фото начала ХХ в - http://picasaweb.google.com/Amlmtr/ACnGE/p...811915640566530
Там небольшое перекрытие было на каждой паре снимков.
Изображение

Думаю, что такое точное и одинаковое перекрытие возможно только при использовании проградуированной поворотной штативной головки (примерно так, как делают сейчас на панорамных головках).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6097 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 июн 2008, 11:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Aml писал(а):
Думаю, что такое точное и одинаковое перекрытие возможно только при использовании проградуированной поворотной штативной головки (примерно так, как делают сейчас на панорамных головках).


Есть еще одна возможность. При наводке по матовому стеклу аккуратно заметить, где край кадра, и перед съемкой следующего кадра повернуть камеру на штативе так, чтобы обеспечить небольшой перехлест. При некоторой практике все будет довольно аккуратно, и никакой градуировки не надо. Достаточно возможности поворота на штативе вокруг вертикальной оси.

Хотя и снабдить штатив поворотной осью с градуированным лимбом и фиксатором - не ахти какая сложная техническая задача. С такой греки справлялись еще пару тысяч лет назад, изготовляя свои астрономические приборы :)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6099 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Дагестанский альбом
СообщениеДобавлено: 21 июн 2008, 19:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Если не ошибаюсь, подписи в контрольном альбоме по Дагестану (снимки сделаны не позднее 1905 г.) выполнены самим Прокудиным-Горским - легкий размашистый почерк. См., например, http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0008a/0244v.jpg.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6221 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Подписи ПГ
СообщениеДобавлено: 19 авг 2008, 19:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Все подписи в альбоме по Мурманской железной дороге сделаны самим Прокудиным-Горским.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6534 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Распределение по ящикам
СообщениеДобавлено: 19 авг 2008, 20:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Провел некоторое исследование контрольных альбомов. Представляется, что пометки в них во многом отражают судьбу коллекции. Помимо распределения по тематическим альбомам материал (негативы) были распределены по ящикам. При этом имела места перекладка всех негативов (очевидно, в момент вывоза). На некоторых листах можно найти первоначальную нумерацию ящиков, сделанную простым карандашом. Новая нумерации сделана вся красным карандашом. Судя по почерку (написание буквы «я»), новая нумерация ящиков сделана рукой самого Прокудина-Горского (очевидно, уже во Франции).
Номера ящиков красным указаны только на тех листах альбомов, на которых представлены негативы, вывезенные из России. При этом сами вывезенные негативы помечены красной галочкой (или красным крестом). Если на странице альбома нет ни одной красной галочки, то на нем нет и номера ящика. Это весьма наглядно видно на примере листов, посвященных пермскому пушечному заводу. Там все контрольки вырвала цензура, поэтому нет красных галочек и указания на ящик. Однако на одном из таких листов (всего их три) рукой ПГ сделана пометка «Есть негатив», поэтому тут же поставлен номер ящика.
Номеров ящиков и красных галочек нет на большом массиве негативов, которые, очевидно, никогда не покидали Россию. Отдел II (продолжение) Волга (Кашин, Углич, Рыбинск, Толгский, Ярославль, Кострома), а также уральские снимки 121 по 200: Верхотурье, Кушва, Тагил, Кыштым.
По числу красных галочек мы можем почти точно подсчитать, сколько негативов было вывезено из России. Однако за годы мытарств во Франции часть из них куда то подевалась, поэтому на страницах альбома есть пометки второй инвентаризации – она отражает то состояние, в котором коллекция сохранилась ко времени её покупки. Эти пометки представляют собой «красный угол». В небольшом числе случаев всё же есть расхождения. Так, в нескольких случаях красного угла нет у тех контролек, негатив которых сохранился в разбитом виде. И наоборот, в двух-трех случаях красный угол поставлен у контролек, негативы которых сейчас отсутствуют. Однако на 99% красный угол означает наличие негатива. Кем и когда была сделана эта последняя инвентаризация – не известно.
Ещё есть пометки, которые в разных вариантах включают в себя букву «Д». Полагаю, что они указывают на наличие диапозитива к негативу. Эти пометки сделаны рукой Прокудина-Горского.
На многих контрольках с боку есть пометки в виде букв «р» или «в» (иногда – одновременно). Их значение не известно. С красным углом они никак не соотносятся. Судя по цензурированным снимкам пермского пушечного завода (которые также имеют такие пометки), эти пометки были сделаны ещё в то время, когда вся коллекция была в наличии.
Всего ящиков 26. Число негативов в них весьма различно. В большинстве ящиков сохранилось от 70 до 90 негативов. В Ящике №19 сохранился только один негатив (хотя на момент вывоза из России в нем было 49 негативов). В ящике №26 (Италия) сохранилось 8 негативов из 24-х, вывезенных в нем. Больше всего негативов в ящике №9 – 97 (из 99 вывезенных в нем).
Распределение по ящикам в большинстве случаев логично. Так, в первых двух ящиках содержится материал по Верхней Волге, в 3 и 4 ящиках – негативы Костромы, Ярославля, Ростова, Переславля. 11,12 и 13 ящики - Камско-Тобольский водный путь, 14, 15 и 16 ящики целиком посвящены Средней Азии, 20 и 21 ящики – Кавказу, 23 и 24 ящики – Мурманской дороге, 18 и 19 ящики – проекту в память 1812 г.
Однако есть и исключения. Так, в ящике №6 содержатся Мариинская водная система, Кавказ и Волга около Костромы. В 25 ящике содержатся разнообразные по темам ранние фотографии.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6535 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Известны только по названиям
СообщениеДобавлено: 21 окт 2008, 12:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Уважаемые друзья! У меня есть предложение к тем, кто хотел бы помочь нашему проекту, но не знает чем.
К контрольных альбомах Прокудина-Горского есть немало подписей без контрольных отпечатков. Нам необходимо составить список всех таких подписей по альбомам. В прямоугольных скобках можно указывать место съемки, исходя из соседних подписей, если из самого названия оно не очевидно (при сомнениях - со знаком вопроса).
Результаты этой важной работы можно было бы дать в итоговом разделе нашего проекта под названием "Фотографии, известные только по подписям в контрольном альбоме". При этом в тех случаях, когда негатив удалось обнаружить, будет делаться специальная пометка со ссылкой на номер соответствующего слайда в Библиотеке конгресса (как, например, в случае с первой русской церковью в Артвине, водокачкой на станции Голодная Степь, видом Шадринска с тумановой горы, портретами из Ростовского музея и т.п.).

Предварительные результаты в виде списков по отдельным альбомам можно выкладывать на этой теме.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7132 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет