Храмы России
http://www.temples.ru/forum/

Суда на Мариинской системе
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4225
Страница 2 из 5

Автор:  Елена [ 14 окт 2011, 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Сегодня читала книгу по истории Мариинской системы ("Выдающиеся гидротехнические сооружения мира: Мариинская водная система "), так вот там в части Белозерского канала было сказано следующее — после строительства канала в обход Белого Озера жители посада Крохино сильно пострадали, так как канал миновал посад. Значимость и богатство Крохино сильно упало, а главное, перестали требоваться в большом количестве лодки-белозерки! Купцы начали использовать так называемые барки-унженки. Качество их было не высоко, одной лодки хватало максимум на два прохода от Рыбинска до Петербурга. Но это была не беда, так как по прибытии в Петербург купцы просто продавали свои барки на дрова. И оказалось, что такой способ для купцов был по деньгам выгоднее Затраты на постройку такой барки примерно оценивались в 600 рублей, причем 125 потом возвращалось за продажу дров. Считается что именно от этого промысла пошло название Барочной улицы в Санкт-Петербурге.
В итоге, уже к 1847 году количество произведенных лодок-белозерок сильно сократилось и на канале они перестали использоваться.
В этой книге приводится список всех типов лодок Мариински к началу XX века с пояснениями. Белозерки в этом списке вообще нет...

Автор:  seredina77 [ 14 окт 2011, 14:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Елена писал(а):
Сегодня читала книгу по истории Мариинской системы ("Выдающиеся гидротехнические сооружения мира: Мариинская водная система "), так вот там в части Белозерского канала было сказано следующее — после строительства канала в обход Белого Озера жители посада Крохино сильно пострадали, так как канал миновал посад. Значимость и богатство Крохино сильно упало, а главное, перестали требоваться в большом количестве лодки-белозерки! Купцы начали использовать так называемые барки-унженки. Качество их было не высоко, одной лодки хватало максимум на два прохода от Рыбинска до Петербурга. Но это была не беда, так как по прибытии в Петербург купцы просто продавали свои барки на дрова. И оказалось, что такой способ для купцов был по деньгам выгоднее Затраты на постройку такой барки примерно оценивались в 600 рублей, причем 125 потом возвращалось за продажу дров.

Лен, ты знаешь, я пару лет назад, когда готовил пост в ЖЖ про Мариинскую систему, тоже самое читал (к сожалению, сейчас не вспомню где, но постараюсь разыскать источник), только вместо барок-унженок (в некоторых источниках встречается термин "унжакИ") назывались барки-коломенки (вариация - коломненки), причём стоимость их и навар с продажи на дрова были точно такими же, как ты сейчас привела.
Ох, не доверяю я современным авторам, которые пытаются рисовать масштабные труды...

Автор:  Елена [ 14 окт 2011, 15:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

seredina77 писал(а):
Ох, не доверяю я современным авторам, которые пытаются рисовать масштабные труды...

Ну это я легко соглашусь :lol:

Либо один списал у другого, либо у обоих был один источник информации.
Самым лучшим источником было бы старое фото белозерки откуда-нибудь вроде архива Белозерского или Вологодского.

Но сама идея о том, что спрос на белозерки, которые строились специально для Белого Озера, упал, кажется мне логичной.
Если нет нужды идти по Белозеру, то и нет нужды в особых судах?
Но без архивного подтверждения это, конечно, только ИМНО :)

Автор:  seredina77 [ 14 окт 2011, 15:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Елена писал(а):

Кстати, определение "белозерки" есть в словаре Брокгауза и Ефрона:

Белозерка вид судна
— а) Барка плоскодонная, плавающая по Вышневолоцкой системе; наибольшие размеры ее в длину 14 саженей, в ширину 6½ саженей и в высоту — 10 четвертей аршина. Несколько таких барок (от 3-х до 5-ти) сплачиваются вместе с помощью гребок и шестов.

б) Лодка, длиной не более 3 саженей, шириной 3 фута и глубиной 1¾ фута; груза поднимает до 25 пудов, углубляясь на 1 фут; служит 4—6 лет; строится в Белозерском бассейне из осинового, соснового и частью елового леса.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/11254/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0

25 пудов — это ж 400 кг!


Вот, теперь можно и сравнить данные, приводимые словарем Брокгауза и Ефрона, с данными, приводимыми И.Г.Щукиной.
У Б-Е длина лодки обозначена в пределах 3 саженей. 1 сажень = 2,134 м. Получаем 2,134*3=6,402 м.
Сравниваем с данными от Щукиной - 6,4 м.

У Б-Е осадка груженой лодки до 1 фута. 1 фут = 30,48 см = 0,3048 м.
Сравниваем с данными Щукиной - 0,3 м.

Про высоту бортов у Щукиной я уже писал...

У Б-Е глубина лодки (видимо, речь о высоте бортов) указана 1 3/4 фута = 1,75 фута =53,34 см = 0,5334 м

Судно на фотографии "Трешкот", помоему вполне удовлетворяет вем перечисленным параметрам.

Автор:  seredina77 [ 14 окт 2011, 15:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Елена писал(а):
Елена писал(а):
seredina77 писал(а):
Ох, не доверяю я современным авторам, которые пытаются рисовать масштабные труды...

Ну это я легко соглашусь :lol:
:lol:
Либо один списал у другого, либо у обоих был один источник информации.
Самым лучшим источником было бы старое фото белозерки откуда-нибудь вроде архива Белозерского или Вологодского.
Поищем...
Но сама идея о том, что спрос на белозерки, которые строились специально для Белого Озера, упал, кажется мне логичной.
Если нет нужды идти по Белозеру, то и нет нужды в особых судах?
А вот об этом как раз тоже написано в статье И.Г.Щукиной. Все именно так и было...
Но без архивного подтверждения это, конечно, только ИМНО :)

Автор:  DMITRY [ 20 ноя 2011, 01:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Неуловимые белозерки

[0985] [1054]

В поездке 1863 года Наследник Цесаревич Николай Александрович посетил Белозерск.
(Авторы описания К.Победоносцев и И.Бабст)

Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

Ранее приводился текст из "Обзора водных путей", составитель инженер МПС С.М.Житков. (Обзор составлен на основании отчетов Главноуправляющих и Министров П.С.)

Изображение

В обоих источниках пишется одно и тоже. И ни слова про лодки-белозерки.
Плоскодонные суда (или речные суда) привозили товары по Шексне от Рыбинска в Крохино, где происходила перегрузка на озерные суда "специальной конструкции" (или палубные суда), которые везли товары через Белое озеро в р.Ковжу.

И.Г.Щукина:
"Судоходство на Белом озере было сосредоточено в руках ... владельцев знаменитых "белозерок" (лодок, приспособленных для плавания по капризному и порой бурному озеру). Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое ... в Вознесение. Там груз перегружался .... Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру."

Петер прислал "Путевые очерки" Ф.А.Арсеньева
http://www.booksite.ru/fulltext/ars/eny/ev/index.htm

До 1846 года главнейшее неудобство Мариинской системы состояло в необходимости переплывать судам Бело-озеро для входа в реку Ковжу. Кладь, отправляемая из Рыбинска по Шексне, тянулась прежде на беспалубных судах до Крохинской пристани, до самого истока реки Шексны, где стоит на левом низменном берегу большое селение Крохин посад. Здесь совершалась перегрузка товаров с мелких и плоскодонных судов на суда совершенно особой конструкции, примененные к парусному ходу по озеру и называемые поэтому озерными. На них грузы перевозились озером прямо в Ковжу. С прочною трехмачтовою оснасткою, с глухою палубою, с корабельным рулем и очень твердо и искусно сформированным корпусом, озерное судно бывало чрезвычайно красиво на своем полном, двенадцатипарусном ходу. Построить его обходилось довольно дорого: тысяч до трех и более рублей, зато и служило оно от десяти до двенадцати лет. (гл.1 "На Шексне.")

На рисунке яхта с глухой палубой. Судно при таком крене перевернется.
Изображение
Глухая палуба у судна препятствует попаданию воды в трюм при шторме. Если волна захлестывает судно, то вода стекает с глухой палубы обратно в озеро.

3 мачты, глухая палуба, 12 парусов- судно чрезвычайно красиво.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 22 ноя 2011, 00:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Белозерка на рисунке

На стр.1 в тексте "Многоликая белозерка" приводилось описание белозерки (О.А.Золотова, Е.А.Скупинова "От Мариинки до Волго-Балта. Суда и судоходство", Вологда 2010.)

Изображение

В книге под описанием есть рисунок судна, который я не вставил в текст посчитав, что авторы могли поместить не белозерку, а что-то похожее.
Но при сравнении с описанием Ф.А.Арсеньева видно, что рисунок подходит:

" ... суда совершенно особой конструкции, примененные к парусному ходу по озеру ... . С прочною трехмачтовою оснасткою, с глухою палубою, с корабельным рулем и очень твердо и искусно сформированным корпусом, озерное судно бывало чрезвычайно красиво на своем полном, двенадцатипарусном ходу. "

С количеством мачт Арсеньев мог ошибиться, а могли быть и разные модификации лодок (2 или 3 мачты).
Согласуется этот рисунок и с текстами К.Победоносцева и С.Житкова.

Изображение
ЛОДКА-БЕЛОЗЕРКА

Автор:  DMITRY [ 22 ноя 2011, 00:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Трешкот

[0985] [1054]

В Олонецких губерн. ведомостях за 1859 год № 24 есть статья про трешкоты на участке Вытегра-Онежский канал-Вознесенье.

Изображение
http://ogv.karelia.ru/catalog.shtml

Первые трешкоты появились в 1851 г., они были очень неудобны и с 1854 г. делается следующая модель (тоже малоудобная).
В 1859 г. изготавливливаются два новых трешкота "Свирь" и "Вытегра" (четыре комнаты "и на палубе сидеть удобно").

Из описания модели 1854 года:

Лодка с навесом, каюта на корме, узкий вход в которую на ночь закрывается досками.
В каюте помещается 2-3 чемодана и человек шесть.
"Душно и гадко" в такой каюте. "Встанешь- потолок мешает, ляжешь- товарищей стеснишь, остается одно- сидеть."
Летом можно и на палубе, если дождь, то "с навеса вода течет на голову".

Описание подошло бы к снимкам, особенно к 1054.

Изображение

Поездка ПГ по Системе была в 1909 году.
Трешкотов ни старых, ни новых уже не было. У них была лошадинная тяга, а пассажирскими перевозками занимались пароходы.
Сами трешкоты стали использоваться для хознужд, лет за 30 их конструкция изменилась, они уменьшились в размерах (0985), исчез навес.
Что называлось "палубой" у первых трешкотов неизвестно, возможно, что у образцов 1851-1854 годов ее и не было в обычном понимании.
Но название у этих лодок осталось старое- "трешкот".

На снимках старые трешкоты, точнее то, какими они стали за время, как перестали перевозить людей и используются для перевозки грузов. Можно сказать- "грузовые трешкоты".
ПГ не сделал ошибки, он неточно записал.

http://ogv.karelia.ru/magview.shtml?id=3781&page=7

Автор:  seredina77 [ 30 ноя 2011, 13:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

DMITRY писал(а):
Трешкот
Поездка ПГ по Системе была в 1909 году.
Трешкотов ни старых, ни новых уже не было. У них была лошадинная тяга, а пассажирскими перевозками занимались пароходы.
Сами трешкоты стали использоваться для хознужд, лет за 30 их конструкция изменилась, они уменьшились в размерах (0985), исчез навес.
Что называлось "палубой" у первых трешкотов неизвестно, возможно, что у образцов 1851-1854 годов ее и не было в обычном понимании.
Но название у этих лодок осталось старое- "трешкот".

На снимках старые трешкоты, точнее то, какими они стали за время, как перестали перевозить людей и используются для перевозки грузов. Можно сказать- "грузовые трешкоты".
ПГ не сделал ошибки, он неточно записал.


И мы, по логике вещей, замкнули круг, оказавшись у первого поста этой ветки форума....

Автор:  DMITRY [ 01 дек 2011, 01:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Трешкоты на фотографиях

[0985] [1054]

Изображение

Слева вверху фрагмент снимка г.Вытегры у шл. св.Сергия, 1890-е годы.
У пристани пассажирский трешкот (увидел Петер).
На других фрагментах- служебный трешкот II-го Округа П.С., река Вытегра, фото из альб. 1865 года.
Но такие трешкоты строятся с 1859 года (Олонецк.губерн.ведом.).

Автор:  DMITRY [ 01 дек 2011, 01:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Рыбацкие лодки на Белом озере.

Изображение
http://krokhino.ru/gallery3

Рыбацкие лодки непохожи на "трешкот" Прокудина-Горского.
Похожую лодку можно увидеть у шлюза на реке Вытегре в 1865 году.

Изображение

Белозерки ли это?

Автор:  DMITRY [ 01 дек 2011, 01:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Межеумки

[0985]

Илья Тюменев в середине 1890-х проехал всю Мариинскую систему от Петербурга до Рыбинска, через 10 лет опубликовал воспоминания.
Вот, что пишется о Белозерском канале (предоставил Петер):

Изображение

МЕЖЕУМОК - всякий предмет, который не может быть отнесен к какому-нибудь определенному сорту, разряду, области.
Неполномерные суда- это на современном языке маломерные.
Лодка на 0985- неполномерное судно или межеумок.
Народ разделял суда по типам, но при этом не нагружался названиями, которые были у каждого неполномерного судна.
"Мариинки, тихвинки, полулодки, межеумки ...", белозерок автор почему-то не помнит.

Автор:  DMITRY [ 01 дек 2011, 01:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Павел I и белозерки.

Белозерки упоминаются в указа Павла I в 1800 году (предоставил Петер).

Изображение

Изображение

Указывается ширина белозерок! 3 саженя- 6,4 метра.
Она попадает в верхнюю границу у О.Золотовой и Е.Скупиновой.

"По сему не было"- построили шлюзы шириной около 9 метров (сообщил Петер).
Поэтому со временем число белозерок стало сокращаться- по озеру грузы перевозить не надо, а по каналу могут ходить суда шириной до 9 метров.

Автор:  DMITRY [ 01 дек 2011, 01:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

К.Случевский "По Северу России", год 1864.
http://elibrary.karelia.ru/

Из описания Белозерского канала:

Изображение

Рисунок Горицкого монастыря на р.Шексне.

Изображение

К пристани подплывает БЕЛОЗЕРКА.

Можно ли доверять таким рисункам? Ниже проверочное фото.

[1054]

Автор:  DMITRY [ 29 дек 2011, 23:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Не белозерка и не трешкот

[0985]

Из путешествия Вел.кн. Константина Николаевича в 1844 году:
http://elibrary.karelia.ru

Изображение

Из всего ранее написанного:
белозерка- большая палубная 2-х мачтовая лодка, шириной до 6,4 метра (исходя из ширины длиной около 20-23 м.), "по величине и конструкции мало уступающая галиотам Ладожского озера".

Изображение

Лодка на снимке ПГ не белозерка и не трешкот (ни внешний вид, ни размеры не подходят по его описание).
Это малоразмерное судно для перевозки грузов, общее название которых на Белозерском канале- межеумок (И.Тюменев).
Лодки такого типа на снимках ПГ есть в Вознесенье, на Белозерском канале, на Шексне и название у них должно быть.

Страница 2 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/