Идентификация пристани в Кондопоге стала прорывом: оказалась, что на современной территории этого города и в его ближайших крестностях сделана целая серия снимков.
Прежде всего, это LC-DIG-prokc-20275 "Карьер около станции Каннесемга"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20275v.jpgНа снимке изображен "Карьер Нигозерского месторождения черных глинистых сланцев (шунгита) в 2,5 верстах от станции Кивач". Ныне это окраина Кондопоги.
Об этом я прочел в книге М.М.Филиппова "Шунгитоносные породы Карелии" (Петрозаводск, 2004). С.412. Она есть в формате пдф в Сети.
Номер негатива - 62. На снимке виден характерный для шунгита черный цвет отвала в карьере и окружающей почвы. Шунгит - уникальный минерал, который добывается только в Карелии, используется во многих отраслях народного хозяйства. Разработка карьера велась с 19 века и возобновилась в период строительства Мурманки.
На карте карьер обозначен у правого берега Нигозера за изгибом ж.д. пути:

Но это не всё. На снимке карьера мы видим группу характерного вида бараков, у которых скаты крыши заменяют стены.
Именно такой тип барака мы вилем на знаменитом снимке с военноленными LC-DIG-prokc-20279 "Группа военнопленых у барака"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpgномер негатива - 67
Я считаю, что снимок с пленными был сделан именно около станции Кивач, т.е. на окраине современной Кондопоги.
Именно здесь в период строительства Мурманки находился лагерь военнопленных. Почему именно здесь? Дело в том, что после завершения строительства южного участка Мурманки делать военнопленным на мелких станциях типа Кяппесельга, Лижма, Илемсельга, Пергуба было просто нечего. Только у станции Кивач имелась группа производств, ради которых можно было удерживать здесь остродефицитные трудовые ресурсы в период аврального строительства Северного участка.
На одном из сайтов о Кондопоге читаем:
«Петербургский инженер Тимофеев предложил создать подпорную плотину в деревне Сопоха на озере Сандал, а на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа построить канал. Дело обещало стать прибыльным. Вскоре были начаты работы по разбивке трассы канала, рубке леса и геологическим изысканиям. Невдалеке вырос рабочий поселок. Строительство железнодорожной ветки на Сопоху и кирпичного завода велось вольнонаёмными крестьянами и военнопленными, направленными сюда в годы Первой мировой войны».
Источник:
http://elena-kircanova.narod.ru/str43.htmlВольнонаемные крестьяне жили в бараках получше:
LC-DIG-prokc-20276 "Бараки военнопленных австрийцев у станции Каннесемга"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20276v.jpgСудя по номеру негатива (63) этот снимок также сделан у станции Кивач.