Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 25 ноя 2017, 02:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 177 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 01 фев 2009, 19:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Назрел вопрос: когда Прокудин-Горский снимал Баку?

Вроде бы, он должен был снимать его во время путешествия по Муганьской степи, которое состоялось, как нам представляется, летом 1912 г. Но на всех муганьских фотографиях зелень в полном расцвете - спелые арбузы, гранаты и т.д. Значит - второая половина (конец) лета.
А что мы видим на обеих бакинских фотографиях? Голые мертвые ветки. Явно это зима.

Изображение

Значит это было отдельная поездка. Но странно, зачем надо было ехать в Баку через всю страну ради двух снимков (прямо скажем, не самых интересных), когда ПГ был совсем рядом с этим городом летом 1912 г.? Вопрос.

Вернусь ещё раз к снимку, который я здесь как-то приводил:

Изображение

Обратите внимание - на снимке пометка "1914 г.", а со здания ещё не сняли все леса. А у ПГ этих лесов уже нет. В прошлый раз я подумал, что кто-то ошибся с датировкой, тем более, что по всем источникам известно - здание общественных собраний было окончено строительством в 1912 г. Но сейчас я уже не так уверен в этом.
Есть одна интересная теория. В 1914 г. было основано АО "Биохром". Его главными акционерами выступили, как я недавно узнал, бакинские нефтепромышленники. А что, если ПГ в 1914 г. ездил к ним туда на переговоры по этой фирме, заодно сделав несколько снимков. Могу также предположить, что здание общественных собраний строилось на деньги тех же бакинских нефтепромышленников, поэтому Пг и запечатлел его, нарушив свой принцип - никогда не снимать европейской архитектуры в экзотических восточных городах (см. статью ПГ в журнале "Фотограф-любитель" за 1907 г.).

Короче, вот такие дедуктивные фантазии. Может быть, когда нибудь подкрепятся документально.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8145 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 01 фев 2009, 20:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Впрочем, есть и другая версия датировки фотографий Баку. Чтобы понять, как ПГ мог оказаться в этом городе, достаточно взглянуть на карту железных дорог Российской империи. В начале марта 1912 г. ПГ направлялся в Батум, а единственный путь по железной дороге туда лежал через Владикавказ и Баку. Эти два последних города не входили в планы съемок ПГ, но он воспользовался случаем и сделал в них по одному-два кадра. Возможно, хотел ещё раз убедиться, что вся аппаратура работает нормально. Хотя во Владикавказе "пробный" кадр ПГ делал, скорее всего, уже во время летней 1912 г. поездки на Кавказ - зелень на снимке выглядит по летнему.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8148 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 03 фев 2009, 10:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
На сайте Библиотеки Конгресса и у большинства авторов фотографии промышленной части Урала (Екатеринбург, Златоуст и т.д.) датируются почему-то 1910 г., хотя давно известно и документально подтверждено, что они сделаны в сентябре 1909 г.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8171 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 03 фев 2009, 15:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Изучил сегодня огромный фолиант "Царскосельская юбилейная выставка 1911 г.", в котором не только названы все участники выставки, но и приведена подробная информация по каждому из них. И что вы думаете? О Прокудине-Горском и его мастерских - ни слова. Как будто их там и не было.
По Каталогу образцов проекции Прокудина-Горского на выставке должны были состояться с 8 по 14 сентября 1911 г.

Что у нас по Хронологии:
1911, 3 сентября - Прокудину-Горскому выдается удостоверение, разрешающее съемку в Бородинском дворце.
1911, 4 сентября - Прокудин-Горский фотографирует в Белгороде во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского
1911, сентябрь - Прокудин-Горский снова едет в Туркестан «по Высочайшему повелению для производства работ».

Конечно, ПГ мог успеть сделать свои проекции между съемками Бородинских мест и Туркестана.
Но, может быть, в последний момент участие его мастерских в выставке по каким-то причинам было отменено? Например, в связи с "Высочайшим повелением"?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8175 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 03 фев 2009, 16:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Думаю тут можно со 100% уверенностью сказать что вы правы! Не представляю себе как можно за три-четыре дня успеть вернуться из Белгорода, подготовить все для выставки, произвести показы, с тем что бы снова умчаться да ещё и в Среднюю Азию. Просто нереально. К тому же торжества по случаю канонизации Св. Иосаффа были грандиозные (этот Святой очень чтим в Белгороде, да и не только там), так что врядли Сергей Михайлович был там всего один день.

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8177 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 16:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Не дает мне покая цитата из Гараниной: "в январе 1905 г. он «ознакомил собрание со своими работами по
цветной фотографии, проводившимися им в течение трёх последних лет в
Берлине в лаборатории профессора Мите и в Санкт-Петербурге. Затем
докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у
нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и
содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды
Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего
солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок
природы, вызывали долго не смолкающие аплодисменты и возгласы
одобрения среди присутствующих»".
Источник - в петербургском архиве, мне самому туда не добраться, а проверить надо.
Либо Гаранина перепутала дату (не 1905, а 1906 г.), либо мы ещё совсем плохо представляем хронологию раннего творчества ПГ. "Виды Дагестана и Кавказа" - когда их снимал ПГ? Я думал, что в декабре 1904 или начале января 1905 г., судя по номерам негативов, которые идут почти сразу за осенними финскими видами 1904 г. Ан нет. Сегодня я нашел одну зацепку в "Фотографе-любителе", согласно которой Дагестан снимался в апреле. Это соответствует состоянию природы на снимках. Но какого года? 1904?
Логично предположить, что Дагестан снимался вместе с другими видами Кавказа во время большой поездки апреля-сентября 1905 г. Но тогда Гаранина ошиблась с датой доклада. Надо перепроверить в РГИА СПб.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8185 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 17:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
С.П.Гаранина подтвердила 1916 г. для съемки Мурманской ж.д. Она также сказала, что не нашла никаких подтверждений съемок Прокудиным-Горским русско-японской войны. Думаю, эти два вопроса можно считать закрытыми. По поводу моего предыдущего сообщения я её спрашивать не стал, это надо самим проверять в архиве.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8188 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 17:44 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
В связи с текстом реферата доклада в ИРТО, правильно ли оставлять вот эту запись в хронологии?
"1911, конец года: у Прокудина-Горского уже 2200 тройных негативов. "
http://www.temples.ru/pghron.php#1911

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8190 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 17:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):
В связи с текстом реферата доклада в ИРТО, правильно ли оставлять вот эту запись в хронологии?
"1911, конец года: у Прокудина-Горского уже 2200 тройных негативов. "
http://www.temples.ru/pghron.php#1911


Я бы написал в скобках: "по другим сведениям - более 4000". Всё таки цифра 2200 имеет более достоверный характер - она взята из Дела канцелярии Совета Министров о приобретении коллекции.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8191 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 04 фев 2009, 20:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 май 2008, 20:15
Сообщений: 243
Откуда: Москва
Слава писал(а):
С.П.Гаранина подтвердила 1916 г. для съемки Мурманской ж.д. Она также сказала, что не нашла никаких подтверждений съемок Прокудиным-Горским русско-японской войны. Думаю, эти два вопроса можно считать закрытыми. По поводу моего предыдущего сообщения я её спрашивать не стал, это надо самим проверять в архиве.

Насчет русско-японского альбома написал Свечиным. Может быть они что-то прояснят.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8194 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 05 фев 2009, 11:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Чес слово, тут надо не Свечиным писать. Я вот думаю надо попробовать зайти с другой стороны. Раз это "Издание Главного Штаба" то логично пологать что заказчиком была армия. Помнится было такое официальное армейское издание в котором ежегодно расписывалось что было издано для военных, что рекомендуется приобрести в полковые библиотеки и т.п. Вот там думаю и стоит попробовать найти... Вот возможные источники - 1) Приказы по военному ведомству за ... [1809-1917] год. Спб.-Пг., [1809-1917]. Изд. ежегодное. 2) Патин К. А. Справочник. Полный и подробный алф. указ. приказов по военному ведомству, циркуляров, предписаний и отзывов Гл. штаба и прочих гл. упр. и приказов, приказаний и циркуляров по всем воен. округам за 52 г., с 1854 по 1911 г. Настольная книга для штабов, канцелярий, упр., учреждений и заведений. Изд. 3-е, доп. Кн. 1-2. Спб., 1911. 3) мелькало что-то похожее на сайте vgd.ru

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8210 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 05 фев 2009, 18:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вчера у меня была ещё одна интересная находка. В "Фотографе-любителе", №5 за 1906 г. была статья Прокудина-Горского, посвященная проблеме освещения при съемке. Оказывается, ПГ уделял её такое большое внимание, что предлагал даже составить справочник, в какое время суток того или иного сезона те или иные достопримечательности России наилучше освещены солнцем (кстати, при автобусных турах я много раз убеждался, что снять некоторые достопримечательности невозможно утром или вечером из-за положения солнца).
Так вот, в качестве образца ПГ привел небольшую таблицу:

ПРИМЕРЫ:

город объект время года час наилучшего освещения
___________________________________________________________
Выборг Общий вид города май 9 час. утра
с горы Папуля август 12 ч. дня

Киев Главный собор начало сентября 2 часа дня
Киево-Печерской май 10 часов утра
лавры

Дагестан, Место пленения апрель 8 часов утра
Гуниб Шамиля


Я думаю, объяснять значение этой таблицы для нас никому не нужно. Мы имеем точную информацию о месяце съемок Прокудиным-Горским некоторых ключевых мест. Нет только года.

С Киевом всё понятно. ПГ снимал его дважды в мае и начале сентября 1905 г. Разумеется, он туда специально не приезжал два раза, просто Киев лежал на путях его маршрутов.

С Выборгом сложнее. Август относится почти наверняка к 1904 г. А вот май - это 1904 или 1905 г.
С Дагестаном ещё интереснее. До вчерашнего дня я не мог себе представить - как могло занести ПГ в Дагестан до января 1905 г. (согласно информации Гараниной о демонстрации снимков Дагестана и Кавказа в январе 1905 г.).
Теперь я почти с полной уверенностью могу сказать - у Гараниной ошибка с датой. ПГ снимал Дагестан в апреле 1905 г. вместе с другими районами Северного Кавказа.

В "Фотографе-любителе", №2 за 1906 г. ПГ пишет, что для многомесячного путешествия по России в 1905 г. построил специальную палатку, которая кое-как позволяла осуществлять съемку в полевых условиях. Из этого ясно, что до 1905 г. ПГ не мог снимать в Дагестане чисто физически. В 1904 г. он снимал там, где у него были под рукой удобства: все финские снимки сделаны при путешествии на небольшом корабле (катере) по Сайменскому каналу или в окрестностях дачи Старка (Зигфрида). Лужские снимки также сделаны в пределах досягаемости дачи в Турово, где у ПГ наверняка была оборудована комната.

И ещё один вопрос - как ПГ так точно запомнил часы съемок. Всё-таки у него был полевой журнал!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8212 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 11 фев 2009, 15:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Гаранина пишет:

Цитата:
В январе 1905 г. Прокудин-Горский выступил на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества и "ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних нет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию. Так, например виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго не смолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих".


С недавних пор и до последнего момента я был уверен, что Гаранина ошиблась с датой этого собрания, т.к. ПГ не мог снимать Дагестан ранее апреля 1905 г.
Взял Записки ИРТО и проверил.
Дата выступления оказалась почти верной - оно состоялось 4 февраля 1905 г. Значит ПГ всё-таки снимал Дагестан в апреле 1904 (если не 1903) г.!!!
Это ломает все мои представления о начальном этапе цветных съемок. Получается, что самые ранние свои опыты в России (из того, что мы можем хоть как-то датировать) ПГ делал не в окрестностях СПб, как логично было бы предположить, а в одном из самых труднодоступных районов Европейской России. При том, что до 1905 г. у него не было для этого ни малейших условий (спецпалатку он сделал себе в 1905 г.).
Ни малейшего представления о том, как вообще могло занести ПГ в Дагестан в 1904 г. В составе Каспийской экспедиции 1904 г.? Но она занималась биоресурсами Каспия, аул Гуниб совсем в другой строне.
И ещё. В тексте сообщения говорилось о видах "Дагестана и Кавказа". Не суть, почему тогда Дагестан не считали Кавказом, важно, что некоторые из других снимков Северного Кавказа были сделаны ПГ до 1905 г.! Очевидно, эти снимки мы видим на открытках.

Далее. Гаранина пишет: "13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии"

Все почему-то привыкли считать эту дату отправной точкой в деятельности ПГ по цветном фотографированию. Я посмотрел журнал этого заседания в записках ИРТО. Там речь идет о том, что ПГ ознакомил собравшихся с методом изготовления цветных диапозитвов, увиденным им на фабрике у некоего доктора Гезекииля. Судя по описанию, к методу А.Мите эта технология прямого отношения не имела. Кроме того, двое членов Отделения сразу указали, что подобный способ был значительно ранее опубликован Сангером-Шепардом. В дальнейшем ПГ ещё неоднократно публиковал в своем журнале сообщения о тех или иных способах цветной фотографии и печати, предлагаемых иностранными учеными.
Таким образом, дата 13 декабря 1902 г. к деятельности самого Прокудина-Горского особого отношения не имеет.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8225 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 13 фев 2009, 21:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Мое предыдущее сообщение о том, что дата 13 декабря 1902 г. к деятельности самого Прокудина-Горского особого отношения не имеет, явилось результатом недоразумения. Оказывается, в Записках ИРТО выступление Прокудина-Горского было настолько сокращено, что его смысл полностью исказился. Сегодня нашел другой отчет об этом событии - в журнале "Фотограф-любитель" за 1903 г. В действительности, сообщение о способе изготовления диапозитвов у Гезекииля было второстепенным, а главный рассказ был об обучении ПГ в школе у Мите в Шарлотенбурге в течении полутора месяцев. При этом ПГ продемонстрировал цветные диапозитивы. которые он изготовил сам по методу А.Мите.
Возникает вопрос, с каких снимков были эти диапозитивы? Свою камеру Мите создал в 1902 г., разместив заказы на её постройку в двух или трех германских фирмах, владевших необходимой технологией. Публичную презентацию своего аппарата Мите провел только в 1903 г. Поэтому маловероятно, что у ПГ в декабре 1902 г. мог быть свой аппарат. Думаю, на его изготовление и освоение ушел весь 1903 г. Таким образом, можно предположить, что снимки были сделаны ПГ в лаборатории Мите аппаратом последнего. В журнале "Фотограф-любитель" за весь 1903 г. больше ни разу не упоминалось об опытах ПГ по цветному фотографированию, зато была заметка (в августе) о выполнении мастерской ПГ работ по цветной репродукции работ известных художников.

Ещё выяснил одну дату: 23 февраля 1905 г. в Политехническом музее в Москве Прокудин-Горский демонстрировал свои цветные снимки местному фотографическому обществу.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8241 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 13 фев 2009, 23:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Таким образом всю коллекцию в целом можно условно поместить в рамки 1904-1916 годов? Просто вопрос этот интересен именно с той точки зрения, когда именно были сделаны первые цветные снимки России.

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8243 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 177 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет